ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 525
Скачиваний: 4
Тема «естественнонаучные основы психологии»
Практическое занятие «функциональная асимметрия
мозга»
Цель: изучение функциональной асимметрии мозга человека.
Наукой установлена врожденная предрасположенность полушарий головного мозга человека к разделению обязанностей. В процессе индивидуального развития от рождения до зрелости происходит постепенное усиление специализации в работе левого и правого полушарий головного мозга. У каждого полушария свой круг обязанностей. Одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения: левое перерабатывает информацию абстрактно-логически, правое – наглядно-образно, наглядно-действенно. Межполушарные связи обеспечивают синтез информации, имеющийся в обоих полушариях. Первые проявления функциональной асимметрии полушарий мозга замечаются у ребенка около 2 лет. Перекрестная доминанта, или амбидекстрия, могут создать трудности в развитии ребенка. Поэтому у детей всегда следует выяснять ведущее полушарие.
Методика «определение ведущего полушария головного
мозга»
Цель: определение ведущего полушария головного мозга человека.
Материалы: несколько нелинованных листов бумаги, карандаш, лист для регистрации результатов.
Процедура исследования. Методика состоит из одиннадцати субтестов, выполняемых испытуемым под наблюдением исследователя, который фиксирует результаты.
1. Тест на переплетение пальцев. Если большой палец левой руки оказывается сверху, ставится буква «П», и наоборот.
2. Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3–4 см, обоими глазами. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону. Если это правый глаз, ставится буква «Л», и наоборот.
3. Скрещивание рук, или «поза Наполеона». Ведущей считается рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на ней сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Если правая кисть, ставится «Л», и наоборот.
4. Тест на аплодирование. Если сверху правая рука, – «Л», и наоборот.
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую лист пополам. Берется во внимание то, к какому краю листа ближе проведена линия, разделяющая его пополам. Если к правому, – «Л», и наоборот.
6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой, затем правой рукой. Если правая рисует лучше, она доминирует, – «Л». Если левая нарисовала лучше или также, значит, доминирует левая, – «П».
7. Проставить произвольное количество (не считая) вертикальных палочек левой, а затем правой рукой. Подсчитать их количество. Доминирующая рука рисует большее количество; если это правая, – «Л», если левая, – «П».
8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой. Если рисунок против часовой стрелки – «Л», если по часовой – «П».
9. Положить ногу на ногу и определить, какая находится сверху. Если правая – «Л», и наоборот.
10. Покружиться в наиболее удобную сторону. Если против часовой стрелки удобнее, – «Л», если по часовой, – «П».
11. Попросить моргнуть быстро одним глазом. Быстрее моргает недоминирующий глаз. Если быстрее моргнул левый глаз, следовательно, доминирующий правый, – «Л», и наоборот.
Обработка и анализ результатов. Определение ведущего полушария ведется по формуле:
где Клп – коэффициент левополушарной доминантности; Елп – число приемов, в которых наблюдалась доминантность левого полушария – «Л»; Епп – число приемов, в которых наблюдалось преобладание правого полушария – «П»; Ео – число приемов, в которых не выявлена доминантность того или иного полушария.
Результаты:
1. Клп больше + 30% – полное доминирование левого полушария.
2. Клп от +10 до +30 – неполное доминирование левого полушария.
3. Клп от + 10 до –10 – неполное доминирование правого полушария.
4. Клп от –10 и ниже – полное доминирование правого полушария.
У левшей и скрытых левшей чаще наблюдаются случаи, описанные в пунктах 3 и 4.
Раздел 2 «общая психология личности
и деятельности»
Тема «личность, ее структура и проявления»
Практическое занятие «психологические особенности
личности»
Цель: изучение психологических особенностей личности.
Личность – это прижизненно формирующееся и индивидуально своеобразное сочетание черт, свойств, отношений и действий. В основе личности лежит ее структура. В структуру личности человека входят три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений, самосознание и мировоззрение личности.
Методика «САМООЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ЖИЗНЕННЫМ
КОНСТРУКТАМ» (Т. В. ДЕМБО – С. Я. РУБИНШТЕЙН)
Цель: выявление уровня самооценки личности (вариант для подросткового возраста и старше).
Материалы: карточки с вертикальными отрезками прямых 10 см, карандаш, лист бумаги.
Процедура исследования. Вертикальные отрезки прямых для оценки конструктивных величин интегральной самооценки располагаются не все вместе, рядом друг с другом, а на отдельных карточках. Карточки предъявляются испытуемому последовательно, на каждой указано определенное качество личности. После каждого этапа карточки переворачиваются. По окончании опыта все отрезки с отмеченными на них точками переносятся на одну общую карточку, по точкам строится график («профиль») интегративной самооценки.
Инструкция: «Прошу вас оценить собственные ум, волю, здоровье, счастье, способности, авторитетность, умелость, внешность, уверенность в себе, скромность, активность, характер, самостоятельность, успешность, обаяние не так, как о них говорят другие, – главное, что вы сами думаете о себе, насколько вы сами удовлетворены своей волей, характером и т.д. Свою оценку обозначьте точкой на вертикальном отрезке».
Обработка и анализ результатов. Уровень адекватной самооценки от 40 до 70 %. «Пилообразный» профиль самооценки отвечает состоянию неуравновешенности проявления свойств личности или (и) социальных отношений, когда отсутствует стабильность личностного развития. Это не является ни негативным, ни положительным фактом в самооценке: важно поставить вопрос о причинах обнаруженной нестабильности личности. Является ли нестабильность самооценки личности ситуативной или отражает особенности личности – особенности темперамента, характера, мотивации и других психических образований.
Не может идти речь о «плохой» либо «хорошей» самооценке. Говорят о достоинствах индивидуально-своеобразной самооценки, ее уникальности, неповторимости.
Методика «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДЖ. БАК)
Цель: определение свойств личности.
Тест предназначен как для детей, так и для взрослых. Тест «ДДЧ» особенно целесообразно применять в начале психологической консультации, потому что он может показать, какова основная проблема ребенка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.
Материалы: нелинованный лист бумаги, карандаш, ластик. Стандартный лист бумаги для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «дерево» и «человек», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, его возраст, дата проведения исследования.
Процедура исследования. Выполнение теста состоит из процесса рисования; наблюдения за тем, как испытуемый рисует; беседы после рисования.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.
Записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения.
Беседа с испытуемым о его рисунках начинается с рисунка человека: спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-либо из знакомых. Разговор о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях испытуемого.
Обработка и анализ результатов. При интерпретации теста необходимо исходить из целостности всех рисунков. Возникающие гипотезы интерпретации можно проверить в беседе.
Для качественного анализа рисунков используются три аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции и перспектива. Информативными формальными признаками рисунка считаются расположение рисунка на листе, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, сила нажима карандаша, стиль раскрашивания, стирание рисунка или его отдельных частей. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивным – если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним; или негативным – если пропускает основные детали рисуемых объектов. Интерпретация таких значимых деталей может выявить некоторые конфликты, страх, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева или человека. Очень маленький рисунок человека, например, может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху, снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение испытуемого к своей жизни.
Если ребенок рисует значительно хуже, чем большинство его сверстников, если на рисунке плохая перспектива, неадекватные пропорции, не присутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умственного развития. В таком случае дальнейшее исследование следует направлять на выявление интеллектуальных особенностей ребенка. Например, у дебилов на рисунке «человек» есть голова, конечности, туловище, но нет шеи, ушей, одежды, количество пальцев не соответствует норме.
Если среди рисунков только один выделяется плохим качеством, можно предполагать, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию и что для ребенка важнее разрешение эмоциональных проблем.
Рисунки теста «ДДЧ» могут показать органическую дисфункцию центральной нервной системы (ЦНС). Показатели органического поражения ЦНС:
-
двойные линии в рисунке;
-
несоединенные между собой линии;
-
сильный уклон нарисованной фигуры;
-
очень большая голова.
Присутствие более трех признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение ЦНС. Эта проблема очень важна при психологической диагностике неуспевающих младших школьников. Но наличие органической дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это проявляется как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети, например, могут скорее уставать, быть менее внимательными.
Для количественной оценки теста «ДДЧ» качественные показатели сгруппированы в симптомокомплексы, каждый из которых состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится «0»; присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, на всех трех – 3 балла. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака. Например, отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта) – 2 балла.
Выраженность симптомокомплекса показывает сумму баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Симптомокомплексы теста «ДДЧ»
Симптомокомплекс |
симптом |
Балл |
1. Незащищенность |
1. рисунок в самом центре листа 2. рисунок в верхнем углу листа 3. рисунок внизу листа 4. дом, дерево с самого краю 5. много второстепенных деталей 6. дерево на горе 7. очень подчеркнутые корни 8. непропорционально длинные руки |
0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0, 1 |
Продолжение
Симптомокомплекс |
симптом |
Балл |
1. Незащищенность |
9. широко расставленные ноги 10. недостаток симметрии 11. забор |
0, 1 0, 1, 2, 3 0, 2 |
2. Тревожность |
1. облака 2. выделение отдельных деталей 3. ограничение пространства 4. штриховка 5. линия с сильным нажимом 6. много стирания 7. мертвое дерево, больной человек 8. подчеркнутая линия основания 9. толстая линия фундамента дома 10. интенсивно затушеванные волосы 11. кусты, тесно окружившие дом |
0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2 0, 2
0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1
0, 2 |
3. Недоверие к себе (нерешительность) |
1. очень слабая линия рисунка 2. дом, дерево, человек с краю листа 3. Слабая линия ствола 4. одномерное дерево 5. очень маленькая дверь 6. самооправдывающие фразы во время рисования, прикрывание рисунка рукой 7. неяркий, неясный контур 8. частые стирания |
0, 2 0, 1, 2, 3
0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
0, 2 0, 2 |
4. Чувство неполноценности |
1. рисунок очень маленький 2. отсутствие руки, ноги 3. руки за спиной 4. непропорционально короткие руки 5. непропорционально узкие плечи 6. непропорционально большая система веток 7. непропорционально крупные двумерные листья 8. дерево, погибшее от гниения 9. маленькое туловище |
0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1
0, 1
0, 1 0, 1 |
Продолжение
Симптомокомплекс |
симптом |
Балл |
5. Враждебность |
1. отсутствие окон 2. дверь – замочная скважина или дверь с огромным замком 3. очень большое дерево 4. дерево с края листа 5. обратный профиль дерева, человека 6. ветки двух измерений, как пальцы 7. глаза – пустые глазницы 8. длинные острые пальцы 9. оскал, видны зубы 10. агрессивная позиция человека, оружие 11. зубчатые неровные линии |
0, 2 0, 1
0, 1 0, 1 0, 1
0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 2
0, 2 |
6. Конфликтность (фрустрация) |
1. ограничение пространства 2. перспектива снизу – «взгляд червя» 3. перерисовывание объекта с ухудшением рисунка 4. отказ рисовать какой-либо объект 5. дерево как два дерева 6. явное несоответствие одного из рисунков по качеству 7. противоречивость рисунка и высказывания 8. подчеркнутая линия 9. отсутствие трубы на крыше 10. стирание без попытки перерисовать 11. ступени, ведущие в глухую стену |
0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3
0, 2
0, 2
0, 2 0, 2
0, 1
0, 1 0, 1 0, 2
0, 2 |
7. Трудности общения |
1. отсутствие дверей 2. очень маленькая дверь 3. отсутствие окон 4. окна – отверстия без рам 5. излишне закрытые окна, закрытые ставни |
0, 2 0, 1 0, 2 0, 1 0, 1 |