ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 4538
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Информация и вычислительные машины
1.4. Новые информационные технологии
2.2. Что такое компьютерные системы
2.2.1. Почему используются компьютерные системы
ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS DOS ДЛЯ ПЭВМ
5.1 .Операционная система и ее назначение
5.2. Основные понятия и обозначения
5.2.2. Групповое обозначение файлов
5.2.5. Недопустимые имена файлов
5.2.6. Стандартные расширения имен файлов
5.3. Структура операционной системы MS DOS
ВНЕШНИЕ (ТРАНЗИТНЫЕ) КОМАНДЫ DOS
7.1. Вирусы и их разновидности
7.2. Испорченные и зараженные файлы
7.3. Краткая классификация компьютерных вирусов
7.4. Основные методы защиты от вирусов
8.1. Необходимость архивации файлов
8.3. Использование программы архиватор ARJ
8.3.1. Помещение файлов в архив
8.3.2. Перемещение файлов в архив
8.3.4. Просмотр оглавления архива
8.3.5. Проверка целостности архивов
8.3.6. Удаление файлов из архива
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS
9.2. Основные функции системы Windows
9.4. Основные технологические принципы Windows
9.6. Окончание работы системы Windows
9.7. Справочная система Windows
9.7.1. Краткое описание и вызов
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS
10.1. Основные операции с окнами
10.1.1. Изменение размеров окна
10.1.8. Запуск нескольких приложений
10.2. Средства управления работой компьютера
10.3.2. Окно Обзор (Пролистать)
10.3.3. Окна открытия и сохранения файлов
10.3.4. Стандартные элементы диалоговых окон
10.4 Создание, удаление папок и ярлыков
СТАНДАРТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WINDOWS
11.1. Редактор WordPad (Write)
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH)
12.1. Предварительные сведения
12.13. Работа с несколькими приложениями
12.13.2. Paint и WordPad(Write)
12.13.3. Калькулятор и Блокнот
ПЕЧАТЬ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ WINDOWS
13.2. Установка принтера по умолчанию
13.3. Печать из Windows-приложений
13.4. Работа с Диспетчером Печати
ОКНО - ПРОВОДНИК (EXPLORER) В WINDOWS
14.1. Запуск программы Проводник
14.2. Панель инструментов Проводника
14.3. Копирование, перемещение файлов и каталогов
14.4. Удаление и восстановление файлов, каталогов
14.5. Примеры пиктограмм, используемых для отображения структуры диска
14.8. Связь с прикладными программами
14.9. Другие операции с файлами
14.10. Запуск прикладных программ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДАКТОРЕ MS WORD
15.2. Установка, запуск и окончание работы редактора Word
15.3. Знакомство с экраном Word для Windows
15.4. Создание и сохранение документов в редакторе Word
15.4.1. Создание нового документа
15.4.2. Возможности окна диалога "Открытие документа"
15.4.3. Создание пустого документа
15.4.4. Открытие существующего документа
15.4.5. Открытие файлов других форматов
15.4.8. Сохранение без переименования
15.4.9. Автоматическое сохранение документов
16.1.2. Установка основных параметров шрифта
16.1.3. Использование окна диалога "Шрифт"
16.1.5. Форматирование абзацев
16.1.6. Средства форматирования абзаца
16.1.7. Команда Абзац из меню Формат или контекстного меню
16.1.8. Средства панели инструментов "Форматирование"
16.1.10. Использование горизонтальной линейки
16.1.12. Установка расстояния перед абзацем и после него
16.1.13. Установка межстрочного интервала
17.2. Строка математических символов
СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ
18.1.1. Отображение и укрытие линий сетки
18.1.4. Перемещение и копирование ячеек
18.1.5. Изменение ширины столбцов
18.1.6. Управление строками таблицы
18.1.7. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов
18.1.8. Создание заголовков таблиц. Объединение и разбиение ячеек
18.1.10. Форматирование таблиц
18.1.11. Использование команды Таблица=Автоформат
18.1.14. Нумерация строк и столбцов
19.1. Принципы размещения графики
19.2. Создание рисунков в Word
19.3. Инструменты графического редактора
19.4. Обрамление, заливка и заполнение узором
19.6. Образование групп элементов
19.8. Перемещение геометрических элементов
19.9. Масштабирование геометрических элементов
19.10. Копирование и удаление геометрических элементов
19.11. Расположение геометрических элементов на переднем или заднем плане
19.12. Поворот геометрических элементов
19.13. Редактирование фигур произвольной формы
19.14. Основные возможности при работе с рисунками
19.15. Позиционирование рисунка
19.18. Импорт текстовых файлов
19.19. Перенос файлов из других программ текстовой обработки
19.20. Преобразование файла из формата редакторов MS-DOS
19.21. Сохранение преобразованного файла
19.22. Обратное преобразование документа
19.24. Импорт графических объектов
19.29. Вставка и копирование рисунков
19.30. Вставка рисунков из Microsoft ClipArt
19.31. Вставка рисунков в кадр или текстовое окно
ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА В РЕДАКТОРЕ MS WORD
20.1. Предварительный просмотр перед печатью
20.2. Режим просмотра разметки страницы
20.3. Режим предварительного просмотра
20.7. Печать документа вместе со вспомогательной информацией
20.8. Печать дополнительной информации о документе
20.9. Дополнительные опции печати
20.11. Печать страниц в обратном порядке
21.1. Общие сведения о программе Excel
21.4.4. Изменение ширины столбцов и высоты строк
21.4.5. Редактирование содержимого ячейки
21.5. Операции со строками, столбцами, блоками
ФОРМАТЫ ЧИСЕЛ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ В MS EXCEL
23.1.1. Разблокировка (блокировка) ячеек.
23.4. Печать таблицы на экране и принтере
ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ MS EXCEL
24.2. Изменение размеров диаграммы
24.3. Изменение типа диаграммы
24.4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы
24.5.1. Изменение размеров и перемещение элементов диаграммы
24.5.3. Изменение цвета секторов на "узоры"
24.5.4. Форматирование легенды
24.5.5. Изменение размера области диаграммы
24.5.6. Подготовка диаграммы к печати
24.6. Построение графиков функций
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
РАБОТА В EXCEL КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ
26.1. Сортировка и фильтрация данных
26.1.1. Основные понятия баз данных
РАБОЧАЯ КНИГА EXCEL. СВЯЗЬ ТАБЛИЦ
27.3. Работа с несколькими окнами
28.1. Зачем объединяют компьютеры в сеть
28.7. Интеграция локальных и глобальных сетей
29.1. Немного истории и статистики
30.7. Уплотнение и архивирование файлов
30.8. Кодирование двоичных файлов
30.9. Деление больших файлов на части
30.10. Почтовый файловый сервер
1.3. Информация и вычислительные машины 8
1.4. Новые информационные технологии 9
2.2. Что такое компьютерные системы 11
2.2.1. Почему используются компьютерные системы 11
2.2.2. Аппаратное обеспечение 12
2.3.2. Основные блоки IBM PC 13
ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА 18
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS DOS ДЛЯ ПЭВМ 24
5.1 .Операционная система и ее назначение 24
5.2. Основные понятия и обозначения 24
5.2.2. Групповое обозначение файлов 25
5.2.5. Недопустимые имена файлов 26
5.2.6. Стандартные расширения имен файлов 26
5.3. Структура операционной системы MS DOS 26
5.4.1. Классификация команд 27
ВНЕШНИЕ (ТРАНЗИТНЫЕ) КОМАНДЫ DOS 30
7.1. Вирусы и их разновидности 33
7.2. Испорченные и зараженные файлы 33
7.3. Краткая классификация компьютерных вирусов 34
7.4. Основные методы защиты от вирусов 35
8.1. Необходимость архивации файлов 38
8.3. Использование программы архиватор ARJ 38
8.3.1. Помещение файлов в архив 39
8.3.2. Перемещение файлов в архив 39
8.3.4. Просмотр оглавления архива 39
8.3.5. Проверка целостности архивов 40
8.3.6. Удаление файлов из архива 40
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS 42
9.1. Общие сведения о Windows 42
9.2. Основные функции системы Windows 42
9.3. Основные понятия Windows 43
9.4. Основные технологические принципы Windows 44
9.6. Окончание работы системы Windows 45
9.7. Справочная система Windows 46
9.7.1. Краткое описание и вызов 46
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS 49
10.1. Основные операции с окнами 49
10.1.1. Изменение размеров окна 49
10.1.5. Виды окон в Windows 50
10.1.6. Упорядочивание окон 50
10.1.8. Запуск нескольких приложений 51
10.2. Средства управления работой компьютера 51
10.3.2. Окно Обзор (Пролистать) 52
10.3.3. Окна открытия и сохранения файлов 53
10.3.4. Стандартные элементы диалоговых окон 53
10.4 Создание, удаление папок и ярлыков 54
СТАНДАРТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WINDOWS 54
11.1. Редактор WordPad (Write) 54
11.3. Картотека (Windows 3.х) 55
11.4. Календарь (Windows 3.х) 55
11.7. Коротко об оставшихся 56
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH) 57
12.1. Предварительные сведения 57
12.3. Привычные инструменты 57
12.5. Геометрические фигуры 58
12.13. Работа с несколькими приложениями 60
12.13.2. Paint и WordPad(Write) 61
12.13.3. Калькулятор и Блокнот 61
ПЕЧАТЬ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ WINDOWS 61
13.2. Установка принтера по умолчанию 62
13.3. Печать из Windows-приложений 62
13.4. Работа с Диспетчером Печати 62
ОКНО - ПРОВОДНИК (EXPLORER) В WINDOWS 64
14.1. Запуск программы Проводник 64
14.2. Панель инструментов Проводника 64
14.3. Копирование, перемещение файлов и каталогов 65
14.4. Удаление и восстановление файлов, каталогов 65
14.5. Примеры пиктограмм, используемых для отображения структуры диска 66
14.6. Подтверждение операций 66
14.8. Связь с прикладными программами 67
14.9. Другие операции с файлами 67
14.10. Запуск прикладных программ 67
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДАКТОРЕ MS WORD 68
15.2. Установка, запуск и окончание работы редактора Word 68
15.3. Знакомство с экраном Word для Windows 68
15.4. Создание и сохранение документов в редакторе Word 69
15.4.1. Создание нового документа 69
15.4.2. Возможности окна диалога "Открытие документа" 69
15.4.3. Создание пустого документа 70
15.4.4. Открытие существующего документа 70
15.4.5. Открытие файлов других форматов 71
15.4.6. Сохранение документа 71
15.4.7. Итоговая информация 71
15.4.8. Сохранение без переименования 72
15.4.9. Автоматическое сохранение документов 72
16.1. Форматирование символов 73
16.1.2. Установка основных параметров шрифта 73
16.1.3. Использование окна диалога "Шрифт" 73
16.1.4. Подчеркивание текста 74
16.1.5. Форматирование абзацев 74
16.1.6. Средства форматирования абзаца 74
16.1.7. Команда Абзац из меню Формат или контекстного меню 75
16.1.8. Средства панели инструментов "Форматирование" 75
16.1.9. Выравнивание абзацев 75
16.1.10. Использование горизонтальной линейки 75
16.1.12. Установка расстояния перед абзацем и после него 76
16.1.13. Установка межстрочного интервала 76
17.1. Запуск редактора формул 78
17.2. Строка математических символов 78
17.4. Форматирование формулы 79
СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ 80
18.1.1. Отображение и укрытие линий сетки 80
18.1.4. Перемещение и копирование ячеек 81
18.1.5. Изменение ширины столбцов 81
18.1.6. Управление строками таблицы 82
18.1.7. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов 82
18.1.8. Создание заголовков таблиц. Объединение и разбиение ячеек 83
18.1.10. Форматирование таблиц 83
18.1.11. Использование команды Таблица=Автоформат 83
18.1.12. Выбор форматов рамки 83
18.1.14. Нумерация строк и столбцов 84
РАБОТА С ГРАФИКОЙ В MS WORD 85
19.1. Принципы размещения графики 85
19.2. Создание рисунков в Word 85
19.3. Инструменты графического редактора 85
19.4. Обрамление, заливка и заполнение узором 86
19.6. Образование групп элементов 86
19.8. Перемещение геометрических элементов 87
19.9. Масштабирование геометрических элементов 87
19.10. Копирование и удаление геометрических элементов 87
19.11. Расположение геометрических элементов на переднем или заднем плане 87
19.12. Поворот геометрических элементов 87
19.13. Редактирование фигур произвольной формы 87
19.14. Основные возможности при работе с рисунками 87
19.15. Позиционирование рисунка 88
19.18. Импорт текстовых файлов 88
19.19. Перенос файлов из других программ текстовой обработки 88
19.20. Преобразование файла из формата редакторов MS-DOS 88
19.21. Сохранение преобразованного файла 88
19.22. Обратное преобразование документа 88
19.23. Совместимость форматов 88
19.24. Импорт графических объектов 89
19.29. Вставка и копирование рисунков 89
19.30. Вставка рисунков из Microsoft ClipArt 90
19.31. Вставка рисунков в кадр или текстовое окно 90
ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА В РЕДАКТОРЕ MS WORD 91
20.1. Предварительный просмотр перед печатью 91
20.2. Режим просмотра разметки страницы 91
20.3. Режим предварительного просмотра 91
20.5. Печать нескольких копий 92
20.6. Печать части документа 92
20.7. Печать документа вместе со вспомогательной информацией 93
20.8. Печать дополнительной информации о документе 93
20.9. Дополнительные опции печати 93
20.11. Печать страниц в обратном порядке 94
20.15. Выбор источника бумаги 94
21.1. Общие сведения о программе Excel 95
21.2. Запуск программы Excel 95
21.4.4. Изменение ширины столбцов и высоты строк 97
21.4.5. Редактирование содержимого ячейки 97
21.5. Операции со строками, столбцами, блоками 97
ФОРМАТЫ ЧИСЕЛ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ В MS EXCEL 99
23.1.1. Разблокировка (блокировка) ячеек. 99
23.4. Печать таблицы на экране и принтере 100
ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ MS EXCEL 101
24.2. Изменение размеров диаграммы 101
24.3. Изменение типа диаграммы 102
24.4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы 102
24.5. Редактирование диаграмм 102
24.5.1. Изменение размеров и перемещение элементов диаграммы 102
24.5.3. Изменение цвета секторов на "узоры" 103
24.5.4. Форматирование легенды 103
24.5.5. Изменение размера области диаграммы 103
24.5.6. Подготовка диаграммы к печати 103
24.6. Построение графиков функций 103
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 105
РАБОТА В EXCEL КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ 106
26.1. Сортировка и фильтрация данных 106
26.1.1. Основные понятия баз данных 106
РАБОЧАЯ КНИГА EXCEL. СВЯЗЬ ТАБЛИЦ 107
27.2. Связь рабочих листов 107
27.3. Работа с несколькими окнами 107
28.1. Зачем объединяют компьютеры в сеть 109
28.7. Интеграция локальных и глобальных сетей 112
29.1. Немного истории и статистики 113
29.4. Способы доступа к Web 115
30.7. Уплотнение и архивирование файлов 118
30.8. Кодирование двоичных файлов 119
30.9. Деление больших файлов на части 119
30.10. Почтовый файловый сервер 119
Информатика
1.1. Информация
С
самого раннего детства все мы вовлечены
в процессы обмена информацией. Мы
получаем информацию, когда читаем книги,
газеты и журналы, слушаем радио или
смотрим телевизор, слушаем учителя,
родителей или товарищей. Общение людей
друг с другом - дома и в школе, на работе
и на улице - это передача информации:
сведений и суждений, данных и сообщений.
Любая совместная деятельность людей -
работа, учеба и даже игра - невозможна
без обмена информацией. Передаваемая
информация обычно касается каких-то
предметов или нас самих и связана с
событиями, которые - происходят в
окружающем нас мире.
С
возникновением письменности информация
стала передаваться людьми не только
устно или жестами. Умение читать и
выражать свои мысли в письменной форме
стало признаком грамотности людей.
Выражение мыслей в письменной форме
открыло возможность не только передавать
сведения и сообщения, но и накаливать
человеческие знания в форме рукописей
и рукописных книг и, тем самым, передавать
сокровища человеческой мысли от одного
поколения к другому. Изобретение печатных
станков в XV в. открыло возможность
издания книг и широкого распространения
шедевров человеческой мысли. Массовое
издание книг и учебников, открытие
публичных библиотек создали условия
для достижения всеобщей грамотности и
развития культуры.
Изобретение в XIX - начале XX телеграфа,
телефона и радио открыло перед людьми
возможность передачи информации на
любые расстояния со скоростью света. А
изобретение телевидения дало нам всем
возможность следить за событиями в мире
и смотреть у себя дома спектакли,
кинофильмы и учебные программы.
Термин "информация"
происходит от латинского слова informatio,
означающего разъяснение, изложение,
осведомленность. Информацию друг о
друге мы передаем в устной и письменной
форме, а также в форме жестов и знаков.
Любую нужную информацию мы осмысливаем,
передаем другим и делаем определенные
умозаключения на ее основе.
На уроках информацию передает главным
образом учитель, ученики же ее воспринимают,
осмысливают, запоминают и отвечают на
вопросы. Учебную информацию можно
получать и от компьютеров, которые с
помощью специальных программ выводят
на экраны рисунки, тексты с разъяснениями
и вопросы.
Информацию мы
извлекаем из учебников и книг, газет и
журналов, телепередач и кинофильмов.
Записываем ее в тетрадях и конспектах.
В производственной деятельности
информация передается в виде текстов
и чертежей, справок и отчетов, таблиц и
других документов. Такого рода информация
может предоставляться и с помощью
электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
В любом виде информация
для нас выражает сведения о ком-то или
о чем-то. Она отражает происходящее или
происшедшее в нашем мире, например: что
мы делали вчера или будем делать завтра,
как будет выглядеть выпускное платье
или место будущей работы. Но при этом
информация обязательно должна получить
некоторую форму - форму рассказа, рисунка,
статьи и т. д. Чертежи и музыкальные
произведения, книги и картины, спектакли
и кинофильмы - все это формы предоставления
информации. Информация, в какой бы форме
она не предоставлялась, является
некоторым отражением реального или
вымышленного мира.
Поэтому
информация в наиболее общем определении
- это отражение предметного мира с
помощью знаков и сигналов. Получение
информации - это в конечном счете
получение фактов, сведений и данных о
свойствах, структуре или взаимодействии
объектов и явлений окружающего нас
мира: Таким образом, информация - сведения
о ком-то или о чем-то, передаваемые в
форме знаков и сигналов.
Предметное содержание информации
позволяет уяснить ее основные свойства
-достоверность и полноту, ценность н
актуальность, ясность и понятность.
Информация достоверна,
если она отражает истинное положение
дел. Недостоверная информация может
привести к неправильному пониманию или
принятию неправильных решений.
Информация полная,
если ее достаточно для понимания и
принятия решений. Неполнота информации
сдерживает принятие решений или может
повлечь ошибки.
Ценность
информации зависит от того, какие задачи
мы можем решить с ее помощью.
Актуальную
информацию
важно иметь при работе в изменившихся
условиях.
Если ценная и
актуальная информация выражена
непонятными словами, она может стать
бесполезной. Информация становится
понятной, если она выражена языком, на
котором говорят те, кому предназначена
эта информация.
Виды
информации: тексты, рисунки, фотографии,
звуковые сигналы, электрические сигналы,
магнитные записи и т.д. В процессе
развития человеческого общества люди
выработали большое число языков. Среди
них - язык жестов и мимики, язык рисунков
и чертежей, язык музыки и разговорные
языки, и т.д.
Основой
большинства языков является алфавит.
Алфавит -это набор символов, из которых
можно составлять слова и фразы данного
языка. Примеры алфавитов:
1. Латинский алфавит: А, В, С, D, E, F, G, Н, I,
J, К, Е, М, X, О, Р, R, Q, S, T, U, V, W, X, Y, Z.
2. Русский алфавит: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж,
З, Й, К, Л, М, Н, O, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Ш,
Ъ, Ь, Ь, Э, Ю, Я.
3. Алфавит
натуральных чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
4. Алфавит двоичных чисел: 0, 1.
Простота последнего алфавита обеспечила
его широкое применение в вычислительной
технике. Значения 0 и 1 в ЭВМ представляются
физическими состояниями "намагничено
- не намагничено", "есть заряд - нет
заряда", "включено-выключено" и
т. п. С помощью языка двоичных чисел в
ЭВМ буквы казахского, русского и
латинского алфавитов и цифры кодируются
восемью двоичными знаками 0 и 1:
Знак |
Код |
Знак |
Код |
Знак |
Код |
А |
11100001 |
А |
01000001 |
0 |
00110000 |
Б |
11100010 |
B |
01000010 |
1 |
00110001 |
В |
11100011 |
C |
01000011 |
2 |
00110010 |
Г |
11100100 |
D |
01000100 |
3 |
00110011 |
Д |
11100101 |
E |
01000101 |
4 |
00110100 |
Слово
"МАМА" кодируется 32-разрядным
двоичным числом:
11101101 11100001 11101101 11100001
В
форме двоичных чисел в компьютерах
записывается вся хранящаяся в их памяти
информация: слова, числа, рисунки, а
также программы, управляющие работой
компьютеров. По этой причине в
вычислительной технике для двоичных
знаков 0 и 1 принят специальный термин
- бит. Бит - от английского сокращения
bit (binary digit - двоичный знак). Для
восьмиразрядных двоичных чисел,
используемых в ЭВМ для представления
символов, принято название "Байт"
(от английского слова byte).
1 байт = 8 бит (расположенных последовательно
друг за другом). Правила перевода двоичных
чисел в десятичные просты. Рассмотрим
их на примерах.
Десятичное число:
0 1 2
3 4
5 … 10
11
Двоичное число: 0
1 10 11 100 101
… 1010 1011
Перевод
десятичных чисел в двоичные проводится
подсчетом сумм степеней двоек - 1, 2, 4, 8,
16 и т. д., соответствующих единицам в
двоичной записи числа:
,
где 3 2 1 0 степени двойки.
Обратное преобразование десятичных
чисел в двоичные проводится последовательным
делением исходного числа на 2, затем еще
и еще на 2. Это деление в остатках дает
запись цифр соответствующего двоичного
числа, но в обратном порядке - от младшей
цифры к старшей. Пример перевода
десятичного числа 12 в двоичную запись:
Результат- двоичное число
1100.
1.2. Информатика
Информатика
- область
научных знаний, связанных с получением,
хранением, преобразованием, передачей
и использованием информации.
Важность изучения информатики связана
с тем, что эта наука не только позволяет
понять принципы работы и возможные
использования ЭВМ, но и дает представление
о законах и методах предоставления
информации при общении людей и в жизни
общества.
Сложность
изучения современной информатики
связана с непрекращающимся прогрессом
в создании новых ЭВМ, атак же с развитием
и методов обработки, накопления,
предоставления и передачи информации.
По этой причине информатика является
развивающейся научной дисциплиной. Её
развитие происходит на наших глазах.
Основным объектом
информатики, т.е. ее исходным материалом
и конечным продуктом является информация.
Поэтому понятие "информация"
имеет первостепенное значение при
изучении информатики и работе на ЭВМ.
1.3. Информация и вычислительные машины
Совершенно
новые возможности для поиска и обработки
информации открыло перед людьми
изобретение в середине XX в. электронных
вычислительных машин - ЭВМ (за рубежом
эти машины получили название компьютеров).
Первоначально ЭВМ создавались для
автоматизации вычислений. Затем их
научили записывать и хранить информацию
на магнитных лентах, печатать ее на
бумаге и выводить на экран ЭВМ. По мере
развития они стали использоваться для
создания архивов, подготовки и
редактирования текстов, выполнения
чертежных и графических работ, для
автоматизации производства и многих
других видов человеческой деятельности.
В 70-х годах развитие
электроники послужило толчком для
создания и массового производства
нового вида компьютеров - персональных
ЭВМ, которые сегодня широко применяются
в школах, институтах, издательствах и
т.п. Такие машины можно использовать
для учебы, работы, игры и многих других
целей. Применение таких ЭВМ на производстве,
проектировании, научных исследованиях
и в образовании может коренным образом
изменить содержание деятельности и
условия работы многих миллионов людей.
Прежде всего ЭВМ открывают
возможности для создания автоматизированных
технологий производства. С их помощью
можно создавать новые виды машин,
приборов и устройств, управляемых с
помощью ЭВМ. К началу XXI в. вычислительные
машины на базе таких устройств сделают
возможным создание "безлюдных"
технологий производства. На таких
"фабриках будущего" физическая
работа будет выполняться роботами, а
роль людей сведется к планированию
производства, программированию роботов
и проектированию новых изделий с помощью
ЭВМ.
Применение ЭВМ во
многих видах деятельности уже сейчас
позволяет существенно упростить работу
людей по подготовке, накоплению и
переработке информации, проведению
проектно - конструкторских работ и
научных исследований. Электронно-вычислительные
машины уже есть в школах, и они будут
помогать при научении физики и математики,
химии и биологии и многих других учебных
предметов.
Умение общаться
с ЭВМ и использовать их в своей работе,
так же как умение пользоваться ручкой,
в ближайшие 10 - 15 лет станет необходимым
практически для всех и составит основу
компьютерной грамотности.
Компьютерная
грамотность
- это умение читать и писать, считать и
рисовать, а также искать информацию,
применяя для этого ЭВМ.
Умение эффективно использовать ЭВМ в
работе предполагает определённую
культуру. Она включает в себя знание
основных возможностей ЭВМ: умение четко
ставить задачи, составлять планы решения
и записывать их в форме, понятной ЭВМ;
умение выделять данные для решения
задач и анализировать получаемые
результаты. Эта культура опирается на
знание законов логики и информатики.
1.4. Новые информационные технологии
Под
традиционными информационными
технологиями называются процессы
подготовки, накопления, переработки и
передачи самой различной информации,
как правило, на бумаге. Новыми
информационными технологиями принято
называть технологии подготовки, передачи,
накопления и обработки информации с
помощью вычислительных машин и сетей
ЭВМ.
Информационные
процессы
- процессы передачи, накопления и
переработки информации в общении людей,
в живых организмах, lexhh-ческих устройствах
и жизни общества.
Персональные
ЭВМ - малогабаритные компьютеры, которые
могут находиться в личном пользовании
на работе или дома. Наиболее широко
персональные ЭВМ применяются для
редактирования текстов при подготовке
журналов, книг и различного рода
документации. Преимущества компьютеров
перед пишущими машинками очевидны:
снижается число ошибок и опечаток,
ускоряется подготовка материалов,
повышается качество их оформления. Еще
более удобным средством являются
настольные издательские системы с
лазерными печатающими устройствами,
обеспечивающими высококачественную
печать. В то же время новые информационные
технологии - это и различные базы данных,
и информационные системы, позволяющие
накапливать, хранить и осуществлять
оперативный поиск информации в больших
объемах данных - картотеках, каталогах,
различного рода архивах и библиотеках
в памяти ЭВМ.
Развитие
новых информационных технологий
немыслимо без организации электронной
почты, сетей связи и информационных
коммуникаций на базе сетей ЭВМ. Насыщение
общества персональными компьютерами,
сетями ЭВМ, информационными фондами
качественно меняет организацию доступа,
получения и распространения информации,
дополняя традиционные технологии
распространения и получения "бумажной"
информации. Для лучшего понимания
многообразия видов новых информационных
технологий необходимо уточнить само
понятие "технология". На ранней
фазе развития общества под "технологией",
как правило, понималась совокупность
приемов создании каких-то изделии.
Усложнение производства, механизация
и автоматизация привели к пониманию
технологии как совокупности технических
средств и способов организации
производства машин, механизмов, устройств
и т.п.
Новые и новейшие
технологии производства, основанные
на автоматизации и использовании
вычислительных машин в качестве устройств
управления, позволяют значительно
упростить трудоемкость и переналадку
производства. По этой причине в современное
понятие "технология" приходится
включать как минимум три компонента -
средства, методы и организацию
производства, в том числе: компьютерную
технику с базами данных, базами знаний,
средствами проектирования на ЭВМ и т.д.
Контрольные вопросы