Файл: Методичка № 1 Психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 490

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончание

Симптомокомплекс

симптом

Балл

7. Трудности

общения

6. выделенное лицо

7. лицо, нарисованное последним

8. отсутствие основных деталей лица

9. человек, нарисованный схематично, из палочек

10. дом, человек в профиль

11. дверь без ручки

12. руки в оборонительной позиции

13. высказывания о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0, 1

0, 1

0, 2


0, 2


0, 1, 2

0, 1

0, 1

0, 1

8. Депрессивность

1. помещение рисунка в самый низ листа

2. вид дома или дерева сверху

3. линия основания, идущая вниз

4. линия, слабеющая в процессе рисования

5. сильная усталость после рисования

6. очень маленькие рисунки

7. тучи

8. покатые плечи у человека

0, 1, 2, 3


0, 1, 2

0, 1

0, 2


0, 2


0, 2

0, 1, 2, 3

0, 1


Тема «Общение»


Практическое занятие «невербальные сигналы

в общении»


Цель: изучение невербальных средств воздействия.

Невербальные средства воздействия – несловесные: взаимное расположение собеседников, расстояние между собеседниками, их перемещения и движения в пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые, обонятельные сигналы, которые один человек передает другому параллельно с речью. Невербальные сигналы могут усилить действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их.

Материалы: визуальные материалы, демонстрирующие жесты, сигналы глаз, размещение собеседников в пространстве, за столом во время переговоров.

Ход занятия: последовательно рассматриваются:

  1. жесты, использующиеся для скрытия ложных высказываний,

  2. жесты прикосновения рук к лицу,

  3. жестов рук,

  4. ноги в качестве барьера,

  5. жесты агрессивности,

  6. сигналы глаз,

  7. размещение собеседников.



Раздел 3 «познавательная деятельность

личности»

Тема «ВНИМАНИЕ»


Практическое занятие 1 «Внимание»


Цель: исследование внимания.

Внимание это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступившей через органы чувств, и игнорирования другой.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная.

Виды внимания: природное внимание, социально-обусловлен­ное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное.

Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, интенсивность, объем.


Методика «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»


Цель: оценка произвольного внимания.

Материалы: бланк теста, бланк для заполнения, часы.

Инструкция: «В течение двух минут вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках таблицы. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхних квадратах делать нельзя».



16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18


Оценка: производится по количеству правильно заполненных чисел. Норма: средний уровень – 22 числа.


Методика «ШИФРОВКА»


Цель: изучение свойств внимания, оперативной памяти.

Материалы: бланк теста, бланк для заполнения, карандаш, часы.

Процедура исследования. выполнение теста состоит из заполнения клеток бланка по образцу. Время выполнения – 90 секунду. Первые 10 знаков даются для тренировки, время заполнения не учитывается.

Инструкция: «В течение полутора минут заполните бланк теста, ориентируясь на образец. Первые 10 знаков даются для тренировки, время заполнения не учитывается».


1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

]

L
U

O

^

X

=


2

1

3

7

2

4

8

1

5

4

2

1

3

2

1

4

2

3

5

2

3

1

4

6

3


























1

5

4

2

7

6

3

5

7

2

8

5

4

6

3

7

2

8

1

9

5

8

4

7

3


























6

2

5

1

9

2

8

3

7

4

6

5

9

4

8

3

7

2

6

1

5

4

6

3

7


























9

2

8

1

7

9

4

6

8

5

9

7

1

8

5

2

9

4

8

6

3

7

9

8

6



























Обработка результатов: количество баллов – количество заполненных клеток бланка. За ошибку в шифровке снимается 0,5 балла.

Оценка. Низкий уровень развития внимания: 0–34 балла. Средний уровень развития внимания: 35–68 баллов. Высокий уровень развития внимания: 69–90 баллов.


Практическое занятие 2 «мнемические процессы»


Цель: исследование памяти.

Память – это познавательный процесс, позволяющий хранить информацию. Это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в факт сознания.

Характеристики памяти: объем, быстрота, точность, готовность, длительность.

Уровни памяти: мгновенная память, кратковременная, оперативная, долговременная память.


Виды памяти: генетическая, непроизвольная, произвольная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, смысловая.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.


Методика «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА

ЗАПОМИНАНИЯ»


Цель: выявить преобладающий вид памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материалы: четыре набора слов, один из наборов выполнен на карточках; лист бумаги, авторучка.

Процедура исследования: тест состоит из четырех опытов, выполняемых поочередно.


Опыт № 1

Инструкция: «Я буду читать вам слова, слушайте и запоминайте. После паузы, когда скажу: “Пишите!”, запишите то, что запомнили».

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает слова.

Машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».


Опыт № 2

Проводится после 5-минутного перерыва. Экспериментатор демонстрирует слова, написанные на карточках. Экспозиция слова должна соответствовать длительности чтения слова 1-го опыта, интервал между словами – 3 секунды.

Инструкция: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Читайте и запоминайте. По сигналу “Пишите!” запишите то, что запомните».

Самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»


Опыт № 3

Проводится после 5-минутного перерыва. Предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами – 3 секунды.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте и в воздухе ручкой “прописывайте” их и запоминайте. По сигналу “Пишите!” запишите то, что запомнили».

Пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».


Опыт № 4

Проводится спустя 10 минут после 3-го опыта. Темп чтения и паузы остаются теми же. Чтобы обеспечить комбинированный темп восприятия материала, испытуемому предлагается вслед за прослушиванием слова записывать на листе.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу запишите на обратной стороне то, что запомнили».

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».

Обработка результатов. Заполнить таблицу.


Количество правильно воспроизведенных слов

Вид памяти

Слуховая

Зрительная

Моторно-слуховая

Комбиниро­ванная







Оценка. Нормальный объем непосредственной памяти – 5–9 слов. Если испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств, о которой желательно узнать.


Ведущий вид памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека.


Методика «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО

ЗАПОМИНАНИЯ»


Цель: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти. Тест проводится с испытуемыми старше 15 лет.


Опыт № 1

Задача: определить объем памяти классическим методом.

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Процедура исследования. экспериментатор четко читает слова, делая между каждым из них паузу в 10–12 секунд. По прочтении 20 слов пауза длится 5 минут, после чего испытуемые записывают то, что запомнили.

Инструкция: «Я прочту вам 20 слов, слушайте и запоминайте. Когда я скажу “Пишите!” запишите те слова, которые вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления».


1. Санкция

2. Фантазия

3. Философия

4. Обобщение

5. Вероятность

6. Эстетика

7. Интуиция

8. Уверенность

9. Терпение

10. Понятие

11. Отречение

12. Мышление

13. Пространство

14. Созидание

15. Законность

16. Одиночество

17. Узнавание

18. Способность

19. Развитие

20. Сочинение


После опыта составляется словесный отчет испытуемых о способе, который они использовали для запоминания слов.


Опыт № 2

Проводится через 30 минут после 1-го опыта.

Задача: определение объема памяти при запоминании методом пиктограмм.

Материалы: бланк размером в стандартный лист, разделенный на 10 клеток, пронумерованных в левом верхнем углу, карандаш.

Процедура исследования. экспериментатор четко читает слова, делая между каждым из них паузу для зарисовки в 10–12 секунд. По прочтении всех слов пауза длится 5 минут. После опыта – отчет о том, как испытуемые связывали слова с рисунками.

Инструкция: «Я буду читать 20 слов. Слушайте и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка. Чтобы не видеть свои рисунки. После паузы я скажу “Пишите!”, тогда вы перевернете бланк и в каждой клетке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли понятно?»


1. Эрудиция

2. Восприятие

3. Справедливость

4. Зависть

5. Возможность

6. Этика

7. Констатация

8. Авантюризм

9. Равнодушие

10. Раздумье

11. Призвание

12. Ощущение

13. Отражение

14. Разрушение

15. Невежество

16. Отношение

17. Ликование

18. Склонность

19. Аналогия

20. Суждение


Обработка результатов. Показатель объема памяти на отвлеченные понятия – количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания.


Анализ результатов. Сопоставляя результаты обоих опытов по качественным и количественным показателям и словесным отчетам, нужно установить различия в непосредственном и опосредованным запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средства запоминания.


Методика «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»


Цель: изучение образной памяти.

Материалы: бланк теста, бланк размером в стандартный лист, разделенный на 16 клеток, карандаш, часы.

Процедура исследования. экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно более образов».





Litebulb




Tree











Оценка результатов: норма взрослого – 6 образов и более.


Методика «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»


Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Материалы: бланк теста, лист бумаги, авторучка, часы.

Процедура исследования. демонстрируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. После таблица убирается, испытуемые записывают те числа, которые запомнили.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача: за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. После того, как таблицу уберут, вы должны записать все те числа, которые вы запомнили».


13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87


Оценка результатов. результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Норма взрослого – 7 чисел и более.


Практическое занятие 3 «Мышление»


Цель: исследование мышления.

Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений.

Мысленные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия.

Способы мышления: индукция, дедукция.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, абстрактное; теоретическое, практическое; дискурсивное; интуитивное; репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое); конвергентное, дивергентное.


Методика «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»


Цель: выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей.

Материалы: таблица «Шифр», таблица «Пары слов», лист бумаги, авторучка, часы.

Процедура исследования: испытуемым предъявляется таблица «Пары слов», таблица «Шифр». «Шифр» – образцы использующихся типов логических связей. Испытуемый выбирает и записывает букву, соответствующую найденному аналогу, с такой же логической связью, что и в задаче.

Время выполнения – 3 минуты.

Инструкция: «Вам предъявляется 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы “Шифр”. И после этого выбрать ту букву, которая соответствует найденному в таблице “Шифр” аналогу. Время выполнения – 3 минуты».