ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 523
Скачиваний: 4
Окончание
Симптомокомплекс |
симптом |
Балл |
7. Трудности общения |
6. выделенное лицо 7. лицо, нарисованное последним 8. отсутствие основных деталей лица 9. человек, нарисованный схематично, из палочек 10. дом, человек в профиль 11. дверь без ручки 12. руки в оборонительной позиции 13. высказывания о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей |
0, 1 0, 1 0, 2
0, 2
0, 1, 2 0, 1 0, 1 0, 1 |
8. Депрессивность |
1. помещение рисунка в самый низ листа 2. вид дома или дерева сверху 3. линия основания, идущая вниз 4. линия, слабеющая в процессе рисования 5. сильная усталость после рисования 6. очень маленькие рисунки 7. тучи 8. покатые плечи у человека |
0, 1, 2, 3
0, 1, 2 0, 1 0, 2
0, 2
0, 2 0, 1, 2, 3 0, 1 |
Тема «Общение»
Практическое занятие «невербальные сигналы
в общении»
Цель: изучение невербальных средств воздействия.
Невербальные средства воздействия – несловесные: взаимное расположение собеседников, расстояние между собеседниками, их перемещения и движения в пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые, обонятельные сигналы, которые один человек передает другому параллельно с речью. Невербальные сигналы могут усилить действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их.
Материалы: визуальные материалы, демонстрирующие жесты, сигналы глаз, размещение собеседников в пространстве, за столом во время переговоров.
Ход занятия: последовательно рассматриваются:
-
жесты, использующиеся для скрытия ложных высказываний,
-
жесты прикосновения рук к лицу,
-
жестов рук,
-
ноги в качестве барьера,
-
жесты агрессивности,
-
сигналы глаз,
-
размещение собеседников.
Раздел 3 «познавательная деятельность
личности»
Тема «ВНИМАНИЕ»
Практическое занятие 1 «Внимание»
Цель: исследование внимания.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступившей через органы чувств, и игнорирования другой.
Основные функции внимания – регулирующая и контрольная.
Виды внимания: природное внимание, социально-обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное.
Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, интенсивность, объем.
Методика «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»
Цель: оценка произвольного внимания.
Материалы: бланк теста, бланк для заполнения, часы.
Инструкция: «В течение двух минут вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках таблицы. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхних квадратах делать нельзя».
16 |
37 |
98 |
29 |
54 |
80 |
92 |
46 |
59 |
35 |
43 |
21 |
8 |
40 |
2 |
65 |
84 |
99 |
7 |
77 |
13 |
67 |
60 |
34 |
18 |
Оценка: производится по количеству правильно заполненных чисел. Норма: средний уровень – 22 числа.
Методика «ШИФРОВКА»
Цель: изучение свойств внимания, оперативной памяти.
Материалы: бланк теста, бланк для заполнения, карандаш, часы.
Процедура исследования. выполнение теста состоит из заполнения клеток бланка по образцу. Время выполнения – 90 секунду. Первые 10 знаков даются для тренировки, время заполнения не учитывается.
Инструкция: «В течение полутора минут заполните бланк теста, ориентируясь на образец. Первые 10 знаков даются для тренировки, время заполнения не учитывается».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
– |
+ |
] |
L |
U |
O |
^ |
X |
= |
2 |
1 |
3 |
7 |
2 |
4 |
8 |
1 |
5 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
6 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
5 |
4 |
2 |
7 |
6 |
3 |
5 |
7 |
2 |
8 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
1 |
9 |
5 |
8 |
4 |
7 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
2 |
5 |
1 |
9 |
2 |
8 |
3 |
7 |
4 |
6 |
5 |
9 |
4 |
8 |
3 |
7 |
2 |
6 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
2 |
8 |
1 |
7 |
9 |
4 |
6 |
8 |
5 |
9 |
7 |
1 |
8 |
5 |
2 |
9 |
4 |
8 |
6 |
3 |
7 |
9 |
8 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов: количество баллов – количество заполненных клеток бланка. За ошибку в шифровке снимается 0,5 балла.
Оценка. Низкий уровень развития внимания: 0–34 балла. Средний уровень развития внимания: 35–68 баллов. Высокий уровень развития внимания: 69–90 баллов.
Практическое занятие 2 «мнемические процессы»
Цель: исследование памяти.
Память – это познавательный процесс, позволяющий хранить информацию. Это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в факт сознания.
Характеристики памяти: объем, быстрота, точность, готовность, длительность.
Уровни памяти: мгновенная память, кратковременная, оперативная, долговременная память.
Виды памяти: генетическая, непроизвольная, произвольная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, смысловая.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Методика «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА
ЗАПОМИНАНИЯ»
Цель: выявить преобладающий вид памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материалы: четыре набора слов, один из наборов выполнен на карточках; лист бумаги, авторучка.
Процедура исследования: тест состоит из четырех опытов, выполняемых поочередно.
Опыт № 1
Инструкция: «Я буду читать вам слова, слушайте и запоминайте. После паузы, когда скажу: “Пишите!”, запишите то, что запомнили».
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает слова.
Машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».
Опыт № 2
Проводится после 5-минутного перерыва. Экспериментатор демонстрирует слова, написанные на карточках. Экспозиция слова должна соответствовать длительности чтения слова 1-го опыта, интервал между словами – 3 секунды.
Инструкция: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Читайте и запоминайте. По сигналу “Пишите!” запишите то, что запомните».
Самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт № 3
Проводится после 5-минутного перерыва. Предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами – 3 секунды.
Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте и в воздухе ручкой “прописывайте” их и запоминайте. По сигналу “Пишите!” запишите то, что запомнили».
Пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».
Опыт № 4
Проводится спустя 10 минут после 3-го опыта. Темп чтения и паузы остаются теми же. Чтобы обеспечить комбинированный темп восприятия материала, испытуемому предлагается вслед за прослушиванием слова записывать на листе.
Инструкция: «Я буду читать вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу запишите на обратной стороне то, что запомнили».
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».
Обработка результатов. Заполнить таблицу.
Количество правильно воспроизведенных слов |
Вид памяти |
|||
Слуховая |
Зрительная |
Моторно-слуховая |
Комбинированная |
|
|
|
|
|
|
Оценка. Нормальный объем непосредственной памяти – 5–9 слов. Если испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств, о которой желательно узнать.
Ведущий вид памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека.
Методика «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО
ЗАПОМИНАНИЯ»
Цель: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти. Тест проводится с испытуемыми старше 15 лет.
Опыт № 1
Задача: определить объем памяти классическим методом.
Материалы: лист бумаги, карандаш.
Процедура исследования. экспериментатор четко читает слова, делая между каждым из них паузу в 10–12 секунд. По прочтении 20 слов пауза длится 5 минут, после чего испытуемые записывают то, что запомнили.
Инструкция: «Я прочту вам 20 слов, слушайте и запоминайте. Когда я скажу “Пишите!” запишите те слова, которые вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления».
1. Санкция 2. Фантазия 3. Философия 4. Обобщение 5. Вероятность |
6. Эстетика 7. Интуиция 8. Уверенность 9. Терпение 10. Понятие |
11. Отречение 12. Мышление 13. Пространство 14. Созидание 15. Законность |
16. Одиночество 17. Узнавание 18. Способность 19. Развитие 20. Сочинение |
После опыта составляется словесный отчет испытуемых о способе, который они использовали для запоминания слов.
Опыт № 2
Проводится через 30 минут после 1-го опыта.
Задача: определение объема памяти при запоминании методом пиктограмм.
Материалы: бланк размером в стандартный лист, разделенный на 10 клеток, пронумерованных в левом верхнем углу, карандаш.
Процедура исследования. экспериментатор четко читает слова, делая между каждым из них паузу для зарисовки в 10–12 секунд. По прочтении всех слов пауза длится 5 минут. После опыта – отчет о том, как испытуемые связывали слова с рисунками.
Инструкция: «Я буду читать 20 слов. Слушайте и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка. Чтобы не видеть свои рисунки. После паузы я скажу “Пишите!”, тогда вы перевернете бланк и в каждой клетке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли понятно?»
1. Эрудиция 2. Восприятие 3. Справедливость 4. Зависть 5. Возможность |
6. Этика 7. Констатация 8. Авантюризм 9. Равнодушие 10. Раздумье |
11. Призвание 12. Ощущение 13. Отражение 14. Разрушение 15. Невежество |
16. Отношение 17. Ликование 18. Склонность 19. Аналогия 20. Суждение |
Обработка результатов. Показатель объема памяти на отвлеченные понятия – количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания.
Анализ результатов. Сопоставляя результаты обоих опытов по качественным и количественным показателям и словесным отчетам, нужно установить различия в непосредственном и опосредованным запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средства запоминания.
Методика «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»
Цель: изучение образной памяти.
Материалы: бланк теста, бланк размером в стандартный лист, разделенный на 16 клеток, карандаш, часы.
Процедура исследования. экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно более образов».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка результатов: норма взрослого – 6 образов и более.
Методика «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»
Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Материалы: бланк теста, лист бумаги, авторучка, часы.
Процедура исследования. демонстрируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. После таблица убирается, испытуемые записывают те числа, которые запомнили.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача: за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. После того, как таблицу уберут, вы должны записать все те числа, которые вы запомнили».
13 |
91 |
47 |
39 |
65 |
83 |
19 |
51 |
23 |
94 |
71 |
87 |
Оценка результатов. результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведенных чисел.
Норма взрослого – 7 чисел и более.
Практическое занятие 3 «Мышление»
Цель: исследование мышления.
Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений.
Мысленные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия.
Способы мышления: индукция, дедукция.
Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, абстрактное; теоретическое, практическое; дискурсивное; интуитивное; репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое); конвергентное, дивергентное.
Методика «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»
Цель: выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей.
Материалы: таблица «Шифр», таблица «Пары слов», лист бумаги, авторучка, часы.
Процедура исследования: испытуемым предъявляется таблица «Пары слов», таблица «Шифр». «Шифр» – образцы использующихся типов логических связей. Испытуемый выбирает и записывает букву, соответствующую найденному аналогу, с такой же логической связью, что и в задаче.
Время выполнения – 3 минуты.
Инструкция: «Вам предъявляется 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы “Шифр”. И после этого выбрать ту букву, которая соответствует найденному в таблице “Шифр” аналогу. Время выполнения – 3 минуты».