ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 524
Скачиваний: 4
Шифр:
А |
ОВЦА – СТАДО |
Б |
МАЛИНА – ЯГОДА |
В |
МОРЕ – ОКЕАН |
Г |
СВЕТ – ТЕМНОТА |
Д |
ОТРАВЛЕНИЕ – СМЕРТЬ |
Е |
ВРАГ – НЕПРИЯТЕЛЬ |
Пары слов:
1 |
ИСПУГ – БЕГСТВО |
2 |
ФИЗИКА – НАУКА |
3 |
ПРАВИЛЬНО – ВЕРНО |
4 |
ГРЯДКА – ОГОРОД |
5 |
ПАРА – ДВА |
6 |
СЛОВО – ФРАЗА |
7 |
БОДРЫЙ – ВЯЛЫЙ |
8 |
СВОБОДА – ВОЛЯ |
9 |
БЕРЕЖЛИВОСТЬ – СКУПОСТЬ |
10 |
ПОХВАЛА – БРАНЬ |
11 |
МЕСТЬ – ПОДЖОГ |
12 |
ДЕСЯТЬ – ЧИСЛО |
13 |
ПЛАКАТЬ – РЕВЕТЬ |
окончание
14 |
ГЛАВА – РОМАН |
15 |
ПОКОЙ – ДВИЖЕНИЕ |
16 |
СМЕЛОСТЬ – ГЕРОЙСТВО |
17 |
ПРОХЛАДА – МОРОЗ |
18 |
ОБМАН – НЕДОВЕРИЕ |
19 |
ПЕНИЕ – ИСКУССТВО |
20 |
ТУМБОЧКА – ШКАФ |
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Д |
Б |
Е |
А |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Г |
Д |
Б |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Д |
Б |
В |
Оценка результатов:
Оценка в баллах |
9 |
6 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
19 |
18 |
17 |
16–15 |
14–12 |
11–10 |
9–8 |
7 |
6 |
Норма: 5 баллов и более.
Методика «МАТРИЦЫ РАВЕНА»
Цель: изучение логичности мышления, определение уровня невербального интеллекта.
Материалы: матрицы, бланк для заполнения, авторучка, часы.
Процедура исследования. сборник состоит из 60 матриц, разделенных на 5 серий. Испытуемый дополняет недостающую часть матрицы так, чтобы рисунок составлял логически правильное целое и записывает в бланке номер выбранного элемента.
Время выполнения не ограничивается, но учитывается. Примерное время выполнения теста – 30 минут.
Инструкция: «Каждая матрица представляет собой логическое целое, но в каждой недостает одной части изображения. Вы должны дополнить недостающую часть матрицы так, чтобы рисунок составлял смысловое, логически правильное целое. Укажите в бланке номер выбранного вами варианта. Будьте внимательны, не торопитесь».
Оценка результатов. Учитывается сумма окончательных выборов испытуемого, если они верные, при выполнении каждого задания, которое оценивается в 1 балл. Время выполнения теста записывается для справки, но не влияет на результат.
Оценка испытуемого в баллах |
Уровень интеллекта |
55 и выше |
Высокий |
49–54 |
выше среднего |
37–48 |
Средний |
24–36 |
ниже среднего |
23 и ниже |
Низкий |
Регистрационный лист
№ п/п |
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
Время |
|
|
|
|
|
Ошибки |
|
|
|
|
|
Оценка |
|
|
|
|
|
Методика «АНАЛИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»
Цель: определение уровня развития аналитичности индуктивного мышления.
Аналитичность мышления – это способность находить причинно-следственные связи между явлениями.
Материалы: бланк с рядами чисел, авторучка, часы.
Процедура исследования. испытуемому предъявляется бланк с рядами чисел. Испытуемый определяет закономерность составления ряда чисел и дописывает в нем еще 2 числа в соответствии с этой закономерностью. Время выполнения – 7 минут.
Инструкция: «На бланке перед вами напечатаны ряды чисел. Определите, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще 2 числа. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. На работу отводится 7 минут».
№ п/п |
Числовые ряды |
Продолжение |
Закономерность |
1 |
2 – 4 – 6 – 8 – 10 – 12 – 14 – ? – ? |
16 – 18 |
+ 2 |
2 |
6– 9 – 12 – 15 – 18 – 21 – 24 – ? – ? |
27 – 30 |
+3 |
3 |
3 – 6 –12 – 24 – 48 – 96 – 192 – ? – ? |
384 – 768 |
2 |
4 |
4 – 5 – 8 – 9 – 12 – 13 – 16 – ? – ? |
17 – 20 |
+1+3 |
5 |
22 – 19 – 17 – 14 – 12 – 9 – 7 – ? – ? |
4 – 2 |
– 3 – 2 |
6 |
39–38 –36 – 33 –29 – 24– 18 – ? – ? |
11 – 3 |
– 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 |
7 |
16 – 8 – 4 – 2 – 1 – ½ – ¼ – ? – ? |
1/8 – 1/16 |
/ 2 |
8 |
1 – 4 – 9 – 16 – 25 – 36– 49 – ? – ? |
64 – 81 |
+ 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 + 17 |
9 |
21 – 18 – 16 – 15 – 12 – 10 – 9 – ? – 7 |
6 – 4 |
– 3 – 2 – 1 – 3 – 2 – 1 – 3 – 2 |
10 |
3 – 6 – 8 – 16 – 18 – 36 – 38 – ? – ? |
76 – 78 |
2 + 2 |
11 |
12 – 7 – 10 – 5 – 8 – 3 – 6 – ? – ? |
1 – 4 |
– 5 + 3 |
12 |
2 – 6 – 9 – 27 – 30 – 90 – 93 – ? – ? |
279 – 282 |
3 + 3 |
13 |
8 – 16 – 9 – 18 – 11 – 22 – 15 – ? – ? |
30 – 23 |
2 – 7 |
14 |
7 – 21 – 18 – 6 – 18 – 15 – 5 – ? – ? |
15 – 12 |
3 – 3 : 3 |
15 |
10 – 6 – 9 – 18 – 14 – 17 – 34 – ? – ? |
30 – 33 |
– 4 + 3 2 |
Оценка результатов:
14–15 рядов: аналитичность мышления очень высокая (отличная).
11–13 рядов: высокая (хорошая).
8–10 рядов: средняя (удовлетворительная).
7–6 рядов: низкая (плохая).
5 и менее: очень низкая (очень плохая).
При интерпретации результатов учитываются особенности темперамента.
Практическое занятие «воображение»
Цель: исследование воображения.
Воображение – психический познавательный процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Виды воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), творческое (продуктивное), воссоздающее (репродуктивное), сновидения, галлюцинации, грезы, мечта.
Методика «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ»
Цель: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.
Ригидность воображения может быть следствием стрессов, аффектов. Часто люди, размещающие рисунки внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания.
Материалы: три листа бумаги 1016 см без клеток, карандаш и секундомер. На первом в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором – в середине контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см.
Процедура исследования. исследование проводится как индивидуально, так и с группой (никто не показывает друг другу рисунки и не разговаривает). Исследование проводится в три этапа: на первом испытуемому дается листок с изображением круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Испытуемый использует изображенный на листе контур геометрической фигуры для создания собственного рисунка.
Время работы с каждым рисунком – 60 секунд.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при ее выполнении?»
Инструкция: «Используя изображенный на листе контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. По сигналу “Стоп!” рисование прекращайте».
Оценка результатов
1. Определение уровня сложности воображения.
Сложность воображения констатируется по самому сложному из 3 рисунков.
Уровни сложности:
1) Контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.
2) Контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
3) Контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, могут быть введены дополнительные детали.
4) Контур геометрической фигуры – основная деталь, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
5) рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.
Гибкое воображение, если все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры (фиксированность представлений не отражается в рисунке).
Средняя гибкость воображения, если два рисунка на один и тот же сюжет (фиксированность представлений слабая).
Ригидность воображения, если все рисунки на один и тот же сюжет (сильная фиксированность образов в представлении). Ригидность воображения может быть и при отсутствии фиксации, когда рисунки строго внутри контуров.
3. Определение степени стереотипность воображения.
Стереотипное воображение – типичные рисунки: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат, часы, колесо, глобус, снеговик; крыша дома, дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак; человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, аквариум, куб, салфетка, письмо.
Творческое воображение – все рисунки оригинальные, нетипичные.
Гуманитарная направленность личности: рисунки людей, сюжеты с деятельностью.
Техническая направленность личности, логика: абстрактные рисунки, геометрические изображения.
Методика «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»
Цель: оценка творческого воображения и скорости процессов мышления количественным показателем.
Материалы: лист бумаги, авторучка, часы.
Процедура исследования. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее неизвестном исследуемому. Его задача – возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Время выполнения – 5 минут.
Инструкция: «После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача – возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, “дождь”, “поле”, “земля” можно объединить в такую фразу: “Дождь в поле хорошо промочил землю”. Возможны и другие варианты.
Каждую фразу надо писать с новой строки. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочесть. Когда я дам команду “Стоп!”, прекратите писать и переверните лист бумаги. Время выполнения задания 5 минут».
Анализ и оценка результатов.
Ведется наблюдение за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать было легко, а когда было трудно что-либо придумать, что именно мешало.
Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:
5 – остроумная оригинальная комбинация;
4 – правильное, логичное сочетание слов;
3 – пожалуй, и так можно;
2 – два слова связаны, а третье не логично;
1 – бессмысленное сочетание слов.
Эти показатели сводятся к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме проставленных баллов, поделенных на число фраз, написанных за 5 минут.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие методы диагностики используются в психологии?
2. В чем сущность проективных тестов?
3. Что такое функциональная асимметрия мозга человека?
4. Почему у детей всегда следует выяснять ведущее полушарие головного мозга?
5. Определите понятие «личность». Что входит в структуру личности?
6. Что такое невербальные средства воздействия в общении?
7. Определите понятие «внимание». Каковы функции внимания?
8. Охарактеризуйте виды внимания.
9. Каковы свойства внимания?
10. Назовите методики для изучения внимания.
11. Определите понятие «память». Каковы характеристики памяти?
12. Назовите уровни памяти.
13. Охарактеризуйте виды памяти.
14. В чем сущность основных процессов памяти?
15. Назовите методики для исследования памяти.
16. Определите понятие «мышление».
17. Охарактеризуйте мыслительные операции.
18. Каковы формы мышления?
19. Назовите и охарактеризуйте виды мышления.
20. Каковы особенности различных способов мышления?
21. Назовите методики, изучающие мышление.
22. Что такое «аналитичность мышления»?
23. Определите понятие «воображение».
24. Охарактеризуйте различные виды воображения.
25. Чем обусловлена ригидность воображения?
26. Назовите методики для исследования воображения.