ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 808
Скачиваний: 5
Работа студента на лекции. Важно сразу же психологически настроить себя на нужный лад, на внимательную работу в ходе лекции. Для этого надо подготовить тетрадь для ведения конспекта, другие необходимые материалы. Относительно конспектирования лекций нет единого мнения. Одни считают, что записи на лекциях должны ограничиваться фиксацией выводов, правил, закономерностей; другие, напротив, полагают, что записывать следует более подробно; мнение третьих сводится к тому, что вообще нет необходимости конспектировать лекцию, ибо у студента, который конспектирует, действует лишь слух, а мышление не работает.
На наш взгляд, студент несомненно должен вести конспект лекции. Другое дело, что не все умеют это делать. Опыт показывает, что не всегда студенты выделяют главное, основное в лекции, некоторые склонны записывать лишь те положения, которые запомнили. Многие студенты пишут только тезисы лекции, другие ограничиваются записью вопросов темы.
Нередко встречаешься с неправильным оформлением конспектов; запись ведется сплошным текстом, без полей, абзацев, заголовков.
Записывание лекции
способствует лучшему ее усвоению,
запоминанию. Процесс записи дольше
поддерживает внимание и трудоспособность
на лекции. По данным академика И. П.
Павлова, чем больше анализаторов берет
участие в восприятии учебного материала
и его запоминании, тем устойчивее, крепче
и яснее будут знания. Как известно, по
содержанию различают
четыре вида
памяти в зависимости от того, что
запоминается: образная, словесно-логическая,
моторная и эмоциональная. В каждом
конкретном процессе запоминания,
понимания, освоения участвуют все
виды памяти, дополняя и усиливая друг
друга. Вот почему И. П. Павлов, по
свидетельству его учеников, требовал
от студента обязательного конспектирования
лекции.
Когда студент воспринимает
материал лишь на слух, мозг работает
вполсилы, концентрация внимания
ослаблена, когда же он слушает и
записывает, тогда освоение материала
происходит активнее.
Конспектирование лекций служит средством развития умственных способностей человека (мобилизует внимание, активизирует восприятие, мышление), вырабатывает умение в короткой и сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи.
В лекции нередко сообщаются такие факты, научные данные, выводы и обобщения, которые еще не отражены в учебнике, не описаны систематически в научной литературе. Новый научный материал может встретиться в различных научных источниках (статьях, рецензиях, монографиях). В лекции же он обобщается, приводится в систему. Вот почему важно записывать лекцию. Наконец, конспект лекции — это опора для памяти, материал для подготовки к семинарским занятиям, к зачету, экзамену, а после окончания учебы — это полезный архив студента.
Конспектируя лекции, необходимо понять излагаемый материал. Даже дословное механическое записывание лекции без достаточного ее понимания пользы не принесет.
Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем полно. Дословно следует записывать определения, правила, выводы.
Лектор интонацией голоса, манерой изложения материала выделяет важное, основное, помогая тем самым студентам отделить главное от второстепенного. В тех случаях, когда лектор диктует (повторяет) отдельные положения, их следует обязательно записывать.
Важно фиксировать в конспекте и то, что преподаватель пишет на доске (схемы, графики, формулы и т. д.).
Записи в конспекте должны быть расчлененными, графически четкими. В них должны быть заголовки, подзаголовки, абзацы, широкие поля, на которых студент может в процессе конспектирования записывать свои мысли, вопросы, свое отношение к излагаемому. Все это служит лучшему, более глубокому осознанию того или иного вопроса, затронутого в лекции.
Конспектируя лекцию, студент, вполне естественно, встречается с непонятными для него вопросами. Необходимо отметить их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, консультируясь с преподавателем.
В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну-две страницы для того, чтобы, читая учебник, дополнительную литературу, можно было дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.
Работа студента после лекции. Работу над конспектом следует продолжить и после лекции. Немаловажное значение имеет упорядочение записей лекции, которое заключается в определенной доработке конспекта — дополнении, исправлении, выделении главного, уточнении новых терминов и т. д. Следует это делать систематически, в процессе, работы над учебной и монографической литературой.
Наконец, доработка конспектов заключается в освоении схем, рисунков, сделанных, в ходе лекции не всегда четко и точно.
Нужно учитывать свойство памяти постепенно утрачивать свежесть и не откладывать доработку конспектов лекций на долгое время.
Систематическая работа студентов над конспектами лекций (некоторые обращаются к ним только при подготовке к семинарским занятиям, зачету или экзамену) обеспечит им приобретение прочных и твердых знаний.
Целесообразно перед каждой новой лекцией просматривать записи предыдущей лекции.
Как уже отмечалось, лекционный курс имеет свою логику построения и развития. Эту логику постичь трудно или даже просто невозможно, если лекции будут посещаться студентом нерегулярно, с пропусками. Если лекция пропущена, то обязательно нужно восполнить образовавшийся пробел активной самостоятельной работой, акцентируя внимание на изучении тех вопросов, которые освещались в лекции. В этом случае возможно обращение за помощью к лектору на консультации, к сокурсникам.
Методические рекомендации для подготовки
к семинарским занятиям
Семинары — один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать, аргументировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством, являются также действенной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.
Главными задачами семинарского занятия являются:
- закрепление, расширение и всемерное углубление знаний, которые получены на лекциях, добытых самостоятельно при работе с основными и дополнительными источниками, правовыми актами, материалами практики и др. источниками;
- проверка и текущий контроль усвоения программного материала (отвечающего требованиям государственного образовательного стандарта), оценка знаний обучаемых по конкретной теме (темам) изучаемой дисциплины (курса);
- формирование у студентов умений, навыков работы с различными источниками знаний и информации; развитие творческих способностей при подготовке аргументированных выступлений и научных сообщений; письменного оформления рефератов, докладов с точным соблюдением требуемой культуры исполнения; логически правильного и грамотного построения своих мыслей и передачи их вслух; умения убедительно и грамотно говорить, высказывать свое мнение, аргументированно вести спор, отстаивая свою позицию, дискутировать, уметь находить компромиссы.
Подготовка студента к семинару. Основное в подготовке и проведении семинаров — это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара.
Семинарские занятия
проводятся по специальным планам-
заданиям,
которые содержатся в учебно-методических
материалах.
Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане-задании семинарского занятия содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполнению задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были, предметом рассмотрения в лекции.
Могут быть и специальные задания к той или иной теме семинара, например, прочитать какую-либо книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии.
План-задание дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Готовиться к семинару нужно, естественно, заранее, а не накануне его проведения. Необходимо внимательно ознакомиться с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал (через библиотеку, учебно-методический кабинет и др.).
Но прежде всего студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению основной и другой специальной литературы, нормативного материала, а также ознакомиться с публикациями в периодических журналах: «Государство и право»; «Правовая политика и правовая жизнь»; «Журнал российского права»; «Юридический мир»; «Законность»; «Закон и право»; и др.. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы; нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины. Вся эта работа должна найти отражение в выписках, заметках на полях конспектов лекций, в закладках текстов произведений, сборников нормативных актов и др. В среде студентов существует заблуждение, что для положительной оценки на семинарском занятии достаточно изучить лекцию и раздел учебника. Лекция и учебник — начальный путеводитель в сложном мире научных знаний. Поэтому только их изучения явно недостаточно.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).
Желательно иметь
специальную тетрадь для подготовки
к
семинарам по каждой учебной
дисциплине либо вести все записи
(конспекты лекций и записи к семинарам)
в одной тетради по каждому предмету.
При подготовке к семинарам следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации (групповые и индивидуальные) с преподавателями, которые читают лекции и проводят семинары.
Участие студента в работе семинара.
Порядок проведения семинарского занятия:
-
Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
-
Рассмотрение вопросов темы – до 20 мин. по каждому вопросу.
-
Заключение преподавателя – до 10 мин.
Семинарские занятия по проблемам государства и права проводятся в следующих формах, дополняющих друг друга:
- Устные доклады (научные сообщения) по актуальным вопросам теории государства и права с последующим их обсуждением. Они не являются повторением «Теории государства и права», которая изучается на первом курсе. Это совершенно иной уровень анализа теории и практики по государственно-правовой проблематике. Доклады делаются устно (8-10 мин.), разрешается обращаться к записям (конспекту, выпискам из книг), к первоисточникам, тексту Конституции и др. Однако, нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Преподаватель может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.
- Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара. Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Студенту-докладчику может предоставляться не вступительное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в порядке развернутой беседы.
- Обсуждение сложных теоретических вопросов и проблем, полезных для углубленного изучения отдельных тем курса, затронутых в монографиях. Студентам дается задание изучить проблемы, поднимаемые в монографии и быть готовым к обсуждению на занятии.
Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.
Для полноценного освоения курса на занятиях важно принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов, внимательно и критически выслушивать выступления своих коллег, одновременно уточняя свои знания и ведя поиск новой постановки проблемы, ее решения. Дискуссия, возникшая в ходе обсуждения проблемы, должна быть направлена на глубокое и всестороннее усвоение темы занятия в целом.
Обязательным компонентом семинарского занятия по проблемам теории государства и права является подготовка по наиболее актуальным и сложным темам рефератов, в которых на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения авторов и определяется собственная позиция, подкрепленная системой аргументов.
Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремится ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. Важно обращать внимание на материал, который является для студента новым. Следует задавать вопросы выступающим как для уточнения их позиций, так и своих собственных. На семинаре рекомендуется вести записи.
Обсуждение заканчивается заключением преподавателя, которое необходимо внимательно прослушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.
Следует предостеречь от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, в особенности, если студент встречался с ними раньше (например, при изучении философских, общеполитических и других дисциплин). Эта кажущаяся простота может ввести в заблуждение, отвлечь от углубленной проработки вопроса. Действительно, при изучении ряда дисциплин используются одни и те же понятия, факты, примеры. Но дело заключается в том, что один и тот же объект, например государство и право, каждая юридическая наука изучает с позиций своего предмета. Важно уловить, понять специфику предмета каждой науки и с позиций предмета этой науки углубить свои знания относительно объекта изучения. Пробел в знаниях по конкретному предмету может выявиться на экзамене.