ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 808

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа студента на лекции. Важно сразу же психологи­чески настроить себя на нужный лад, на внимательную работу в ходе лекции. Для этого надо подготовить тетрадь для веде­ния конспекта, другие необходимые материалы. Относительно конспектирования лекций нет единого мнения. Одни считают, что записи на лекциях должны ограничиваться фиксацией вы­водов, правил, закономерностей; другие, напротив, полагают, что записывать следует более подробно; мнение третьих сво­дится к тому, что вообще нет необходимости конспектировать лекцию, ибо у студента, который конспектирует, действует лишь слух, а мышление не работает.

На наш взгляд, студент несомненно должен вести кон­спект лекции. Другое дело, что не все умеют это делать. Опыт показывает, что не всегда студенты выделяют главное, основное в лекции, некоторые склонны за­писывать лишь те положения, которые запомнили. Многие студенты пишут только тезисы лекции, другие ограничиваются записью вопросов темы.

Нередко встречаешься с неправильным оформлением кон­спектов; запись ведется сплошным текстом, без полей, абзацев, заголовков.

Записывание лекции способствует лучшему ее усвоению, запоминанию. Процесс записи дольше поддерживает внимание и трудоспособность на лекции. По данным академика И. П. Павлова, чем больше анализаторов берет участие в восприятии учебного материала и его запоминании, тем устойчивее, крепче и яснее будут знания. Как известно, по содержанию различают
четыре вида памяти в зависимости от того, что запоминается: образная, словесно-логическая, моторная и эмоциональная. В каждом конкретном процессе запоминания, понимания, освое­ния участвуют все виды памяти, дополняя и усиливая друг друга. Вот почему И. П. Павлов, по свидетельству его учеников, требовал от студента обязательного конспектирования лекции.
Когда студент воспринимает материал лишь на слух, мозг работает вполсилы, концентрация внимания ослаблена, когда же он слушает и записывает, тогда освоение материала происходит активнее.

Конспектирование лекций служит средством развития умст­венных способностей человека (мобилизует внимание, активи­зирует восприятие, мышление), вырабатывает умение в корот­кой и сжатой форме излагать мысли, развивает навыки лите­ратурного изложения, повышает культуру речи.

В лекции нередко сообщаются такие факты, научные дан­ные, выводы и обобщения, которые еще не отражены в учебни­ке, не описаны систематически в научной литературе. Новый научный материал может встретиться в различных научных источниках (статьях, рецензиях, монографиях). В лекции же он обобщается, приводится в систему. Вот почему важно записы­вать лекцию. Наконец, конспект лекции — это опора для памя­ти, материал для подготовки к семинарским занятиям, к заче­ту, экзамену, а после окончания учебы — это полезный архив студента.


Конспектируя лекции, необходимо понять излагаемый мате­риал. Даже дословное механическое записывание лекции без достаточного ее понимания пользы не принесет.

Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем пол­но. Дословно следует записывать определения, правила, вы­воды.

Лектор интонацией голоса, манерой изложения материала выделяет важное, основное, помогая тем самым студентам отделить главное от второстепенного. В тех случаях, когда лек­тор диктует (повторяет) отдельные положения, их следует обя­зательно записывать.

Важно фиксировать в конспекте и то, что преподаватель пи­шет на доске (схемы, графики, формулы и т. д.).

Записи в конспекте должны быть расчлененными, графи­чески четкими. В них должны быть заголовки, подзаголовки, абзацы, широкие поля, на которых студент может в процес­се конспектирования записывать свои мысли, вопросы, свое от­ношение к излагаемому. Все это служит лучшему, более глубо­кому осознанию того или иного вопроса, затронутого в лекции.

Конспектируя лекцию, студент, вполне естественно, встре­чается с непонятными для него вопросами. Необходимо отметить их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, кон­сультируясь с преподавателем.

В конце конспекта каждой лекции следует оставить одну-две страницы для того, чтобы, читая учебник, дополнительную ли­тературу, можно было дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.

Работа студента после лекции. Работу над конспектом следует продолжить и после лекции. Немаловажное значение имеет упорядочение записей лекции, которое заключается в опреде­ленной доработке конспекта — дополнении, исправлении, выде­лении главного, уточнении новых терминов и т. д. Следует это делать систематически, в процессе, работы над учебной и моно­графической литературой.

Наконец, доработка конспектов заключается в освоении схем, рисунков, сделанных, в ходе лекции не всегда четко и точно.

Нужно учитывать свойство памяти постепенно утрачивать свежесть и не откладывать доработку конспектов лекций на долгое время.

Систематическая работа студентов над конспектами лек­ций (некоторые обращаются к ним только при подготовке к се­минарским занятиям, зачету или экзамену) обеспечит им при­обретение прочных и твердых знаний.

Целесообразно перед каждой новой лекцией просматривать записи предыдущей лекции.

Как уже отмечалось, лекционный курс имеет свою логику построения и развития. Эту логику постичь трудно или даже просто невозможно, если лекции будут посещаться студентом нерегулярно, с пропусками. Если лекция пропущена, то обяза­тельно нужно восполнить образовавшийся пробел активной са­мостоятельной работой, акцентируя внимание на изучении тех вопросов, которые освещались в лекции. В этом случае воз­можно обращение за помощью к лектору на консультации, к сокурсникам.










Методические рекомендации для подготовки

к семинарским занятиям


Семинары — один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать, аргу­ментировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчи­во излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культу­рой речи, ораторским искусством, являются также действен­ной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.

Главными задачами семинарского занятия являются:

- закрепление, расширение и всемерное углубление знаний, ко­торые получены на лекциях, добытых самостоятельно при работе с основными и дополнительными источниками, правовыми актами, материалами практики и др. источниками;

- проверка и текущий контроль усвоения программного материа­ла (отвечающего требованиям государственного образовательного стандарта), оценка знаний обучаемых по конкретной теме (темам) изучаемой дисциплины (курса);

- формирование у студентов умений, навыков работы с различ­ными источниками знаний и информации; развитие творческих способ­ностей при подготовке аргументированных выступлений и научных со­общений; письменного оформления рефератов, докладов с точным соб­людением требуемой культуры исполнения; логически правильного и грамотного построения своих мыслей и передачи их вслух; умения убедительно и грамотно говорить, высказывать свое мнение, аргументированно вести спор, отстаивая свою позицию, дискутировать, уметь находить компромиссы.

Подготовка студента к семинару. Основное в подготовке и проведении семинаров — это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара.

Семинарские занятия проводятся по специальным планам-
заданиям, которые содержатся в учебно-методических материалах.

Студент обязан точно знать план семинара либо конкрет­ное задание к нему. В плане-задании семинарского занятия содержатся основ­ные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготов­ке каждого вопроса, выполнению задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были, предметом рассмотрения в лекции.

Могут быть и специальные задания к той или иной теме се­минара, например, прочитать какую-либо книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии.

План-задание дополняется списком рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы.

Готовиться к семинару нужно, естественно, заранее, а не накануне его проведения. Необходимо внимательно ознакомить­ся с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал (через библиотеку, учебно-методический кабинет и др.).


Но прежде всего студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению основной и дру­гой специальной литературы, нормативного материала, а также ознакомиться с публикациями в периодических журналах: «Государство и право»; «Правовая политика и правовая жизнь»; «Журнал российского права»; «Юридический мир»; «Законность»; «Закон и право»; и др.. Изуче­ние всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы; нужно законспекти­ровать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины. Вся эта работа должна найти отражение в выписках, замет­ках на полях конспектов лекций, в закладках текстов произ­ведений, сборников норматив­ных актов и др. В среде студентов существует заб­луждение, что для положительной оценки на семинарском занятии до­статочно изучить лекцию и раздел учебника. Лекция и учебник — на­чальный путеводитель в сложном мире научных знаний. Поэтому только их изучения явно недостаточно.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в состав­лении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть го­товы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к
семинарам по каждой учебной дисциплине либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради по каждому предмету.

При подготовке к семинарам следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации (групповые и индивидуальные) с препо­давателями, которые читают лекции и проводят семинары.

Участие студента в работе семинара.

Порядок проведения семинарского занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

  2. Рассмотрение вопросов темы – до 20 мин. по каждому вопросу.

  3. Заключение преподавателя – до 10 мин.

Семинарские занятия по проблемам государства и права проводятся в следующих формах, дополняющих друг друга:

- Устные доклады (научные сообщения) по актуальным вопросам теории государ­ства и права с последующим их обсуждением. Они не являются повто­рением «Теории государства и права», которая изучается на первом курсе. Это совершенно иной уровень анализа теории и практики по государственно-правовой проблематике. Доклады делаются устно (8-10 мин.), разрешается обращаться к за­писям (конспекту, выпискам из книг), к первоисточникам, тек­сту Конституции и др. Однако, нужно избегать сплошного чте­ния написанного текста. Следует стремиться к выражению мыс­лей своими словами, путем свободной устной речи. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них же­лающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Преподаватель может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в пла­не развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.


- Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных ос­тальными студентами до семинара. Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Студенту-докладчику может предоставляться не вступи­тельное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в поряд­ке развернутой беседы.

- Обсуждение сложных теоретических вопросов и проблем, по­лезных для углубленного изучения отдельных тем курса, затронутых в монографиях. Студентам дается задание изучить проблемы, подни­маемые в монографии и быть готовым к обсуждению на занятии.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

Для полноцен­ного освоения курса на занятиях важно принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов, внимательно и критически выслушивать выступления своих коллег, одно­временно уточняя свои знания и ведя поиск новой постановки проблемы, ее решения. Дискуссия, возникшая в ходе обсужде­ния проблемы, должна быть направлена на глубокое и всесто­роннее усвоение темы занятия в целом.

Обязательным компонентом семинарского занятия по про­блемам теории государства и права является подготовка по наиболее актуальным и сложным темам рефератов, в которых на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные точки зрения авторов и определяется собственная позиция, подкрепленная системой аргу­ментов.

Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремит­ся ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждае­мому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. Важно обращать внимание на материал, который является для студента новым. Следует задавать вопросы выступающим как для уточнения их позиций, так и своих собственных. На семинаре рекомендуется вести записи.

Обсуждение заканчивается заключением преподавателя, которое необходимо внимательно прослушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы.

Следует предостеречь от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, в особен­ности, если студент встречался с ними раньше (например, при изучении философских, общеполитических и других дисцип­лин). Эта кажущаяся простота может ввести в заблуждение, отвлечь от углубленной проработки вопроса. Действительно, при изучении ряда дисциплин используются одни и те же по­нятия, факты, примеры. Но дело заключается в том, что один и тот же объект, например государство и право, каждая юри­дическая наука изучает с позиций своего предмета. Важно уло­вить, понять специфику предмета каждой науки и с позиций предмета этой науки углубить свои знания относительно объек­та изучения. Пробел в знаниях по конкретному предмету может выявиться на экзамене.