Файл: Туристское страноведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2020

Просмотров: 1455

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12.Раскройте взаимосвязь состава населения и туризма.

Изучение населения начинается с демографических показателей. Первый показатель, который приводится в любых описаниях о стране (государстве), — численность ее населения, т.е. общее количество людей, проживающих на данной территории. Для туризма этот показатель имеет чисто номинальное, справочное значение. Поскольку невозможно утверждать, что если численность населения велика, то это благоприятно (или неблагоприятно) для развития туризма. Также нельзя сделать вывод, что малое число жителей в стране неблагоприятно (благоприятно) для туризма. Половой состав населения также не имеет прямого практического значения с точки зрения туризма. Обоснование тождественно ранее приведенному объяснению для численности населения. Неоправданно предположение, что равное соотношение по полу или преобладание мужского (женского) населения благоприятно или неблагоприятно для туризма. Но человеку в любом возрасте присущ интерес к противоположному полу, поэтому представление о половом составе (половой структуре) и географических особенностях полового состава целесообразно включать в характеристику страны.

Возраст. Изменения в возрастной структуре населения так или иначе оказывают влияние фактически на все отрасли бизнеса. Менеджеров туризма больше интересует возраст населения, нежели его фактическая численность. Необходимо следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и определять их влияние на туристский спрос.
Далее приводятся данные и выводы по возрастным группам с точки зрения классического туризма в Западных странах. Применительно к России выявленные в мире тенденции не могут быть учтены из-за низкого уровня жизни детей, подростков, ветеранов и пенсионеров.

Дети. Рост количества новорожденных является нежелательным обстоятельством для менеджеров туризма, так как семьи с младенцами и маленькими детьми больше предпочитают оставаться дома, нежели путешествовать. К тому же в таких семьях часть дохода, которая могла бы быть потрачена на туризм, тратится на маленьких детей. Однако возрастающее количество детей является хорошим фактором развития туризма на долгосрочную перспективу, так как эти дети будут потенциальными потребителями туристских услуг.

Подростки составляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое влияние на членов семьи в решениях относительно совершаемых покупок и мест проведения отпуска, особенно в семьях с большим достатком. Подростки могут являться и самостоятельными туристами. Особым фактором, способствующим путешествиям молодых людей, является наличие у них собственных транспортных средств.

Сегмент молодых людей на туристском рынке состоит из двух возрастных категорий: от 18 до 24 и от 25 до 34 лет. Эти категории располагают значительной двигательной способностью и влиянием, так как они наиболее многочисленны. Поскольку они представляют собой большую группу людей, можно определить комплексные тенденции в данном сегменте: относительно позднее замужество, появление в семье первого ребенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей.


Сегмент людей в возрасте от 35 до 44 лет. Люди, рожденные в 1955 г. и позднее, составляют поколение детского бума. Поскольку это поколение людей количественно больше, чем любое другое, оно способно оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Образ жизни данного сегмента становится образом жизни всей страны относительно многих факторов, будь то путешествия, предпочтительные места отдыха, питания и т. д. Именно эта группа людей склонна к путешествиям самолетом и в основном к отдыху на курортах. Они тратят много денег на путешествия и средства размещения. Большинство людей этого сегмента хорошо образованны. Приоритетным для них является самосовершенствование. Получение новой информации они считают необходимым средством расширения кругозора, но не роскошью. Удовлетворение нужд этой группы - важный фактор для дальнейшего успешного развития туристского бизнеса.

Сегмент людей в возрасте от 45 до 54 лет. Этот сегмент рынка постепенно растет. Так же как и люди в возрасте от 35 до 44 лет, эта группа населения склонна к отдыху на курортах, отдаленных от их места жительства, и к путешествиям самолетом.

Сегмент людей пожилого возраста. Другая важная тенденция, на которую необходимо обращать внимание, - рост группы людей пожилого возраста (60-65 лет) и группы людей в возрасте свыше 65 лет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «третьего возраста». Этот рынок должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим и неменее важным, чем остальные возрастные сегменты туристского»
С позиции отношения этих возрастных групп к туризму и ny-тешествиям различают три основные подгруппы: группа людей; в возрасте от 55 до 64 лет; от 65 до 74 лет и от 75 лет и старше.
Возрастная группа людей от 55 до 64 лет характеризуется наличием больших свободных денежных средств, чем другие группы пенсионного возраста, наличием небольших домохозяйств и свободой от расходов средств на образование, воспитание и содержание детей.   

Население, состоящее из людей в возрасте свыше 65 лет, может быть также поделено на три различные подгруппы, или рынки. Люди от 65 до 74 лет считаются активными пенсионерами и составляют более молодую группу - важный рынок путешествующих. Вторую группу составляют люди в возрасте от 75 до 84 лет. По сравнению с первой группой они не так активны, чаще всего не расположены к путешествиям. Третью группу составляют люди от 85 лет и выше. Турорганизации не видят потенциала данного сегмента рынка. Однако необходимо знать, с каким турпродуктом можно проникнуть на данный рынок.
Надо помнить, что пенсионеры, хотя и располагают большим количеством свободного времени, которое они могли бы потратить на путешествия, однако они ограничены в денежных средствах.
Некоторые пенсионеры продолжают работать и тратить денежные средства на путешествия. Для этого сегмента туристского рынка необходима специальная маркетинговая программа. Данные возрастные группы людей могут стать потребителями недорогих товаров и услуг, поэтому целесообразно предлагать им специальные возрастные льготы, скидки на размещение и питание, льготные тарифы на транспорте. Таким людям по карману путешествия внутри страны с целью посещения родственников или с целью отдыха и лечения в санаториях и домах отдыха. При выборе средств транспорта должен делаться акцент на более доступные и недорогие средства передвижения.
Пожилые люди не любят, когда им напоминают об их возрасте. Следовательно, должна быть хорошо продуманная связь, необходимо тщательно выбирать и составлять тексты рекламных обращений, что, с одной стороны, затрудняет работу тур-агентов. С другой стороны, их образ жизни позволяет им путешествовать в любое время года и на более длительный период
времени, в отличие от более молодых групп населения. Таким образом, должны быть организованы усиленные рекламные кампании для стимулирования спроса этой группы населения, особенно в период недозагрузки туристских предприятий и в межсезонье.


Одиночки. Большинство из них - это молодые люди, не обремененные заботами и затратами на воспитание и образование детей, предпочитающие тратить свои средства на отдых, путешествия, обеды в ресторанах и на веселую жизнь. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они много внимания уделяют организации своего свободного времени, стремясь в полной мере наслаждаться жизнью. Молодые одинокие люди больше путешествуют по сравнению со своими ровесниками, состоящими в браке, и с людьми среднего возраста. Они предпочитают путешествовать за пределы своей страны или своего региона проживания и используют самолет в качестве основного транспортного средства.
Одинокие люди подразделяются: на никогда не состоящих в браке, вдовых и разведенных. На западном рынке туризма существуют фирмы, которые работают только в данном сегменте, например немецкая фирма «Сингл-Трэвел». Российским рынкам также следует рассматривать этот сегмент в качестве своего перспективного целевого рынка.


13.Методы туристского анализа истории страны.

С точки зрения страноведения в туризме условимся понимать под историей знания о минувшей социальной действительности, т.е. сведения о событиях и свершениях прошлой общественной жизни народов, стран, выдающихся личностей.
Кроме того, к туристской характеристике относятся сведения о периодах становления, развития и о смене устойчивых безличных структур культурной, экономической и политической деятельности. Например, смена форм правления и политического устройства государств, этапы экономического развития государств, господствующий способ производства и тип собственности, основной тип поселений и пр.
Особое внимание следует уделить истории художественной культуры, точнее, характеристике художественных стилей, а не хронологии конкретных величайших творений или выдающихся личностей. Характеристика размытого во времени процесса становления и развития художественного стиля (барокко, готика или классицизм) дает более полное представление о прошлой, реальной жизни страны во множестве конкретных взаимосвязанных событий, произошедших в определенное время и в определенном месте.
Историческая характеристика составляется с помощью хронологии. Но исторические даты - не просто линейный временной ряд. Это своеобразная историческая периодизация всего рассматриваемого времени. При этом имеется в виду, что внутри, между датами, преобладает однородность явления. Прерывность создается именно с помощью дат, при этом обязательно указание на то, что именно изменяется.
Совокупность тем, приведенная выше, не является планом. Учитывая тот факт, что исторический раздел туристской характеристики - это отражение процесса культурного и этнического развития и элементов государственного строительства страны, целесообразно начать с факта появления этноса или создания первого государства в историческом прошлом на данной территории. Далее исторический текст разворачивается на нескольких различных уровнях, которые постоянно перемешиваются.
Первый уровень представляет собой сплошной текст, структурированный событиями и явлениями в хронологическом порядке, включая объяснения фактов, ссылки, с помощью которых можно дополнить «невысказанное».
Второй уровень - это текст, в котором при составлении исторической характеристики учитывается, что историческое время различно у разных народов, стран. Каждая страна имеет свою нулевую точку отсчета (рождение страны), свой ритм развития и поэтому время расцвета, предположим, стиля барокко в разных странах не будет совпадать. Это, кстати, означает, что нельзя устанавливать время в разных странах по какому-либо явлению в культуре, экономике или социальной сфере.
Третий уровень - это текст, в котором для создания исторического «образа страны» образ времени должен быть дополнен образом пространства, в котором живут и действуют исторические персонажи, происходят определенные события; при этом учитывается тот факт, что внутри страны, в разных ее частях историческое время может не совпадать, что обусловливает их культурное, экономическое и политическое своеобразие в настоящее время. Четвертый уровень - «привязка» происходящих, происходивших событий, явлений к определенному месту, объекту территориально и визуально, в режиме «скачка во времени», но из прошлого в настоящее. Это означает, что любой персонаж, любое событие обязательно требует «привязки» к определенной «точке» земной поверхности. Такова особенность туристского исторического исследования: изолированного факта, события или персонажа не существует, он рассматривается всегда под особым углом зрения: это место, где можно побывать. Причем под словом «побывать» подразумевается не воображаемое путешествие во времени и пространстве, а вполне реальное перемещение с помощью современных транспортных средств, посещение (визуальный осмотр) объекта, существующего в настоящем времени. Написание исторического раздела в туристской характеристике - работа, в какой-то мере аналогичная деятельности театрального художника-декоратора, сценографа. Его задача - написать декорации исторических сцен, объяснить привязку исторических событий и персонажей к определенным историческим объектам - «декорациям», которые сохранились до наших дней Причина проста: эти исторические объекты являются памятниками историко-культурного наследия -- немногие бесценные свидетельства реальности происходивших событий и сцен прошлого. С их помощью воссоздается «образ» определенной эпохи, времени, события. Кроме того, они часто являются настоящими «героями» происходивших событий, так как именно в их создание вложены усилия многих лиц (гениальных людей). «Прикосновение», приобщение к ним и есть, собственно, познание истории.
Поскольку невозможно создать одни декорации ко всем пьесам, спектаклям, постольку нельзя написать один универсальный план исторической характеристики для всех стран. Ниже приведен набросок примерного плана характеристики исторического раздела, составленный на основе анализа исторических характеристик нескольких восточноевропейских стран.


Примерный план характеристики исторического раздела

I. От племени к государству.
II. Феодальное государство:
- внутриполитическое развитие;
- развитие экономики и социальных отношений;
- особенности этнической культуры.
III. Кризис феодального государства:
- особенности государственного устройства;
- внутренние политические и социальные проблемы;
- своеобразие Реформации;
- культура страны.
IV. Страна на пороге эпохи капитализма. Основные направления перемен:
- изменения во внешней и внутренней политике;
- экономические и социальные реформы;
- у истоков современной культуры (культура эпохи Просвещения).
V. Эпоха реформ. XIX в.:
- политические и социальные условия в стране;
- промышленность и сельское хозяйство;
- национальная, культурная жизнь.
VI. Кризисы на рубеже веков XIX-XX вв.:
- общественно-политическая ситуация;
- экономическое развитие;
- культура, наука, просвещение.
VII. XX в. - период потрясений и трансформации:
- основные изменения в социально-политической жизни страны;
- особенности экономического развития;
- культурные процессы (в том числе художественная культура).
Но данный план неприменим для множества стран, государственное строительство в которых началось задолго до нашей эры (например, Индия, Китай, Греция). Или процесс развития государства был прерван, и собственно государство не существовало на протяжении нескольких веков (например, Италия, Польша, Германия). Другой пример: первый опыт государственного строительства древние болгары (булгары) приобрели задолго до того, как они обосновались на территории современной Болгарии. Перечень несовпадений можно продолжать до бесконечности. Поэтому каждый раз при написании исторического раздела необходимо составить свой план характеристики страны с учетом ее специфики.
 


14. Потребности туристов в исторической информации

Темы, которые необходимо рассмотреть в процессе составления исторической характеристики: история государства, страны, территории; история народа (народов), ее населяющих; история знаменательных событий, явлений; история в лицах, т. е. история выдающихся личностей; история художественной культуры (история художественных стилей).

История государства. При рассмотрении истории страны или государства следует обратить внимание на время (дату) образования государства, на особенности территории и форму правления в данный момент времени, а также основные изменения политического статуса, состава территории и форм правления за изучаемый исторический отрезок времени. Все необходимые сведения приводятся в хронологическом порядке. Все факты имеют справочный характер и не требуют дополнительных пояснений, т.е. нет необходимости называть причины или давать характеристику происходивших изменений. Исключение составляют те факты, которые получили отражение в художественной культуре страны (исторических памятниках) или послужили толчком для развития событий и явлений мирового уровня.


История народов. При рассмотрении вопросов формирования и изменения населения страны следует обратить внимание на этнический состав, этапы формирования этносов, время и особенности развития языка (устного и письменного). В тех случаях, когда на территории сохранились многочисленные интересные (для туризма) археологические памятники, возможно краткое описание процесса заселения, освоения территории. Главное внимание следует уделить истории формирования этнической культуры народов. Необходимо указать формы верований, особенности культов и религий, характерных для всех основных периодов развития страны и народов, ее населяющих. Другим важным аспектом характеристики исчезнувших этнических культур на территории любой страны являются традиции и народное творчество.

История знаменательных событий. События, которые нужно включить в страноведческую характеристику определяется постановкой цели и проблемы исследования или изучения.

Историческое повествование отличается тем, что в нем сразу присутствует оценка произошедшего события, факта. Поскольку составитель характеристики знает все перипетии сюжета, он отбирает события, темп и масштаб повествования; некоторые события, факты, отрезки времени он излагает быстро (здесь ничего интересного не происходит), другие описывает более подробно, дает крупные планы.

История в лицах. Собственно, под «историей в лицах» подразумевается упоминание (напоминание) имен или(и) социальных статусов. Далее дается краткая характеристика их личности (в современном понимании этого слова) с указанием преимущественно тех черт, которые так важны для нашего восприятия. И наконец, перечисляются деяния этих людей, «их вклада» в историю.

История художественной культуры. При характеристике памятников какого-либо исторического периода, которых осталось очень немного достаточно назвать эти шедевры и место их нахождения. В другие исторические отрезки времени было создано и сохранилось множество замечательных произведений различных видов искусства. В этом случае невозможно перечислить все выдающиеся произведения или их группы. Но большинство произведений искусства, созданные разными людьми в различных уголках страны и даже в разных странах, относятся к одному художественному стилю, так как выражают определенную идею или совокупность идей. Характеристика художественной культуры этих отрезков времени есть краткая характеристика художественного стиля или стилей, последовательно сменявших друг друга. В краткой характеристике художественного стиля дается его название и временные параметры, последовательно перечисляются основные виды искусства, отражающие особенности этого стиля в данной стране, приводятся имена выдающихся деятелей искусства, произведения которых получили мировую известность, и названия самих произведений.