ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2020
Просмотров: 1541
Скачиваний: 3
20. Методика изучения политических условий развития туризма
Политические условия наряду с другими также играют важную роль в развитии туризма. Но их место в туристской характеристике несколько скромнее: основные положения политики влияют главным образом только на организационные и технологические аспекты турбизнеса.
Характеристика начинается, как обычно, с общих, справочных сведений о государственном строе страны, т.е. о форме правления и административно-территориального устройства страны. Далее необходимо указать, является ли страна членом военно-политических и (или) экономических союзов и каких именно. Следует отметить, к каким ограничениям или новым возможностям в политике страны приводит это участие, в чем это выражается, как это влияет на туризм, а также какова внешняя политика данного государства на мировой арене.
Далее следует рассмотреть ряд вопросов внутренней политики: внутриполитический климат в стране, особенности общественно-политической обстановки, наличие или отсутствие внутренних конфликтов или разногласий (религиозных, этнических, военно-политических или социальных), районы конфликтов или напряженности.
Важно также знать и рассказать о настроении в обществе, о степени демократичности, терпимости этого общества по отношению к инакомыслящим, иностранцам (в том числе из России), о криминальной обстановке в стране в целом и в основных туристских районах и центрах.
Затем надо перейти к рассмотрению вопросов о государственной политике в сфере туризма, о наличии национального (государственного) законодательства и национальной туристской администрации. Но главное внимание следует уделить существующим программам развития туризма, приоритетам в их содержании, особенностям и географии их реализации.
В конце раздела целесообразно дать краткую характеристику столицы, обратив внимание на несовпадение в ряде стран понятий: политическая, историческая и экономическая столица.
21. Раскройте основные черты государственной политике в сфере туризма в разных типах стран. О государственной политике в сфере туризма , о наличии национального ( государственного) законодательства и национальной туристской администрации. Но главное внимание следует уделить существующим программам развития туризма, приоритетам в их содержании, особенностям и географии их реализации. К конце раздела целесообразно дать краткую характеристику столицы, обратив внимание на несовпадение в ряде стран понятий: политическая, историческая и экономическая столица.
Основные понятия Суверенные государства имеют различные формы организации, различный
государственный строй. Он может быть выражен одной из форм правления. Различают несколько форм правления, доминируют две: монархия и республика.
Монархия -- форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху, т.е. единоличному главе государства ( королю, императору, султану, шаху и пр.), и передается по наследству или по специальному указу действующего монарха. Монархий на земном шаре осталось немного. Большинство современных монархий относится к ограниченным (конституционным), в которых власть монарха ограничена парламентом, а меньшинство -- к абсолютным, в которых власть монарха ничем не ограничена.
Существуют светские и теократические абсолютные монархии. Оман и Катар, например, светские абсолютные монархии, а Ватикан и Саудовская Аравия -- теократические абсолютные монархии. В
Ватикане глава государства -- Папа Римский, глава католической церкви. В Саудовской Аравии глава и государства и церкви -- король. Специфическую форму правления имеют государства, входящие в
Содружество, объединяющее бывшие колонии и доминионы Великобритании. В некоторых странах этого Содружества главой государства является королева Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд небольших островных государств в Океании и Вест-Индии), представленная генарал-губернатором. Английская королева является и главой англиканской церкви, принадлежащей к протестантизму.
Республика -- форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается населением страны. Республиканская форма правления ныне преобладает: три четверти всех государств мира являются республиками, которые делятся на президентские, парламентские и смешанные (в зависимости от роли главы государства в политической жизни страны). В президентских республиках глава государства имеет наибольшие права и полномочия по сравнению с другими органами власти, в парламентских -- выполняет в основном представительские функции, а в смешанных -- роли президента и парламента зависят от конкретной расстановки политических сил в стране.
При характеристике любой страны большое значение имеет форма административно-территориального устройства.
Существуют две формы государственного устройства -- унитарное и федеративное. В унитарном государстве на всей территории страны действуют единые конституция, органы власти и единое правовое пространство. Большая часть стран мира -- унитарные государства. Федеративных государств значительно меньше. Слово федерация означает союз, объединение. Федеративное государство -- это союз входящих (в это государство) федеральных единиц (земель, штатов, а в СССР, например, были союзные республики), каждая из которых имеет собственную конституцию, собственные законодательные, исполнительные, судебные органы. Но каждая федерация имеет единые союзные органы государственной власти, единое гражданство, единую конституцию, общегосударственные законы, обязательные для исполнения на всей территории страны, во всех субъектах федерации (федеральных единицах). Исключительной формой объединения территорий, субъектов внутри государства является конфедерация -- добровольный союз полностью независимых государств, имеющих собственные органы государственной власти и создающих объединенные специальные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.п.). Глава конфедерации избирается или назначается в порядке очереди из глав субъектов конфедерации.
Конфедерация -- редко встречающаяся форма государственного устройства.
Еще одним показателем в характеристике государственного строя является тип политического режима в стране. Преобладающая часть стран на политической карте мира относится к демократическим государствам. При авторитарном политическом режиме реальная власть принадлежит одному человеку или группе лиц, которые полностью контролируют политическую и идеологическую жизнь общества, существенно ограничивая политические и социальные права и свободы граждан. Но авторитарная власть не вмешивается в личную жизнь граждан.
Государств с авторитарным политическим режимом в мире немного. При тоталитарном политическом режиме государственная власть контролирует все сферы жизни общества, включая личную (семейную) жизнь граждан. Таких стран на земном шаре ныне практически нет, исключение, по мнению политологов, составляет Северная Корея. Авторитарные и тоталитарные политические режимы реально малосовместимы с туризмом, поэтому правительства большинства стран рекомендуют своим согражданам воздержаться от туристских поездок в эти страны. Основными военно-политическим и экономическим союзами, деятельность которых оказывает определенное влияние на тур- бизнес, являются НАТО и Европейский союз. Это выражается, например, в том, что ЕС принял ряд законов и нормативных актов, касающихся единообразного регулирования туристской деятельности в странах этого Союза. Среди них наибольшее влияние имеют Шенгенское соглашение о едином визовом пространстве, документы о контрактах на туристские услуги и ряд других. Внешняя политика государств также оказывает значительное влияние на туризм. Так, например, опасаясь нелегальной иммиграции из России под видом туристов, ряд государств проводит политику ужесточения визового и пограничного контроля. Другие государства, напротив, проводят по отношению к иностранным туристам (в том числе российским) политику открытых дверей. Под внутренней политикой понимается комплекс мер и мероприятий политического, социального и экономического характера, направленных на поддержание порядка, стабильности и поступательного развития государства.
Благоприятный внутренний политический климат обеспечивается соблюдением правопорядка всеми составными частями общества и ветвями (органами) власти в стране. Стабильность общественно-политической обстановки зависит от экономической и правовой защищенности граждан государства, от соответствия уровня их доходов прожиточному минимуму, от степени дифференциации населения по уровню доходов. При наличии значительных диспропорций у представителей определенных слоев общества в определенных районах возникают недовольство, раздражение, что отрицательно сказывается на развитии туризма. Такие настроения в обществе влияют на степень его демократичности, снижают уровень терпимости местного населения по отношению к иностранцам. Собственно, его иногда можно понять: не все туристы и не всегда ведут себя достаточно корректно по отношению к местным жителям, как правило, сорят деньгами, раздражая местное население. В территориальном аспекте такие настроения населения типичны для депрессивных экономических районов, имеющихся практически во всех даже высокоразвитых странах, поэтому при полной туристской характеристике страны необходимо перечислить ее депрессивные районы.
В некоторых странах существуют очаги напряженности или конфликтов, вплоть до военных. Они могут быть вызваны различны- ми причинами: социальными, политическими, этническими, религиозными. В любом случае такие территории необходимо указывать в туристских характеристиках как непригодные для бизнеса. Неблагополучная социально-экономическая ситуация в стране может существенно ухудшить возможности и перспективы развития туризма. Причем в большинстве стран, особенно развивающихся, в столицах и главных туристских районах уровень преступности выше, чем в среднем по стране. Главным образом, это мелкое воровство, мошенничество и дорожно-транспортные нарушения. Обычно местные власти и администрация отелей предупреждают прибывающих туристов о такого рода опасности. Поэтому о тех странах, где эти нарушения являются системой, необходимо указать в общей характеристике. В каждой стране существуют свои особенности структуры и организации систем правопорядка, но нет нужды включать эти вопросы в качестве обязательных в туристскую характеристику каждой страны. Необходимость возникает в том случае, если действующая в стране система правопорядка существенно отличается от российской или от системы в странах ЕС, или за какие-либо проступки следуют суровые меры наказания (лишение свободы на длительный срок или даже смертная казнь). Во всех остальных случаях характеристика правопорядка, полицейской и судебной систем той или иной страны необязательна. Под государственной политикой в сфере туризма подразумевается регулирование туристской деятельности с помощью национального права. В большинстве стран приняты государственные законы о туризме, но есть исключения, что требуется особо отметить в характеристике. Национальная администрация [по терминологии Всемирной туристской организации (ВТО)] -- это орган исполнительной власти в стране, осуществляющий государственное управление, координацию и реализацию государственной политики в сфере туризма . Рассмотрение структуры и функций национальной туристской администрации не входит в план характеристики, достаточно указать, что такая структура есть и дать ее название. Особое внимание следует уделить характеристике программ развития туризма. Практически в каждой стране приняты такие программы, различающиеся приоритетными направлениями туризма и особенностями географии. В частности, в некоторых странах главное внимание уделяется реконструкции и сохранению существующих культурно-исторических центров и памятников, в других -- строительству новых туристских объектов, в третьих -- предоставлению особых налоговых льгот фирмам и компаниям, способствующим развитию туризма в отсталых экономических районах. Иногда программы предусматривают ряд запретительных мер, например ограничение числа теплоходов, заходящих в порты, или запрещение полетов самолетов определенного класса, ограничение высотности зданий и пр. Все эти меры направлены на предотвращение негативных воздействий туризма на природу и население страны.
Столица любого государства -- центр прежде всего его политической жизни. Обычно это и крупнейший экономический, исторический и культурный центр страны, средоточие социальной и общественной жизни. Но есть исключения, например, столицы Бразилии, США, Австралии и ряда других стран не являются центрами экономики или культуры, поэтому на эту особенность необходимо в конкретном случае обратить внимание.
22.Методика проведения анализа экономики и инфраструктуры страны Экономические условии наряду с особенностями природы, культуры являются важнейшими факторами развития туризма. Причем экономические условия могут быть в этом плане существенно улучшены за сравнительно небольшой отрезок времени. Характеристика экономики, экономических условий включает наряду с общими справочными показателями ряд сведений, которые составляют специфику только определенного региона страны. Это означает, что знание состава, структуры и понимание роли отдельных групп экономических условий в развитии туризма в каждой стране является необходимой составной частью системы знаний в подготовке специалистов. Оценить все многообразие экономических условий в данном случае не представляется возможным, поэтому целесообразно рассмотреть в данной главе несколько основных групп отраслей и производств, которые играют определяющую роль в развитии туризма. Как и в случаях, касающихся всех предыдущих основных понятий, главным аспектом рассмотрения экономических условий является умение понимать и объяснять их воздействие на определенные виды туристской деятельности. Этим обосновано отступление от стандартного плана экономико-географической характеристики хозяйства, принятой в комплексном географическом страноведении. Так, например, нецелесообразно характеризовать те отрасли, которые не связаны с туризмом, тем более что этому посвящен другой курс -- Регионалистика, а характеристика инфраструктуры и других второстепенных (вспомогательных и дополнительных) отраслей (индустрии развлечений, ремесел, народных промыслов и пр.) вообще не предусмотрена программой этого курса. Но именно эти отрасли оказывают существенное влияние на развитие турбизнеса. Поэтому в туристском страноведении изучение и план характеристики хозяйства иные, кроме самого начала ее – общих справочных данных. Рассмотрим пункты плана туристского изучения экономики страны по порядку. Вначале необходимо определить роль и значение экономики страны в мировом хозяйстве: уровень экономического развития выражается пропорциями макроотраслевой структуры, показателями внутреннего валового продукта -- в целом и на душу населения, показателями уровня инфляции и качества жизни. Главными количественными показателями уровня развития страны являются ВВП (в целом по стране и на душу населения). Сравнение этих показателей по стоимости с мировыми данными позволяет достаточно точно определить, насколько экономическая обстановка в стране благоприятна для туризма, особенно важны показатели на душу населения. Уровень инфляции, выраженный в процентах, позволяет судить, насколько стабильна экономическая ситуация в стране: высокий уровень свидетельствует о том, что туристы в данной стране могут столкнуться с неприятными финансовыми обстоятельствами. Показатели качества жизни уже были рассмотрены в главе Народонаселение. Затем целесообразно остановиться на существующих в стране социально-экономических укладах, формах собственности, типах ведения хозяйства и обмена (реализации продукции). При этом следует учитывать, что во многих государствах экономические условия в разных частях различны. Характерной чертой экономики большинства стран мира является многоукладность, множество всевозможных смешанных форм. Но ныне нет стран с исключительно докапиталистическими укладами. Даже в самых отсталых развивающихся странах, где процесс производства осуществляется на основе натурального хозяйства, реализация и обмен продукции происходят по законам рынка. Поэтому в принципе в любой стране есть экономические условия для развития туризма, но чем выше уровень экономики, тем они более благоприятны. Обычно уровень названного развития выражают словосочетанием, отражающим основные пропорции хозяйства, или названием стадии хозяйственного развития страны. Дать представление об укладности страны необходимо потому, что существование архаичных социально-экономических укладов позволяет показать традиционные формы деятельности, повышая тем самым интерес к стране. Поэтому целесообразно не только назвать сохранившиеся архаичные уклады, но и, по возможности, указать, где, в какой части территории страны они сохранились. Далее надо кратко перечислить отрасли специализации в трех основных сферах деятельности: сфере услуг, в промышленности и сельском хозяйстве. Списка отраслей вполне достаточно для общего представления об уровне развития страны и ее участии в мировом хозяйстве. После общей характеристики необходимо перейти к определению места и роли туризма в экономике страны. Это может быть подтверждено показателями удельного веса туризма в ВВП или ВНП, долей занятых в сфере туризма или объемом потока туристов, посещающих страну за год. Каждая страна имеет свою специализацию в мировом турбизнесе, поэтому необходимо указать основные направления специализации и главные виды деятельности (если они есть) данного государства в мировом туризме. Все остальные вопросы, касающиеся особенностей организации и практики туризма в стране, выходят за рамки обшей туристской характеристики и относятся к кругу профессиональных вопросов и тем Поэтому, определив специализацию страны в мировом туризме, надо перейти к характеристике тех отраслей, от которых зависит успешность турбизнеса. Это туристская инфраструктура включает прежде всего три ведущие отрасли: транспорт, сферы гостеприимства и общественного питания Основными разделами характеристики любой отрасли инфраструктуры являются: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг и географические особенности каждой из отраслей инфраструктуры Далее следует кратко охарактеризовать отрасли сферы услуг, сельского хозяйства, промышленности, в том числе народных промыслов и ремесел, связанных с туризмом. Кроме собственно туризма и туристской инфраструктуры к сфере услуг относится индустрия развлечений, индустрия досуга, индустрия здравоохранения, индустрия образования и индустрия спорта, причем индустрия развлечений и индустрия досуга входят в основной, базовый блок экономических условий развития туризма в любой стране. Характеристика каждой из всех названных отраслей сферы услуг также дается по стандартному плану: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг, а также географические особенности размещения отрасли. Можно привести краткую характеристику наиболее интересных объектов (не более двух примеров). Каждый из объектов, привлекательных для туризма, рассматривается по следующему плану: набор предоставляемых услуг, качественная характеристика главных из них, перечень возможных направлений или видов туризма, связанных со спецификой внутриотраслевого или внутригруппового состава. Индустрия здравоохранения включает, во-первых, систему учреждений лечебного профиля и, во-вторых, систему учреждений и предприятий оздоровительного профиля. Характеристику каждой из этих систем надо давать по стандартному, уже приведенному здесь плану, дополняя ее кратким описанием наиболее интересных объектов.Индустрия образования многоступенчата и включает системы школьного, высшего и послевузовского образования, причем каждая из этих систем тоже дифференцирована. Характеристика каждой ступени аналогична приведенной ранее характеристике индустрии здравоохранения.