ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2020
Просмотров: 1111
Скачиваний: 3
VII . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
VIII. ФОРМА ТЕУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль осуществляется в виде учета посещаемости аудиторных занятий и регулярным выполнением самостоятельной работы. Промежуточный контроль осуществляется по итогам изучения темы, раздела в форме рейтинговой оценки. Контроль осуществляется в устной, письменной форме, а также с помощью тестовых заданий.
Рейтинговая система контроля знаний:
-
На семинарском занятии:
-
максимальное количество баллов от 25 - 30 баллов – «5»
-
среднее количество баллов от 19 – 24 баллов – «4»
-
минимальное количество баллов с 12 – 18 – «3».
-
Проверка знаний:
-
контрольный срез — с 25 – 30 баллов – «5»
-
тестирование — с 19 – 24 баллов – «4»
с 12 до 18 баллов – «3».
-
Конспектирование статей (4 статьи по «5» баллов максимально, среднее количество баллов «4», минимальное - «3»). Максимальное количество баллов - 20.
-
Конспектирование монографий, коллоквиум - 10 баллов - «5», 7 баллов - «4», 4 балла - «3».
Примечание: На основе полученных баллов по видам самостоятельных работ выводится средний арифметический балл:
-
семинарских занятий;
-
контроля знаний: контрольная работа, тестирование
-
конспектирование статей, монографии и коллоквиума.
Сумма средних арифметических баллов по видам деятельности и представляет собой итоговый рейтинг.
Высокий уровень усвоения («отлично») 25-30: студент свободно владеет теоретическим материалом, знает и хорошо анализирует первоисточники, в своем ответе широко раскрывает как предметные, так и межпредметные связи и зависимости; в практических вопросах студент демонстрирует общепедагогические и узко методические умения, проявляет самостоятельность, интерес, творчески подходит к решению поставленных задач.
Средний уровень усвоения («хорошо») 19–24: в своем ответе студент правильно воспроизводит теоретический материал, изучаемый в курсе данной дисциплины, раскрывая его связи и зависимости. Демонстрирует свое умение творчески использовать приобретенные знания. При решении практических задач студент проявляет заинтересованность, но недостаточно самостоятелен в учебной работе.
Минимальный уровень усвоения («удовлетворительно») 12–18: студент правильно воспроизводит основные вопросы курса, но затрудняется в установлении связей и зависимостей, его знания по главным разделам дисциплины недостаточно обобщены и систематизированы. Умения студента шаблонны. При выполнении практических заданий он не проявляет ни заинтересованности, ни самостоятельности.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Экзамен по курсу «История России XVIII в.» проводится в письменной форме. Являясь продолжением учебно-познавательного процесса, экзамен выступает одной форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов по всему учебному курсу.
В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:
1. В области знаний и умений:
1) эмпирические и теоретические знания;
2) умения концептуализации, систематизации и формализации знаний, а также решения познавательных задач.
2. В области логики мышления:
1) умения логично выстраивать письменный текст;
2) умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.
3. В области культуры русского языка:
1) умения стилистически грамотно оформлять письменный текст;
2) навыки владения лексикой профессиональной деятельности.
Экзамен проводится по билетам.
В каждом билете предусмотрены вопросы и задания, позволяющие выявить знания и умения студентов.
Для проверки эмпирических и теоретических знаний, а также умений их концептуализации и систематизации билет содержит вопрос, письменный ответ на который студент должен дать в соответствии с определенным алгоритмом.
Один из возможных алгоритмов ответа на вопрос по истории:
1. Хронология.
2. Историография.
3. Теория вопроса.
4. Причины (экономические, социальные, политические, духовные).
5. Ход события (основные этапы или направления).
6. Значение (роль, оценка, последствия).
VIII. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учебная литература:
-
История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
-
История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
-
История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
-
Зуев М.Н. История России: Учебник. - М., 2001.
-
Орлов А.С. и др. История России: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
-
Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. - М., 2004.
-
Павленко Н.И. История России: Учебник. - М., 2000.
-
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - В 2-х т. - СПб., 2000.
-
Семеникова Л.И. Отечественная история. – М., 2008.
-
Хрестоматия по истории России. - В 4-х т. М., 1998.
Дополнительная литература:
-
Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М., 2007.
-
Алиференко П.К. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30-50-х гг. XVIII в. - М., 1958. - 231 с.
-
Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов-на-Дону, 1997.
-
Анисимов Е.В. Время петровских перемен. - Л.,1989. - 189 с.
-
Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. -296 с.
-
Анисимов Е.В. Россия без Петра. - СПб., 1994.
-
Анисимов Е.В. Смерть в конторке // Родина. - 1993. - №1. - С.125-149.
-
Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. - 1993. - № 4. - С.11-39.
-
Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра великого в первой четверти XVIII в. - СПб., 1997.
-
Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. - 1989. - №7. - С.7-20.
-
Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особенностью». Реформы власти и управления при Петре Великом // Звезда. - 1995. - №1. - С. 1-33.
-
Анисимов Е.В. Петербург времен Петра I . – СПб., 2003.
-
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1994.
-
Андреев И. Воспоминание о неслучившемся // Знание-сила. - 2003. - №5. - С.32-38.
-
Баггер Х. Реформы Петра великого: Обзор исследований. - М.,1985.
-
Безвременье и временщики. Воспоминания об «эпохи дворцовых переворотов» (1720-е - 1760-е годы). - Л., 1991.
-
Белоусов Н.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Вопросы истории. – 2008.- № 6. – С.147-151.
-
Белоусов Н.И. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2008. - № 7. – С.141-145.
-
Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. - М., 1968.
-
Богословский М.М. Петр I и его время. - В 5-ти т. М., 1940-1948.
-
Бойцов М.А. «...Клии страшный глас» // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России: 1725-1825. - М., 1991. - с. 5-46.
-
Брикнер А. История Екатерины Второй. - Т.2. - М., 1991.
-
Белявский В.С. Золушка на троне // На российском престоле. - М.,1993. - С.3-15.
-
Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. - М., 1991.
-
Буганов В.И. Петр Великий и его время / Отв.ред. А.П. Новосельцев. - М., 1989.
-
Бурлака Д.К. и др. Петр Великий. – М., 2004.
-
Валишевский К. Дочь Петра Великого. - М., 1911.
-
Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. - 2001. - №3. - С.131-142.
-
Возвания и переписка вожаков Пугачевского движения в Поволжье и Приуралье. - Казань, 1988.
-
Волков М.Я. Очерки истории промыслов России. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Винокуренное производство. - М., 1979.
-
Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. - № 3.
-
Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. - Ростов-на-Дону, 1998.
-
Дегоев Вл. Петровское внешнеполитическое наследие и его распорядители (1725-1762 гг.) // Россия XXI в. - 2002. - №5. - С.136-151.
-
Екатерина II. Сочинения. - М., 1990.
-
Золоторев В.А. и др. Во славу Отечества Российского (Развитие военной мысли и военного искусства в России во второй половине XVIII в.). - М., 1984.
-
История СССР с древнейших времен до наших дней. - Т.3. - М., 1967.
-
История отечества: люди, идеи, решения // Очерки истории России IX - начала XX в. - М., 1991.
-
Кабузан В.М. Изменения в размещении населения в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1971.
-
Каменский А.Б. Российское дворянство в 1767 г. (К проблеме консолидации) // История СССР. - 1990. - № 1. - С.58-77.
-
Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II (Реформы 1765 - 1766 гг.) // Вопросы истории. - 1995. - №3. - С.29-43.
-
Кафенгауэ Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. - М., 1958.
-
Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России. - СПб., 1914.
-
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.
-
Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1989. - Ч.4.
-
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991.
-
Колесникова А. Бал в России . XVII-XIX вв. – СПб., 2005.
-
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – М., 2003.
-
Курукин И.В. Тень Петра Великого // На российском престоле. - М., 1993. - С.63-85.
-
Лачаева М.Ю. Историография истории России. – В 2-х т. – М., 2004.
-
Мавродин В.В. Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России XVIII в. - Л., 1964.
-
Мавродин В.В. Рождение новой России. - Л., 1988.
-
Миронов Б.Н. Социальная история России. - Т.2. - СПб., 1999.
-
Миронов Б.Н. Бремя величия. Военные победы и уровень жизни россиян в XVIII столетии // Родина. - 2001. - №9. - С.32-46.
-
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990.
-
Мустафазаде Т.Т. Из истории турецких отношений в 20-е годах XVIII в. //Отечественная история. - 2002. - №2. - С.15-27.
-
На российском престоле: Монархи российские после Петра Великого. - М., 1993. - 289 с.
-
Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. - 1993. - №5. - С.41-75.
-
Новое в исторической науке. - М., 1984.
-
Очерки истории СССР. Россия во второй четверти XVIII в. - М., 1957.
-
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1988.
-
Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. Заводы и заводовладельцы. - М., 1962.
-
Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2003.
-
Петрухинцев Н.И. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. - 2003. - №4. - С.117-126.
-
Письма и бумаги императора Петра Великого. - Т.12. - Вып.2. - М., 1977.
-
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 1999.
-
Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. - Новосибирск, 1974.
-
Протасов Г.А. Записка Татищева о «Произвольном рассуждении» дворянства о событиях 1730 г. // Проблемы источниковедения. - М., 1963. - Т.11. - С.237-265.
-
Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1989.
-
Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.
-
Семевский М.И. Царица Екатерина Алексеевна, Анна и Виллем Монс. Очерки из русской истории XVIII в. - Л., 1990.
-
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. - Кн.10.
-
Столетье безумно и мудро // История Отечества в романах, повестях документах. Век XVIII. - М., 1986.
-
Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. - В 2-х т. - М., 1954. - Т.1.
-
Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России.1725-1825. - М., 1991.
-
Трепалов В.В. Непоколебимый столп: Образ России XVI-XVIII вв. в представлении ее народов //Вопросы истории. – 2005. - № 8. – С.45-51.
-
Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. - М., 1966.
-
Троицкий С.М. Россия в XVIII в. - М., 1982.
-
Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. - М., 1974.
-
Троицкий С.М. Историография дворцовых переворотов в России XVIII в. // Вопросы истории. - 1966. - №2. - С.38-53.
-
Соловьев В.М. Современники и потомки о восстании Степана Разина. - М.: Наука, 1991.
-
Строев Б. Бироновщина и кабинет министров. - М., 1909.
-
Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. - Т.1. - М., 1954.
-
Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
-
Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII-XIX веков и Вольная печать. - М., 1984.
-
Эриксон К. Екатерина Великая. - Смоленск, 1998.
IX. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
Семинар 1: Россия накануне петровских преобразований
План
-
Россия в конце XVII в.: социально-экономическое и политическое положение страны.
-
Борьба за власть в конце XVII в..
-
Личность Петра Великого.
Литература
-
История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
-
История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
-
История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
-
Андерсон М.С. Петр Великий - Ростов-на-Дону, 1997.
-
Анисимов Е.П. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. - 1998. - №1. - С.3-20.
-
Володарский Я.Е. Петр I. Исторический портрет //Вопросы истории. - 1993. - № 6.
-
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.
-
Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1990.
-
Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Главная цель рассмотрения вопроса о социально-экономическом и политическом положении России в конце XVII в. показать, что страна всем предшествующим периодом своего развития подготовила петровские преобразования. Студентам предстоит проанализировать материал, изученный ими в курсе истории России с древнейших времен до XVII в. В освещении вопроса они должны исходить из того, что в стране наблюдался кризис традиционализма, ситуации, при которой сложившиеся институты политической и социальной организации общества со специфической системой повинностей разных социальных групп в отношении друг друга и государства исчерпали свой потенциал, оказались неспособными обеспечить переход страны на новую стадию развития и требовали коренной реконструкции. Кризис традиционализма остро проявлялся и в духовной сфере.
2. Царь Алексей Михайлович оставил потомство по линиям Милославских и Нарышкиных, но к моменту его смерти старшему из сыновей, Федору, было всего 14 лет. В условиях вакуума власти начинается борьба различных придворных группировок вокруг малолетних наследников. Студентам необходимо рассмотреть сложную, постоянно меняющуюся политическую ситуацию вокруг российского престола. Показать, что к концу XVII в. утвердившаяся самодержавная власть подверглась серьезным испытаниям при малолетних или неспособных к правлению монархах. Как бы ни квалифицировались события августа 1689 г. (заговор Софьи или захват власти сторонниками Петра I), их вполне можно назвать дворцовым переворотом. То же определение применимо и к периоду апреля-сентября 1682 г., когда произошло несколько больших и малых переворотов. В это время отрабатывался «механизм» переворота, выделились движущие силы, которые не всегда умело разыгрывали свои роли; впервые обозначилась возможность «женского правления». Перевороты 1682 и 1689 гг. были невозможны без действовавшей военной силы, способной контролировать столицу и центральный аппарат управления.