Файл: Голованова-История Росии 18 в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2020

Просмотров: 1111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

VII . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


VIII. ФОРМА ТЕУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Текущий контроль осуществляется в виде учета посещаемости аудиторных занятий и регулярным выполнением самостоятельной работы. Промежуточный контроль осуществляется по итогам изучения темы, раздела в форме рейтинговой оценки. Контроль осуществляется в устной, письменной форме, а также с помощью тестовых заданий.

Рейтинговая система контроля знаний:

  1. На семинарском занятии:

  • максимальное количество баллов от 25 - 30­ баллов – «5»

  • среднее количество баллов от 19 – 24 баллов – «4»

  • минимальное количество баллов с 12 – 18 – «3».

  1. Проверка знаний:

  • контрольный срез — с 25 – 30 баллов – «5»

  • тестирование — с 19 – 24 баллов – «4»

с 12 до 18 баллов – «3».

  1. Конспектирование статей (4 статьи по «5» баллов максимально, среднее количество баллов «4», минимальное - «3»). Максимальное количество баллов - 20.

  2. Конспектирование монографий, коллоквиум - 10 баллов - «5», 7 баллов - «4», 4 балла - «3».


Примечание: На основе полученных баллов по видам самостоятельных работ выводится средний арифметический балл:

  1. семинарских занятий;

  2. контроля знаний: контрольная работа, тестирование

  3. конспектирование статей, монографии и коллоквиума.

Сумма средних арифметических баллов по видам деятельности и представляет собой итоговый рейтинг.

Высокий уровень усвоения («отлично») 25-30: студент свободно владеет теоретическим материалом, знает и хорошо анализирует первоисточники, в своем ответе широко раскрывает как предметные, так и межпредметные связи и зависимости; в практических вопросах студент демонстрирует общепедагогические и узко методические умения, проявляет самостоятельность, интерес, творчески подходит к решению поставленных задач.

Средний уровень усвоения («хорошо») 19–24: в своем ответе студент правильно воспроизводит теоретический материал, изучаемый в курсе данной дисциплины, раскрывая его связи и зависимости. Демонстрирует свое умение творчески использовать приобретенные знания. При решении практических задач студент проявляет заинтересованность, но недостаточно самостоятелен в учебной работе.

Минимальный уровень усвоения («удовлетворительно») 12–18: студент правильно воспроизводит основные вопросы курса, но затрудняется в установлении связей и зависимостей, его знания по главным разделам дисциплины недостаточно обобщены и систематизированы. Умения студента шаблонны. При выполнении практических заданий он не проявляет ни заинтересованности, ни самостоятельности.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.



Экзамен по курсу «История России XVIII в.» проводится в письменной форме. Являясь продолжением учебно-познавательного процесса, экзамен выступает одной форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов по всему учебному курсу.


В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:

1. В области знаний и умений:

1) эмпирические и теоретические знания;

2) умения концептуализации, систематизации и формализации знаний, а также решения познавательных задач.

2. В области логики мышления:

1) умения логично выстраивать письменный текст;

2) умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.

3. В области культуры русского языка:

1) умения стилистически грамотно оформлять письменный текст;

2) навыки владения лексикой профессиональной деятельности.

Экзамен проводится по билетам.

В каждом билете предусмотрены вопросы и задания, позволяющие выявить знания и умения студентов.

Для проверки эмпирических и теоретических знаний, а также умений их концептуализации и систематизации билет содержит вопрос, письменный ответ на который студент должен дать в соответствии с определенным алгоритмом.

Один из возможных алгоритмов ответа на вопрос по истории:

1.     Хронология.

2.     Историография.

3.     Теория вопроса.

4.     Причины (экономические, социальные, политические, духовные).

5.     Ход события (основные этапы или направления).

6.     Значение (роль, оценка, последствия).


VIII. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Учебная литература:

  1. История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.

  2. История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.

  3. История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.

  4. Зуев М.Н. История России: Учебник. - М., 2001.

  5. Орлов А.С. и др. История России: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. - М., 2004.

  7. Павленко Н.И. История России: Учебник. - М., 2000.

  8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - В 2-х т. - СПб., 2000.

  9. Семеникова Л.И. Отечественная история. – М., 2008.

  10. Хрестоматия по истории России. - В 4-х т. М., 1998.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М., 2007.

  2. Алиференко П.К. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30-50-х гг. XVIII в. - М., 1958. - 231 с.

  3. Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов-на-Дону, 1997.

  4. Анисимов Е.В. Время петровских перемен. - Л.,1989. - 189 с.

  5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. -296 с.

  6. Анисимов Е.В. Россия без Петра. - СПб., 1994.

  7. Анисимов Е.В. Смерть в конторке // Родина. - 1993. - №1. - С.125-149.

  8. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. - 1993. - № 4. - С.11-39.

  9. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра великого в первой четверти XVIII в. - СПб., 1997.

  10. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. - 1989. - №7. - С.7-20.

  11. Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особенностью». Реформы власти и управления при Петре Великом // Звезда. - 1995. - №1. - С. 1-33.

  12. Анисимов Е.В. Петербург времен Петра I . – СПб., 2003.


  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1994.

  1. Андреев И. Воспоминание о неслучившемся // Знание-сила. - 2003. - №5. - С.32-38.

  2. Баггер Х. Реформы Петра великого: Обзор исследований. - М.,1985.

  3. Безвременье и временщики. Воспоминания об «эпохи дворцовых переворотов» (1720-е - 1760-е годы). - Л., 1991.

  4. Белоусов Н.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Вопросы истории. – 2008.- № 6. – С.147-151.

  5. Белоусов Н.И. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2008. - № 7. – С.141-145.

  1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. - М., 1968.

  2. Богословский М.М. Петр I и его время. - В 5-ти т. М., 1940-1948.

  1. Бойцов М.А. «...Клии страшный глас» // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России: 1725-1825. - М., 1991. - с. 5-46.

  2. Брикнер А. История Екатерины Второй. - Т.2. - М., 1991.

  1. Белявский В.С. Золушка на троне // На российском престоле. - М.,1993. - С.3-15.

  2. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. - М., 1991.

  3. Буганов В.И. Петр Великий и его время / Отв.ред. А.П. Новосельцев. - М., 1989.

  4. Бурлака Д.К. и др. Петр Великий. – М., 2004.

  5. Валишевский К. Дочь Петра Великого. - М., 1911.

  6. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. - 2001. - №3. - С.131-142.

  7. Возвания и переписка вожаков Пугачевского движения в Поволжье и Приуралье. - Казань, 1988.

  8. Волков М.Я. Очерки истории промыслов России. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Винокуренное производство. - М., 1979.

  9. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. - № 3.

  10. Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. - Ростов-на-Дону, 1998.

  11. Дегоев Вл. Петровское внешнеполитическое наследие и его распорядители (1725-1762 гг.) // Россия XXI в. - 2002. - №5. - С.136-151.

  12. Екатерина II. Сочинения. - М., 1990.

  13. Золоторев В.А. и др. Во славу Отечества Российского (Развитие военной мысли и военного искусства в России во второй половине XVIII в.). - М., 1984.

  14. История СССР с древнейших времен до наших дней. - Т.3. - М., 1967.

  1. История отечества: люди, идеи, решения // Очерки истории России IX - начала XX в. - М., 1991.

  2. Кабузан В.М. Изменения в размещении населения в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1971.

  3. Каменский А.Б. Российское дворянство в 1767 г. (К проблеме консолидации) // История СССР. - 1990. - № 1. - С.58-77.

  4. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II (Реформы 1765 - 1766 гг.) // Вопросы истории. - 1995. - №3. - С.29-43.

  1. Кафенгауэ Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. - М., 1958.

  2. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России. - СПб., 1914.

  3. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.

  1. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1989. - Ч.4.

  2. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991.

  3. Колесникова А. Бал в России . XVII-XIX вв. – СПб., 2005.

  4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – М., 2003.


  1. Курукин И.В. Тень Петра Великого // На российском престоле. - М., 1993. - С.63-85.

  2. Лачаева М.Ю. Историография истории России. – В 2-х т. – М., 2004.

  1. Мавродин В.В. Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России XVIII в. - Л., 1964.

  2. Мавродин В.В. Рождение новой России. - Л., 1988.

  3. Миронов Б.Н. Социальная история России. - Т.2. - СПб., 1999.

  4. Миронов Б.Н. Бремя величия. Военные победы и уровень жизни россиян в XVIII столетии // Родина. - 2001. - №9. - С.32-46.

  5. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990.

  6. Мустафазаде Т.Т. Из истории турецких отношений в 20-е годах XVIII в. //Отечественная история. - 2002. - №2. - С.15-27.

  7. На российском престоле: Монархи российские после Петра Великого. - М., 1993. - 289 с.

  8. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. - 1993. - №5. - С.41-75.

  9. Новое в исторической науке. - М., 1984.

  10. Очерки истории СССР. Россия во второй четверти XVIII в. - М., 1957.

  11. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1988.

  12. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. Заводы и заводовладельцы. - М., 1962.

  13. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2003.

  14. Петрухинцев Н.И. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. - 2003. - №4. - С.117-126.

  15. Письма и бумаги императора Петра Великого. - Т.12. - Вып.2. - М., 1977.

  16. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 1999.

  17. Покровский Н.Н. Антифеодальный про­тест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. - Новосибирск, 1974.

  18. Протасов Г.А. Записка Татищева о «Произвольном рассуждении» дворянства о событиях 1730 г. // Проблемы источниковедения. - М., 1963. - Т.11. - С.237-265.

  19. Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1989.

  20. Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.

  21. Семевский М.И. Царица Екатерина Алексеевна, Анна и Виллем Монс. Очерки из русской истории XVIII в. - Л., 1990.

  22. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. - Кн.10.

  23. Столетье безумно и мудро // История Отечества в романах, повестях документах. Век XVIII. - М., 1986.

  24. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. - В 2-х т. - М., 1954. - Т.1.

  25. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России.1725-1825. - М., 1991.

  26. Трепалов В.В. Непоколебимый столп: Образ России XVI-XVIII вв. в представлении ее народов //Вопросы истории. – 2005. - № 8. – С.45-51.

  27. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. - М., 1966.

  28. Троицкий С.М. Россия в XVIII в. - М., 1982.

  29. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. - М., 1974.

  30. Троицкий С.М. Историография дворцовых переворотов в России XVIII в. // Вопросы истории. - 1966. - №2. - С.38-53.

  31. Соловьев В.М. Современники и потомки о восстании Степана Разина. - М.: Наука, 1991.

  32. Строев Б. Бироновщина и кабинет министров. - М., 1909.

  33. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. - Т.1. - М., 1954.

  34. Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.

  35. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII-XIX веков и Вольная печать. - М., 1984.

  36. Эриксон К. Екатерина Великая. - Смоленск, 1998.




IX. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ


Семинар 1: Россия накануне петровских преобразований

План

  1. Россия в конце XVII в.: социально-экономическое и политическое положение страны.

  2. Борьба за власть в конце XVII в..

  3. Личность Петра Великого.


Литература

  1. История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.

  2. История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.

  3. История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.

  4. Андерсон М.С. Петр Великий - Ростов-на-Дону, 1997.

  5. Анисимов Е.П. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. - 1998. - №1. - С.3-20.

  6. Володарский Я.Е. Петр I. Исторический портрет //Вопросы истории. - 1993. - № 6.

  7. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.

  8. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1990.

  9. Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1988.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


1. Главная цель рассмотрения вопроса о социально-экономическом и политическом положении России в конце XVII в. показать, что страна всем предшествующим периодом своего развития подготовила петровские преобразования. Студентам предстоит проанализировать материал, изученный ими в курсе истории России с древнейших времен до XVII в. В освещении вопроса они должны исходить из того, что в стране наблюдался кризис традиционализма, ситуации, при которой сложившиеся институты политической и социальной организации общества со специфической системой повинностей разных социальных групп в отношении друг друга и государства исчерпали свой потенциал, оказались неспособными обеспечить переход страны на новую стадию развития и требовали коренной реконструкции. Кризис традиционализма остро проявлялся и в духовной сфере.

2. Царь Алексей Михайлович оставил потомство по линиям Милославских и Нарышкиных, но к моменту его смерти старшему из сыновей, Федору, было всего 14 лет. В условиях вакуума власти начинается борьба различных придворных группировок вокруг малолетних наследников. Студентам необходимо рассмотреть сложную, постоянно меняющуюся политическую ситуацию вокруг российского престола. Показать, что к концу XVII в. утвердившаяся самодержавная власть подверглась серьезным испытаниям при малолетних или неспособных к правлению монархах. Как бы ни квалифицировались события августа 1689 г. (заговор Софьи или захват власти сторонниками Петра I), их вполне можно назвать дворцовым переворотом. То же определение применимо и к периоду апреля-сентября 1682 г., когда произошло несколько больших и малых переворотов. В это время отрабатывался «механизм» переворота, выделились движущие силы, которые не всегда умело разыгрывали свои роли; впервые обозначилась возможность «женского правления». Перевороты 1682 и 1689 гг. были невозможны без действовавшей военной силы, способной контролировать столицу и центральный аппарат управления.