Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Управленческая культура руководителя: современный тип

руководителя

Определение управленческой культуры, примени­мое к субъекту управления — к личности, професси­ональные обязанности которой сопряжены с управ­ленческой деятельностью — можно обозначить как высокий уровень сформированности интеллек­туальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволя­ет решать профессиональные задачи в сфере соци­ального управления с высокой степенью эффектив­ности и стабильности [[20]].

Что же касается содержания, то управленческая культура руководителя — это система усвоенных в процессе управленческой социализации лично­сти норм и ценностей организационного поведения. Причём формирование и развитие управленческой культуры включает в себя не только сам процесс обу­чения в специализированных центрах подготовки, но и получение практического опыта руководства [[21]].

К основным функциям управленческой культуры, вероятно, можно отнести следующие:

1) коммуникативно-информационная функция предполагает формирование, структурирование и сохранение коммуникационных сетей, сбора, преобразования и направления в них не­обходимой для управления информации;

2) проектировочная функция включает в себя обозначение целей и задач деятельности, а так­же ёе планирование;

3) прогностическая функция предполагает опре­деление динамики развития управленческой ситуации;

4) мотивационная функция, как правило, подра­зумевает воздействие как на внешние условия руководителя и объекта управления, так и на внутренние [[22]]. Причём эти условия и определяют направление деятельности;

5) функция руководства — это одна из важнейших функций, согласно которой руководитель несет полную ответственность за принятые решения и конкретные результаты деятельности;

6) функция реализации предполагает обеспече­ние осуществления (исполнения) целей и задач управления;

7) функция обучения состоит в передаче и тео­ретических, и практических знаний объекту управления;

8) функция воспитания — это не менее важная функция, которая обеспечивает формирование как личности и коллектива в целом;

9) функция контроля подразумевает определение соответствия действий программе управления;

10) функция оценки, как правило, отражает сте­пень соответствия актуальных и потребных норм управленческой ситуации;


11) функция коррекции, то есть внесение и изме­нений в цели, задачи и программу управления [[23]].

Стоит также отметить, что Э. Шейн, американский психолог, теоретик и практик менеджмента, был уве­рен в том, что формы управленческой культуры отве­чают на два основных вызова: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. То есть для того, чтобы тот или иной коллектив и организация в целом функционировали как нечто единое целое, им необхо­димо выполнять две основные функции - адаптация во внешней среде и внутренняя интеграция. При этом интеграцией понимается создание эффективных де­ловых отношений среди как отдельных сотрудников организации, так и их групп, подразделений и увели­чение степени участия всех и каждого в отдельности сотрудника в решении насущных проблем и поиске эффективных способов ее функционирования [[24]].

Э. Шейн считал, что управленческая культура — это комплекс базовых предположений, изобретен­ный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Важно то, что данный «комплекс» должен переда­ваться новым членам того или иного рабочего кол­лектива как единственный верный способ мышления и поведения [[25]].

Таким образом, управленческая культура руко­водителя — это совокупность ценностей и взглядов, единых для всего профессиональной команды, и уста­навливающих нормы её поведения, и реализующихся в жизнедеятельности при помощи управленческого мышления, деятельности, общения и поведения на основе самоконтроля – регуляции – оценки - сознания.

Что же касается «современного» руководителя, то, в первую очередь, он должен обладать определен­ными навыками управления, знать и понимать сущности происходящих перемен в об­ществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства во всех сферах [[26]]. Также ему необходимо обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования процес­сов, организации эффективных и межличностных, и профессиональных взаимосвязей и взаимодействий [[27]]. И наконец, он должен обеспечивать целенаправ­ленность совместной деятельности и её интеграцию для достижения общих положительных результатов. Характерными чертами современного типа руководи­теля являются следующие:


1. Объективность. Он должен уметь выделять в огромном потоке информации достоверные факты и отличать действительное от мнимого, истинное и воображаемого.

  1. 2. Последовательность. Он должен уметь решать уже поставленные задачи, не отступая от цели и учитывая правовые и психологические компо­ненты управления.
  2. 3. Предприимчивость. Ему необходимо уметь применять свой уникальный подход к осущест­влению профессиональной деятельности, ис­пользуя ранее приобретенный опыт.
  3. 4. Мобильность. Он должен уметь переносить ранее приобретенный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
  4. 5. Лидерство. Он должен уметь выделять основ­ное, устраняя всё ненужное, выявлять причины недостатков, рационально поступать при реше­нии любой профессиональной задачи [[28]].

Следует отметить, что мастерство управления со­стоит в умении выбирать наиболее эффективные для данной конкретной ситуации методы управленческой деятельности и формирует образ идеального управ­ленца [[29]]. Вместе тем, нужно обратить внимание на то, что не существует совершенных, универсальных ме­тодов в руководстве, которые бы обеспечивали по­ложительный результат в любой ситуации. Однако, в совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности [[30]].

На наш взгляд, необходимо отметить и отрица­тельные моменты в управленческой культуре совре­менных руководителей: отсутствие иерархии управления и механизмов управления, обеспечивающих его качество; преобладание авторитарного стиля управления над демократическим; отсутствие стабильности в работе и определен­ная рассогласованность действий на различных уровнях управления [[31]].

Таким образом, для успешного решения отмечен­ных выше проблем необходимо:

  1. 1) совершенствовать сам процесс подготовки ру­ководителя (помимо теоретических знаний, нужно предоставлять различные возможно­сти приобретения практических навыков и умений);
  2. 2) формировать такой тип личности, который будет обладать развитой управленческой куль­турой, высоким интеллектом, с устойчивой ценностной ориентацией на самореализаци­ю-развитие, которые, в свою очередь, способ­ствуют его конкурентоспособности;
  3. 3) целенаправленно и всесторонне исследовать управленческую культуру руководителя. Это надобно, в первую очередь, для разработки ме­тодики формирования руководителей-профес­сионалов, отвечающих требованиям современ­ной России.
  4. Выводы.

Умение руководить — это прирожденное свой­ство человека, которое можно лишь развить в те­чение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно ме­няющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Эффективность управленческой деятельности предприятиями в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. Совре­менный менеджер должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возни­кающих в работе. В основе такого умения лежат ор­ганизаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя.

Характерные черты современного типа руководи­теля: объективность (он должен уметь выделять в огромном потоке информации достоверные факты и отличать действительное от мнимого, истинное и воображаемого); последовательность (он должен уметь решать уже поставленные задачи, не отступая от цели и учитывая правовые и психологические компо­ненты управления); предприимчивость (ему необходимо уметь применять свой уникальный подход к осущест­влению профессиональной деятельности, ис­пользуя ранее приобретенный опыт); мобильность (он должен уметь переносить ранее приобретенный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей); лидерство (он должен уметь выделять основ­ное, устраняя всё ненужное, выявлять причины недостатков, рационально поступать при реше­нии любой профессиональной задачи).

Глава 2. Исследование социально-психологических характеристик руководителей на примере ООО «КОМЭКС»

2.1. Краткая характеристика ООО «Комэкс»

ООО «КОМЭКС» образовано в 2000 г. и является производственным предприятием, занимающимся выпуском конструкций из алюминиевых профилей.

Общество является юридическим лицом по действующему законодательству, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета, фирменное наименование, печать со своим наименованием, эмблему и товарный знак, регистрируемый в установленном законом порядке.


ООО «КОМЭКС» является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему участниками. Предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение находящегося в его собственности имущества в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Основной целью ООО «КОМЭКС» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Организационная схема управления производством утверждается директором ООО «КОМЭКС». Структура управления предприятием (рис. 1) - линейно - функциональная. Высшая администрация производства представлена директором производства, в подчинении которого находятся заместители: заместитель по производству, заместитель по экономике, заместитель по работе с персоналом, главный инженер. Руководство производственными процессами непосредственно на рабочих местах осуществляется начальниками участков, в подчинении которых находятся мастера. Все обязанности между подразделениями производства и работниками каждого подразделения распределяются на основании соответствующих положений и должностных инструкций. Все распоряжения по производству отдаются по подчиненности.

Директор ООО «КОМЭКС» 1

Специалист отдела кадров

Бухгалтерия

Маркетинговая служба

Рабочие

Начальник цеха

Заместитель директора по производству

Заместитель директора по экономике

Главный инженер

Начальник отдела кадров

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «КОМЭКС»

Основные задачи управляющей структуры в области производственно-технической деятельности:

  • выполнение производственной программы выпуска продукции в соответствии с установленным ассортиментом, заданным ритмом и графиком;
  • выполнение всех работ в строгом соответствии с техническими условиями, технологическими процессами, требованиями качества согласно стандартам ИСО – 9000;
  • управление ходом производства, принятие мер для взаимной увязки работы всех подразделений, участков, бригад, обеспечение их равномерной загрузкой;
  • внедрение новых технологий, прогрессивных норм материальных и трудовых затрат, контроль за соблюдением технологической дисциплины;
  • обеспечение эффективной эксплуатации и сохранности оборудования, инструмента, технологической оснастки, зданий и сооружений предприятия.