Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя
1.1 Социально-психологические характеристики современного
1.2. Управленческая культура руководителя: современный тип
Глава 2. Исследование социально-психологических характеристик руководителей на примере ООО «КОМЭКС»
2.1. Краткая характеристика ООО «Комэкс»
2.2. Социологическое исследование социально-психологических характеристик менеджеров предприятия
1.2. Управленческая культура руководителя: современный тип
руководителя
Определение управленческой культуры, применимое к субъекту управления — к личности, профессиональные обязанности которой сопряжены с управленческой деятельностью — можно обозначить как высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности [[20]].
Что же касается содержания, то управленческая культура руководителя — это система усвоенных в процессе управленческой социализации личности норм и ценностей организационного поведения. Причём формирование и развитие управленческой культуры включает в себя не только сам процесс обучения в специализированных центрах подготовки, но и получение практического опыта руководства [[21]].
К основным функциям управленческой культуры, вероятно, можно отнести следующие:
1) коммуникативно-информационная функция предполагает формирование, структурирование и сохранение коммуникационных сетей, сбора, преобразования и направления в них необходимой для управления информации;
2) проектировочная функция включает в себя обозначение целей и задач деятельности, а также ёе планирование;
3) прогностическая функция предполагает определение динамики развития управленческой ситуации;
4) мотивационная функция, как правило, подразумевает воздействие как на внешние условия руководителя и объекта управления, так и на внутренние [[22]]. Причём эти условия и определяют направление деятельности;
5) функция руководства — это одна из важнейших функций, согласно которой руководитель несет полную ответственность за принятые решения и конкретные результаты деятельности;
6) функция реализации предполагает обеспечение осуществления (исполнения) целей и задач управления;
7) функция обучения состоит в передаче и теоретических, и практических знаний объекту управления;
8) функция воспитания — это не менее важная функция, которая обеспечивает формирование как личности и коллектива в целом;
9) функция контроля подразумевает определение соответствия действий программе управления;
10) функция оценки, как правило, отражает степень соответствия актуальных и потребных норм управленческой ситуации;
11) функция коррекции, то есть внесение и изменений в цели, задачи и программу управления [[23]].
Стоит также отметить, что Э. Шейн, американский психолог, теоретик и практик менеджмента, был уверен в том, что формы управленческой культуры отвечают на два основных вызова: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. То есть для того, чтобы тот или иной коллектив и организация в целом функционировали как нечто единое целое, им необходимо выполнять две основные функции - адаптация во внешней среде и внутренняя интеграция. При этом интеграцией понимается создание эффективных деловых отношений среди как отдельных сотрудников организации, так и их групп, подразделений и увеличение степени участия всех и каждого в отдельности сотрудника в решении насущных проблем и поиске эффективных способов ее функционирования [[24]].
Э. Шейн считал, что управленческая культура — это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Важно то, что данный «комплекс» должен передаваться новым членам того или иного рабочего коллектива как единственный верный способ мышления и поведения [[25]].
Таким образом, управленческая культура руководителя — это совокупность ценностей и взглядов, единых для всего профессиональной команды, и устанавливающих нормы её поведения, и реализующихся в жизнедеятельности при помощи управленческого мышления, деятельности, общения и поведения на основе самоконтроля – регуляции – оценки - сознания.
Что же касается «современного» руководителя, то, в первую очередь, он должен обладать определенными навыками управления, знать и понимать сущности происходящих перемен в обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства во всех сферах [[26]]. Также ему необходимо обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования процессов, организации эффективных и межличностных, и профессиональных взаимосвязей и взаимодействий [[27]]. И наконец, он должен обеспечивать целенаправленность совместной деятельности и её интеграцию для достижения общих положительных результатов. Характерными чертами современного типа руководителя являются следующие:
1. Объективность. Он должен уметь выделять в огромном потоке информации достоверные факты и отличать действительное от мнимого, истинное и воображаемого.
- 2. Последовательность. Он должен уметь решать уже поставленные задачи, не отступая от цели и учитывая правовые и психологические компоненты управления.
- 3. Предприимчивость. Ему необходимо уметь применять свой уникальный подход к осуществлению профессиональной деятельности, используя ранее приобретенный опыт.
- 4. Мобильность. Он должен уметь переносить ранее приобретенный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
- 5. Лидерство. Он должен уметь выделять основное, устраняя всё ненужное, выявлять причины недостатков, рационально поступать при решении любой профессиональной задачи [[28]].
Следует отметить, что мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данной конкретной ситуации методы управленческой деятельности и формирует образ идеального управленца [[29]]. Вместе тем, нужно обратить внимание на то, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности [[30]].
На наш взгляд, необходимо отметить и отрицательные моменты в управленческой культуре современных руководителей: отсутствие иерархии управления и механизмов управления, обеспечивающих его качество; преобладание авторитарного стиля управления над демократическим; отсутствие стабильности в работе и определенная рассогласованность действий на различных уровнях управления [[31]].
Таким образом, для успешного решения отмеченных выше проблем необходимо:
- 1) совершенствовать сам процесс подготовки руководителя (помимо теоретических знаний, нужно предоставлять различные возможности приобретения практических навыков и умений);
- 2) формировать такой тип личности, который будет обладать развитой управленческой культурой, высоким интеллектом, с устойчивой ценностной ориентацией на самореализацию-развитие, которые, в свою очередь, способствуют его конкурентоспособности;
- 3) целенаправленно и всесторонне исследовать управленческую культуру руководителя. Это надобно, в первую очередь, для разработки методики формирования руководителей-профессионалов, отвечающих требованиям современной России.
- Выводы.
Умение руководить — это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Эффективность управленческой деятельности предприятиями в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. Современный менеджер должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возникающих в работе. В основе такого умения лежат организаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя.
Характерные черты современного типа руководителя: объективность (он должен уметь выделять в огромном потоке информации достоверные факты и отличать действительное от мнимого, истинное и воображаемого); последовательность (он должен уметь решать уже поставленные задачи, не отступая от цели и учитывая правовые и психологические компоненты управления); предприимчивость (ему необходимо уметь применять свой уникальный подход к осуществлению профессиональной деятельности, используя ранее приобретенный опыт); мобильность (он должен уметь переносить ранее приобретенный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей); лидерство (он должен уметь выделять основное, устраняя всё ненужное, выявлять причины недостатков, рационально поступать при решении любой профессиональной задачи).
Глава 2. Исследование социально-психологических характеристик руководителей на примере ООО «КОМЭКС»
2.1. Краткая характеристика ООО «Комэкс»
ООО «КОМЭКС» образовано в 2000 г. и является производственным предприятием, занимающимся выпуском конструкций из алюминиевых профилей.
Общество является юридическим лицом по действующему законодательству, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета, фирменное наименование, печать со своим наименованием, эмблему и товарный знак, регистрируемый в установленном законом порядке.
ООО «КОМЭКС» является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему участниками. Предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение находящегося в его собственности имущества в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Основной целью ООО «КОМЭКС» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.
Организационная схема управления производством утверждается директором ООО «КОМЭКС». Структура управления предприятием (рис. 1) - линейно - функциональная. Высшая администрация производства представлена директором производства, в подчинении которого находятся заместители: заместитель по производству, заместитель по экономике, заместитель по работе с персоналом, главный инженер. Руководство производственными процессами непосредственно на рабочих местах осуществляется начальниками участков, в подчинении которых находятся мастера. Все обязанности между подразделениями производства и работниками каждого подразделения распределяются на основании соответствующих положений и должностных инструкций. Все распоряжения по производству отдаются по подчиненности.
Директор ООО «КОМЭКС» 1
Специалист отдела кадров
Бухгалтерия
Маркетинговая служба
Рабочие
Начальник цеха
Заместитель директора по производству
Заместитель директора по экономике
Главный инженер
Начальник отдела кадров
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «КОМЭКС»
Основные задачи управляющей структуры в области производственно-технической деятельности:
- выполнение производственной программы выпуска продукции в соответствии с установленным ассортиментом, заданным ритмом и графиком;
- выполнение всех работ в строгом соответствии с техническими условиями, технологическими процессами, требованиями качества согласно стандартам ИСО – 9000;
- управление ходом производства, принятие мер для взаимной увязки работы всех подразделений, участков, бригад, обеспечение их равномерной загрузкой;
- внедрение новых технологий, прогрессивных норм материальных и трудовых затрат, контроль за соблюдением технологической дисциплины;
- обеспечение эффективной эксплуатации и сохранности оборудования, инструмента, технологической оснастки, зданий и сооружений предприятия.