Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В триаде субъектов предприятия «собственники – менеджеры - трудовой коллектив» менеджеры занимают особое место. Именно от их таланта и результативности зависит успех хозяйственной деятельности предприятия.

Растущие требования к уровню профессионально­го управленца в условиях эволюционирующей со­циальной сферы делают проблему формирования современного типа руководителя, который владел бы высоким уровнем управленческой культуры, особо актуальной. Определение нового типа ру­ководителя со всеми присущими ему качествами, безусловно, необходимо в условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модерниза­ции концепции развития общества. Важно обратить внимание на то, что смысл управления состоит в том, что руководитель оказывает огромное влияние на работоспособность коллектива, его способность реагировать на «внешние вызовы» и справляться с ними.

Цель курсовой работы – исследование социально-психологического портрета современного руководителя и разработка рекомендаций, направленных на развитие социально-психологических качеств руководителей ООО «КОМЭКС».

  • исследовать социально-психологические характеристики современного руководителя;
  • рассмотреть составляющие управленческой культуры современного руководителя;
  • дать краткую характеристику ООО «КОМЭКС»;
  • провести социологическое исследование социально-психологических характеристик менеджеров предприятия;
  • разработать рекомендаций, направленные на развитие социально-психологических качеств руководителей ООО «Комэкс», необходимых для эффективного управленческого труда.

Предмет исследования – социально-психологический портрет современного руководителя.

Объект исследования – ООО «КОМЭКС».

Научно-методическая основа работы – литературные источники и публикации по исследуемой теме.

Методы исследования: сбор и обработка информации, анализ, синтез, анкетирование, опрос.

Структура работы: Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя


1.1 Социально-психологические характеристики современного

руководителя

Анализ управленческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих ус­ловий успеха и повышения эффективности работы руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. За­метим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной тру­довой деятельности, грамотного практического пси­холога и воспитателя подчиненных [[1]].

В условиях рыночных отношений большая роль отводится уровню подготовки и деловым ка­чествам руководителей. «Искусство управлять людь­ми — самое трудное и высокое из всех искусств» — сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессии руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками [[2]]. Менеджер должен знать обо всем — от секретов маркетинга до хитростей финан­совой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [[3]].

Умение руководить — это прирожденное свой­ство человека, которое можно лишь развить в те­чение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт [[4]]. Успешное руководство требует учета постоянно ме­няющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Эффективность управленческой деятельности предприятиями в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. Совре­менный менеджер должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возни­кающих в работе. В основе такого умения лежат ор­ганизаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя.

Организаторские способности предполагают нали­чие у руководителя таких психологических свойств, как психологическая избирательность, позволяющая менеджеру при решении поставленных перед коллек­тивом задач достаточно полно отразить психологию ее членов; практически-психологическую направлен­ность ума и психологический такт [[5]].


Конструктивные способности руководителя про­являются в умении проектировать, прогнозировать деятельность коллектива, как в целом, так и по от­дельным направлениям. Для этого нужно уметь ана­лизировать результаты работы своего коллектива и при необходимости вносить коррективы в его дея­тельность [[6]].

Особое значение для эффективного управления коллективом имеют коммуникативные способности руководителя, которые помогают ему устанавливать и развивать личностное и социально-ориентирован­ное отношение с окружающими людьми, налаживать контакты, как со своими сотрудниками, так и с пред­ставителями смежных учреждений и организаций. Любой руководитель, имеющий в подчинении людей и настраивающий их на безупречное выполнение своих служебных обязанностей, должен быть триж­ды профессионалом в сфере межличностного обще­ния и взаимодействия [[7]].

Эксперты в сфере управления считают, что чем выше человек стоит на иерархической лестнице, тем больше он в своей деятельности должен ориенти­роваться на людей и уметь общаться с ними. Один из самых известных представителей делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта компании «Форд» и «Крайслер», Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» подчеркивает: «Управ­ление представляет собой не что иное, как настраи­вание людей на труд. Единственный способ настра­ивать людей на энергичную деятельность — это об­щаться с ними» [[8]].

Руководитель должен стремиться достичь такого уровня общения, который обеспечивал бы ему пол­ное взаимопонимание с людьми, что возможно лишь при высокой культуре общения. Культура общения руководителя, являясь важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень развития его коммуникативных спо­собностей и навыков, который позволяет ему эффек­тивно и компетентно выстраивать отношения с людь­ми в процессе профессиональной деятельности [[9]].

Высокий уровень культуры общения для руководи­теля подразумевает овладение навыками и осущест­вление конкретных коммуникативных действий: в ситуациях делового взаимодействия ставить перед собой комплексные цели и анализировать по­лученные результаты; выстраивать взвешенную стратегию поведе­ния выхода из конфликтных ситуаций; правильно строить социально и личностно- ориентированное общение с подчиненными и дело­выми партнерами; общаясь с людьми правильно, грамотно и так­тично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи; профессионально критиковать своих подчи­ненных, умело используя приемы конструктивной критики; создавать здоровый морально-психологический климат в коллективе, побуждать подчиненных к каче­ственному исполнению служебных обязанностей; во всех ситуациях делового общения соблю­дать этикет и нравственные нормы поведения: веж­ливость, корректность, тактичность, скромность, чуткость, честь и достоинство [[10]].


Безусловно, сегодняшняя жизнь с новым образом мыслей и действий, предъявляет спрос на актив­ных, предприимчивых, компетентных деловых лю­дей. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного руководителя [[11]].

Вместе с тем, главной характеристикой эффек­тивности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства — индивидуально-типические харак­теристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управ­ленческих функций[12].

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отно­шению к подчиненным. Степень, до которой управ­ляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о че­ловеческих отношениях или, прежде всего, о выпол­нении задачи — все это отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя. В литера­туре по теории и практике управления коллективом предложено множество стилей современного руково­дителя со своими плюсами и минусами администра­тивного управления коллективом[[13]].

Отметим, что при всем многообразии управлен­ческих стилей специалисты выделяют творческий стиль управления коллективом, считая его идеаль­ным. Он предполагает, применение руководителем в решении каждой новой управленческой задачи аграрного производства различных стилей, с предпо­чтением наиболее оптимального и результативного для сложившейся ситуации [[14]].

Современный руководитель творческого стиля должен уметь:

1.Мыслить широко и масштабно, системно и комплексно, предвидя развитие своей организации на большую перспективу, но и не забывая о каждод­невных делах и задачах.

2. Быть демократичным и коллегиальным, по­ощряя и поддерживая творческую инициативу под­чиненных, но одновременно и авторитарным по от­ношению к лодырям.

3. Быть готовым к риску, способным полагаться как на интуицию, так и на тщательный анализ воз­никшей проблемы и научно обоснованный расчет.

4. Быть добрым и деликатным, одновременно требовательным в вопросах качества работы и дис­циплины труда в коллективе.

5. В решении возникающих задач использовать передовой опыт, научный подход, уметь анализиро­вать причины поражений [[15]].


Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководите­ля к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали. Критиковать следует только проступок, а не самого человека[[16]].

В настоящее время руководители предприятий должны больше внимания уде­лять личностным качествам своих подчиненных, их преданности организации и способности оперативно решать проблемы. Высокие темпы морального ста­рения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей экономики, в том числе и аграрного производства, подталкивают руководите­лей быть готовыми к техническим и организацион­ным реформам, а также к изменению стиля руковод­ства. Ведь даже самый опытный руководитель, пре­красно владеющий теорией управления, не застрахо­ван от эмоциональной реакции на ситуацию.

Развитие рыночных отношений вызывает огромную потребность в высоко­квалифицированных, инновационных, по-настоящему деловых людях: руководителях, способных возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр индивидуальных осо­бенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной дея­тельности работников [[17]].

При этом для современного руководителя любого ранга чрезвычайно важно владение приема­ми, способами и стилями управления коллективом, поскольку от умения работать с людьми в огромной степени будет зависеть их профессиональный успех [[18]]. Для повышения результативности управленческой деятельности менеджер должен постоянно работать над собой, контролировать свое поведение, форми­ровать и развивать необходимые деловые и личност­ные качества. Вместе с тем, применяя управленче­ские принципы, современный руководитель аграрно­го производства сможет создать более комфортные психологические условия в своих коллективах и эф­фективно управлять предприятиями [[19]].