Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Социологическое исследование социально-психологических характеристик менеджеров предприятия

Нами проведено социологическое исследование социально-психологических характеристик менеджеров ООО «КОМЭКС». В качестве метода сбора социологической информации использовался экспертный анкетный опрос. Выборочная совокупность составила 31 респондент. Целью проведенного нами социологического исследования явился анализ фактического состояния управленческой культуры руководителей предприятия, выявление представлений менеджеров о деловых и личностных качествах, которыми должен обладать руководитель, и определение путей совершенствования реализации управленческого потенциала.

Картина представлений о наиболее важных личностных качествах, необходимых руководителю для успешной работы, выглядит следующим образом. Наибольшее число выборов получили (рис. 2): ответственность (65,5%); уверенность в себе (60,7%); нацеленность на результат (52,4%); эмоциональная стабильность (41,7%); гибкость и высокий интеллект (39%); способность к творчеству (26%). Заметим, что опрашиваемым предлагалось указать до 5 вариантов качеств. По результатам этих ответов основные качества идеальных «управляемых» выстраиваются в следующий ряд (рис. 3): компетентность и профессионализм (90,5%); ответственность (78,6%); работоспособность (64,3%); исполнительность (63,1%). Как видно, актуализация требований к интеллектуализации содержания управленческой деятельности и способностей к творчеству, связанному с инновациями, не находит доминирующего отражения в сознании управленцев.

Рисунок 2 - Наиболее важные личностные качества, необходимые руководителю для успешной работы

Рисунок 3 - Наиболее важные личностные качества подчиненных

Нами также опрошены рядовые работники. Отвечая на наш вопрос о том, какие личностные качества необходимы руководителю для успешной деятельности, респонденты указывают, что на первом месте это чувство справедливости: из всех ответивших на этот вопрос рабочих данный вариант отметили 14%. На втором месте по важности такое качество, как «умение оперативно принимать решения» (13%). И третий по популярности вариант ответа – «умение планировать», так ответили 12% респондентов данной категории. Затем идет вариант ответа «умение распределять работу» (10%) и «компетентность» (9%).


Рисунок 3 - Личностные качества руководителей для успешной деятельности по мнению подчиненных

Сравнение ответов рядовых работников с ответами руководителей на этот вопрос, показывает, что, прежде всего, для успешной работы руководителю необходимо уметь оперативно принимать решения (17%). Во-вторых, ему нужна в процессе управления персоналом компетентность (15%). И на третьем месте для успешной работы необходимо, чтобы у руководителя было чувство ответственности, так отметили 13% опрошенных из всех ответивших на этот вопрос управленцев.

Казалось бы, такие личностные качества, которыми должен обладать руководитель, как «высокий уровень интеллекта», «инициативность», «способность к инновациям», должны быть более популярными среди мнений работников обеих категорий, однако, судя по ответам опрошенных, для современного руководителя эти качества не важны. Основными критериями подбора сотрудников на руководящие должности, по мнению рабочих и специалистов, являются образование (22%), опыт работы (19%), связи с нужными людьми (13%) и родственные связи (11%). Профессионализм и высокий уровень интеллекта отметили лишь 11% респондентов.

В целом можно утверждать, что интегрирующим показателем эффективности руководителя и управленческого персонала сегодня выступает способность вносить в систему управления организацией и в саму организацию такие инновации, которые способствуют, с одной стороны, выживать и адаптироваться к новым условиям; с другой – развиваться, сохраняя свою качественную определенность.

Выводы.

Нами проведено социологическое исследование социально-психологических характеристик менеджеров ООО «КОМЭКС». В качестве метода сбора социологической информации использовался экспертный анкетный опрос. Выборочная совокупность составила 31 руководитель и 30 рядовых работников.

Целью проведенного нами социологического исследования явился анализ фактического состояния управленческой культуры руководителей предприятия, выявление представлений менеджеров о деловых и личностных качествах, которыми должен обладать руководитель, и определение путей совершенствования реализации управленческого потенциала.

Выявлено, что руководителя наиболее важными личностными качествами, необходимыми им для успешной работы, считают ответственность, уверенность в себе, нацеленность на результат, эмоциональную стабильность, гибкость и высокий интеллект, способность к творчеству. В свою очередь рядовые работники выделяют следующие качества: чувство справедливости, умение оперативно принимать решения, умение планировать, умение распределять работу и компетентность.


Казалось бы, такие личностные качества, которыми должен обладать руководитель, как «высокий уровень интеллекта», «инициативность», «способность к инновациям», должны быть более популярными среди мнений работников обеих категорий, однако, судя по ответам опрошенных, для современного руководителя эти качества не важны, что, на наш взгляд, является заблуждением.

Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на развитие социально-психологических качеств руководителей ООО «Комэкс», необходимых для эффективного управленческого труда

Успешность управленческой работы в целом зависит от наличия у руководителя ООО «КОМЭКС» определенного набора личностных и деловых качеств, психологического потенциала, управленческой и социально-психологической компетентности. Например, таких профессиональных характеристик, как социально-психологическая и организаторская компетентность, техническая, экономическая, правовая культура, владение современными технологиями управленческой деятельности, а также определенных личностных качеств (например, честность, порядочность, скромность, чуткость к подчиненным).

Психологическая компетентность - это свойство человека, заключающееся в обладании системой психологических знаний в области человеческих взаимоотношений, во владении навыками и умениями организации продуктивного взаимодействия с людьми, а также в наличии системы личностных качеств, позволяющих управлять своим психическим состоянием и осваивать приемы психической саморегуляции в критических и стрессовых ситуациях.

Исходя из данного понимания содержания понятия, можно предложить
следующий взгляд на структуру психологической компетентности руководителя. Значимыми в психологической компетентности руководителя являются следующие ее компоненты.

1. Подструктура знаний: система психологических знаний, включающая
сведения из области общей психологии, психологии личности, индивидуальных различий, психодиагностики, межличностных отношений, конфликтологии.


2. Подструктура психологических умений и навыков, включающая: навыки установления психологического контакта с разными категориями
людей; навыки диагностики индивидуально-психологических особенностей лиц, вступающих во взаимодействие с целью выработки оптимального стиля
взаимодействия: навыки адаптации в социальных группах разного уровня развития; умение понимать человека по его вербальным и невербальным
проявлениям; навыки распознавания лжи по поведению собеседника; навыки установления бесконфликтных отношений и конструктивного разрешения конфликтов.

3. Подструктура аутокомпетентности, включающая навыки стрессоустойчивого поведения, кавыки постановки целей и мотивации своей деятельности, умение осознавать и контролировать свое психическое состояние,
контролировать свое социальное поведение, владеть механизмами психической саморегуляции.

4. Подструктура психологически важных для деятельности руководителя личностных качеств, включающая высокий уровень развития аналитического мышления, развитый социальный интеллект, рефлексивные и интуитивные качества, нервно-психическую устойчивость, развитую волевую регуляцию, организаторские способности, отсутствие тревожности.

Идеальный портрет компетентного руководителя - это, прежде всего, гармонично-развитая личность, обладающая комплексом уже сформированных или формирующихся компетенций.

Следующий важный вопрос, который необходимо прояснить, - какие приемы и методы будут способствовать формированию эффективного руководителя.

Структура значимых компонентов психологической компетентности руководителя ООО «КОМЭКС» предполагает следующие направления формирования его психологической компетентности.

Во-первых, необходимо более широко использовать психологические знания. С этой целью необходимо расширение общетеоретической психологической подготовки руководителей ООО «КОМЭКС», а также вооружение их прикладными психологическими знаниями, необходимыми для осмысленных действий в психологически насыщенных условиях правоохранительной деятельности.

Во-вторых, в целях подготовки к назначению на вышестоящую должность руководителю необходимо пройти курсы повышения квалификации, посвященные психологическим основам управления.

В-третьих, для повышения практической психологической подготовки
руководителей предлагается программа социально-психологического тренинга, направленная на выработку указанных навыков и умений. Эффективность социально-психологического тренинга определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки сотрудников к
практической деятельности, а также способствует выработке навыков и умений в области управления.


Необходимо развивать в процессе тренинга перцептивную, коммуникативную и интерактивную составляющие психологической компетентности. Тренинги, разработанные в русле современных управленческих концепций,
направлены на формирование нового образа руководителей. Именно руководители, владеющие современными методами управления человеческими ресурсами, обладающие соответствующими социально-психологическими умениями и навыками, способны обеспечить высокий уровень управленческой продуктивности.

Методы с использованием психотренингозых упражнений в системе
подготовки управленцев являются наиболее эффективными в связи с тем, что подготовка в целом представляет собой процесс, имеющий две стороны, и охватывает как сферу внешних отношений с контрагентами, так и сферу внутриведомственных отношений с коллегами, коллективами. Отметим, что суть тренинговой деятельности состоит в том, что микрогруппа представляет собой общество в миниатюре. Именно на таких занятиях происходит моделирование системы взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для каждого участника в реальной жизни. Это помогает участникам тренинга увидеть, осознать и проанализировать психологические закономерности собственного общения и поведения других людей; в тренинговой среде человек формирует и закрепляет новые паттерны поведения, благоприятный стиль отношений среди равных партнеров; учится по-новому относиться к собственной личности и к личности другого человека: идентифицировать себя с другими, «проигрывать» иную роль когда-то казавшуюся недоступной; сделать выводы и определить арсенал наиболее действенных стратегий поведения.

Руководителям ООО «КОМЭКС» предлагается принять участие, например, в тренинге «Эффективное руководство», целью которого является практическое освоение основ психологии управления, формирование высокой управленческой культуры и социально-психологической компетентности в процессе управления людьми, развитие лидерских качеств и навыков инновационного менеджмента.

Выводы. Формирование социально-психологической компетентности руководителя основывается не столько на особенностях личности, сколько на эффективности его взаимодействия с подчиненными. Только такой комплексный подход, предполагающий воздействие на все выделенные компоненты психологической компетентности руководителя, позволит повысить уровень его профессионального мастерства и будет способствовать формированию исследуемого нами «портрета эффективного руководителя».