Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другим важным условием является использование приобретаемых товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг, работ в операциях, облагаемых НДС.

Казалось бы, выполнение этих несложных условий позволяет налогоплательщику беспрепятственно применить налоговый вычет при исчислении НДС и в случае возникновения права на возмещение получить возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета. Однако при практическом применении главы 21 НК РФ в части правомерности применения налоговых вычетов и возмещения НДС возникают противоречия, проблемные вопросы, которые приводят к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку формальное соблюдение условий применения налоговых вычетов, либеральные изменения, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, при наличии пробелов в законодательстве, используются недобросовестными налогоплательщиками как способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.[35]

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

С целью наращивания налоговых вычетов и уменьшения платежей в бюджет налогоплательщиками используется и такой способ, как принятие к вычету НДС по авансовым платежам, перечисленным созданной самим налогоплательщиком фирме- однодневке, от которой не предполагается получение ТМЦ.

Кроме того, отсутствие прямой законодательной нормы, связывающей право на возмещение НДС стороной, принимающей вклад в уставный капитал, с фактической уплатой восстановленной суммы НДС стороной, передающей имущество, также может способствовать созданию схемы получения необоснованной выгоды в виде двойного применения налоговых вычетов. Так, в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в уставный капитал, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС и отражает его к уплате в бюджет, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству. При этом налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставный капитал, предъявляет НДС к возмещению и претендует на получение средств из бюджета, источник для возврата которых не сформирован. Таким образом, данный пробел в законодательстве приводит к возможности злоупотребления налогоплательщиками своим правом на возмещение.


Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

При этом эффективный правовой механизм, позволяющий налоговым органам исключать из состава налоговых вычетов суммы налога, предъявленные недобросовестными налогоплательщиками, в главе 21 НК РФ отсутствует, в связи с чем многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу породили необходимость обобщения сложившейся судебной практики и вынесение Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В ходе проведения налоговых проверок налоговым органам рекомендовано во всех случаях при заявлении НДС к возмещению из бюджета устанавливать наличие таких обстоятельств, как[36]:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиками хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком;
  • учет для целей налогообложения тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды.

Налоговые органы обязаны в ходе проверки сформировать доказательную базу, позволяющую установить, что налогоплательщик, заявивший возмещение из бюджета, знал о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Подводя итог можно сказать, либерализация законодательства для налогоплательщиков с одной стороны и необходимость предотвращения незаконного возмещения НДС налоговыми органами с другой стороны приводят к тому, что Федеральной налоговой службой ужесточаются контрольные мероприятия при проведении проверок деклараций с заявленными к возмещению суммами НДС.

Взаимосвязь возможности применения налоговых вычетов от действий контрагентов приводит к тому, что даже добросовестные налогоплательщики, не использующие преднамеренно какие-либо схемы незаконного возмещения НДС, могут оказаться в зоне риска, заключив договор с компанией, не исполняющей свои налоговые обязательства. При этом эффективные инструменты проверки добросовестности контрагентов у налогоплательщиков фактически отсутствуют, поскольку общедоступной является только информация, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ, а именно: о постановке налогоплательщика на учет, о его юридическом адресе и должностных лицах, о дате создания и т. п. Информация об объектах налогообложения, величине налоговой базы, суммах исчисленных и уплаченных налогов составляет налоговую тайну.


Таким образом, основной проблемой возмещения НДС является отсутствие в главе 21 НК РФ четких механизмов, позволяющих однозначно подходить к различным вопросам порядка исчисления и уплаты НДС. Это приводит к тому, что с одной стороны, создается почва для злоупотребления отдельными налогоплательщиками правом на возмещение НДС из бюджета, а с другой стороны, порядочные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски[37].

Подводя итоги, можно сказать, что многочисленные письма Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, огромное количество самых противоречивых комментариев экспертов, а также решений арбитражных судов различных инстанций по вопросу возмещения НДС свидетельствует лишь об одном - этот вопрос и по сей день является наиболее проблемным в налоговом администрировании, а получить подтверждение возмещения налога из бюджета своевременно и без проблем сможет лишь идеальный налогоплательщик в идеальных условиях. Любая нестандартная ситуация или нетипичная хозяйственная операция, вероятнее всего, приведет к отказу в возмещении НДС и длительным разбирательствам в Арбитражном суде, поскольку для нее либо вообще не найдется законодательной нормы в главе 21 НК РФ, либо мнение налогоплательщика по ее применению не совпадет с мнением налогового органа. Практика применения главы 21 НК РФ на протяжении 2001-2013 годов с учетом ее неоднократных изменений показывает, что она все еще далека от идеала, не дает ответа на многие вопросы и требует тщательной доработки, поскольку как налогоплательщикам, так и налоговым органам в своей работе хотелось бы руководствоваться нормами НК РФ, а не быстро меняющейся в современных политических условиях арбитражной практикой.

Так как налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов в процессе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по НДС необходимо осуществить анализ налоговых деклараций и регистров налогового учета за отчетные периоды; сравнить данные по счетам бухгалтерского учета, в части расчета НДС, с данными регистров налогового учета и налоговыми декларациями за проверяемый период; проанализировать значительные или необычные отклонения; проанализировать уплату в бюджет НДС за проверяемый период.[38]

При проверке расчетов с бюджетом в части НДС нельзя полагаться лишь на соблюдение аудиторской процедуры. Следовательно, окончательное заключение о состоянии расчетов с бюджетом должен делать руководитель аудиторской проверки, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на налогообложение по всем налоговым платежам.


При аудите расчетов по НДС часто встречаются проблемы, связанные с отражением в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная от момента заключения договоров до расчета налоговых деклараций, исследованы проблемы, возникающие при начислении, уплате и возмещении (зачете) НДС[39]:

Внутренний удит хозяйственных договоров предприятий часто показывает, что, как правило, в сумме договора НДС не выделяется отдельной строкой.

  1. Внутренний удит расчетов с заказчиками, часто выявляет отсутствие начисление НДС с поступающих авансов и предоплат.
  2. Внутренний аудит счетов-фактур, как инструмента дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора НДС, показывает, допускает ли предприятие грубые нарушения действующего законодательства в части предъявления счетов и передачи их заказчику, а также нумерации счетов-фактур и ведении книги продаж.

2.3 Учет налога на добавленную стоимость в программе 1C: бухгалтерия 8.3

Учет налога на добавленную стоимость один из самых сложных участков работы в бухгалтерии. От правильности и своевременности отражения операций с НДС зависит, точность заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Программа 1С: Бухгалтерия 8.3 значительно упрощает работу бухгалтера, автоматизировано большая часть операций по отражению налога и составлению налоговой отчетности (книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налоговая декларация по НДС). При соблюдении последовательности отражения фактов хозяйственной жизни и полном заполнении всех обязательных реквизитов документов у бухгалтера не возникнет ошибок в учете.

Бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия» позволяет[40]:

  • вести учет налога на добавленную стоимость по различным ставкам, включая 0%;
  • вести раздельный учет «входящего» НДС;
  • отражать операции, если организация (индивидуальный предприниматель) освобождена от уплаты НДС;
  • начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности;
  • начислять НДС, если организация (предприниматель) является налоговым агентом;
  • отражать текущие операции по НДС;
  • сформировать и сдать отчетность в электронном виде.

Для оформления операций по учету налога на добавленную стоимость в программе «1С: Бухгалтерия» предусмотрено формирование следующих документов налогового учета:

    • счета-фактуры;
    • книга покупок и книга продаж;
    • журнал учета поученных и выданных счетов-фактур;
    • налоговая декларация по НДС.

Учет налога на добавленную стоимость в программе «1С: Бухгалтерия 8.3» ведется с использованием следующих счетов:

    • счет 68.02 «Налог на добавленную стоимость»;
    • счет 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
    • 76.АВ «НДС по авансам и предоплатам»:
    • 76.ВА «НДС по авансам и предоплатам выданным»;
    • 76.НА «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента».

Отражение начисления НДС. В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса объектом

налогообложения налогом на добавленную стоимость является:

  1. реализация (передача) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав;
  2. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на территорию РФ.

На практике наиболее часто объектом налогообложения является реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг. Данные операции чаще всего происходят с использованием предоплаты в счет предстоящих поставок, что также облагается налогом на добавленную стоимость.

В программе «1С: Бухгалтерия 8.3» при получении предоплаты от покупателя в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг оформляется документ «Поступление на расчетный счет» (раздел «Банк и касса»), который может быть сформирован автоматически при выгрузке документов из системы «Клиент-банк». При проведении документа составляется бухгалтерская запись: Дебет 51 Кредит 62.02.[41]

Получение предоплаты считается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поэтому в течение пяти календарных дней организации необходимо выписать покупателю счет-фактуру выданный на аванс (ст. 168 НК РФ). В программе документ может быть составлен в автоматическом режиме с использованием механизма «На основании» или и использованием обработки «Регистрация счетов-фактур на аванс» (раздел «Банк и касса»). При проведении документа формируется бухгалтерская запись: Дебет 68.02 Кредит 76.АВ.

При реализации товаров и услуг, т.е. при фактической отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в программе «1С: Бухгалтерия 8.3» оформляется документ «Реализация товаров и услуг» (раздел «Продажи»).