Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность решения проблемы учета налога на добавленную стоимость в системе налоговых отношений НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.

Вступившая в силу с 1 января 2001г. глава 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ, даже с учётом внесённых изменений и дополнений, не устранила по ряду существенных вопросов функционирования налога на добавленную стоимость неточностей, нерешённых проблем, не позволяющие однозначно и твердо руководствоваться налоговым законодательством.

В этом смысле можно, разумеется, говорить о Налоговом кодексе РФ как о законодательном акте прямого действия, дающим ответы на все вопросы, возникающие в практике определения налогооблагаемой базы, исчисления и уплаты НДС в бюджет.

Степень разработанности проблемы. Методологические обоснования и исходные теоретические положения в области формирования налога на добавленную стоимость в общей системе налогообложения основаны на трудах отечественных экономистов: С.Н.Алехина, О.А.Акимовой, А.Бузгалина, Е.В.Балацкого, О.В.Богачевой, Д.Г.Бурцева, Л.И.Гончаренко, В.А.Дегтярева, В.Г.Князева, Г.Г.Нестерова.

Цель работы – изучение аспектов налогового учета налога на добавленную стоимость.

Задачи работы:

  1. рассмотреть экономическую природу налога на добавленную стоимость;
  2. определить порядок формирования налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость;
  3. отобразить бухгалтерский учет и налогообложение налога на добавленную стоимость;
  4. разобрать проблемные ситуации при налоговом учете НДС;
  5. проанализировать особенности учета налога на добавленную стоимость в программе 1C: бухгалтерия 8.3.

Объектом исследования работы, является налог на добавленную стоимость.

Предмет – действующая практика налогообложения НДС.

Теоретико-методологическая база. Для написания работы использовались нормативные документы Российской Федерации, в том числе налоговый кодекс РФ, законы и подзаконные акты. Кроме того, использовались комментарии к законодательству, монографии отечественных современных авторов, учебные пособия и периодические издания.


Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Налоговый кодекс Р.Ф. (части первая и вторая), Бюджетный кодекс РФ., Законы РФ. (регулирующие налоговую практику), постановления и распоряжения правительства РФ., инструкции и методики Министерства Финансов РФ, ФНС РФ.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы. В первой главе работы рассмотрена история возникновения современного НДС в РФ, экономическая сущность НДС, а также порядок формирования налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость. Во второй главе проанализированы тенденции и проблемы налогового учета НДС.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1 Экономическая природа налога на добавленную стоимость

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг[1].

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.[2]

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом.


Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.[3]

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.[4]

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.[5]

НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

И фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.[6]


Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.[7]

Система налога на добавленную стоимость. НДС-это разновидность косвенного налога на товары и услуги. Его плательщиками являются согласно ст. 143 НК РФ[8]:

  • организация:
  • индивидуальные предприниматели:
  • лица, признаваемые налогоплательщиками с связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Иностранные организации так же признается плательщиками НДС. с 1 января 2006 г. иностранные организации осуществляющие свою предпринимательскую деятельность через постоянное представительство страны.

Экономическая природа НДС имеет далеко идущие цели в плане реформы, методы и управления, но всегда многие специалисты в области экономики подразделяют не сколько этапов формирования и реформирования НДС[9]:

  • работы услуг непосредственно связаны с недвижимым имуществом, которое находится на территория Российской Федерации (строительные, монтажные, ремонтные услуги, аренда и т п)
  • работы услуг связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушным, морскими судами, находящийся на территории Российской Федерации.
  • услуги в сфере культуры, искусства, образование (обучение) физической культуры, туризм, отдыха и спорта фактически оказываемым на территории Российской Федерации.
  • покупатель работ(услуг) осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации.
  • исполнитель работ (услуг) осуществляющий на территории Российской Федерации.

НДС предстает налогом, явно имеющим две основные отличительные особенности.

Первой из них обозначим то, что к налогооблагаемому обороту не принадлежат суммы ранее уплаченного плательщиком налога, что является главным отличием налога на добавленную стоимость от ранее применяемого «каскадного» налога с оборота, ставка которого действовала на стоимость товара на каждой стадии его существования.

Вторым основным отметим момент в том, что облагается оборот в целом, а уплата производится только той части налога, которая соответствует стоимости, добавленной к закупочной цене налогоплательщиком.

В целях погружения в экономическоую природу налога необходимым является рассмотрение таких видов налога, как «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС - это налог, касающийся одной конкретной сделки гражданского-правового характерам вертикальным НДС признается итоговая сумма налога за определенный период, исходя из ряда гражданско-правовых сделок. Целесообразным нахожу рассмотреть в отдельности как горизонтальный, так и вертикальный НДС.[10]

Взимание горизонтального НДС осуществляется при помощи метода частичных платежей. На каждой из стадий движения товаров плательщик компенсирует свои расходы и накладывает налог на образованную стоимость товаров, при чем на стадии движения товара налог перечисляется от одного налогоплательщика другому налогоплательщику помимо цены, исходом является то, что вся сумма горизонтального НДС включается в цену продукции, приобретаемой конечными потребителями.

Для наглядности в таблице 1 приведен пример действия горизонтального НДС при ставке налога 20%. НДС рассчитывается с цены товара. Расчетный показатель налога при реализации - «выходным НДС». Налог, который уплачивается при покупке продукции, называется «входным НДС», который подлежит зачету. В государственный бюджет, в свою очередь, перечисляется разность между этими суммами.

Таблица 1 - Механизм действия НДС[11]

Этапы движения

Стоимость

Стоимость, по

Входной

Выходно

Сумма,

товаров

покупки

которой

НДС,

ЙНДС,

перечисляемая

(исключая

продается товар,

у.е.

у.е.

государству, у.е.

НДС), у.е.

у.е.

Первичный

10 000

2 000

2 000

производитель

Промышленник в обрабатывающих

10 000

20 000

2 000

4 000

2 000

отраслях

Оптовый продавец

20 000

25 000

4 000

5 000

1 000

Розничный

25 000

40 000

5 000

8 000

3 000

продавец

Конечный

40 000

8 000

потребитель