Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из примера видим, что потребитель уплачивает за продукт 48 000 у.е., из которых 8 000 у.е. являются горизонтальным НДС, уплачиваемым в цене товара в государственный бюджет через продавца розничной продукции.

Вертикальный же НДС складывается на базе горизонтального. По итогам налогового периода плательщики налога определяют вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли- продажи товаров. Итак, вертикальный НДС можно условно разделить на три вида: «входной НДС», «выходной НДС», и подлежащий уплате в бюджет.

Для определения конечной величины вертикального налога к уплате в бюджет используют зачетный метод вычитания, формирующий налог в виде разности между «выходным НДС» (полученным от покупателей товаров) и «входным НДС» (уплаченным поставщикам материальных ресурсов).

Зачетный метод вычитания определяется формулой:

VAT = RS - RC, (1)

где:

VAT - налог на добавленную стоимость,

R - ставка налога,

S - стоимость реализованных товаров,

С - материальные затраты.

В результате можно сделать вывод о том, что заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только в случае если[12]:

  1. налог перечисляется между плательщиками сверх цены;
  2. плательщик, заплативший за товар цену, формирует «НДС уплаченный» и может причислить его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «НДС полученный» и уплатит его в бюджет, в чем и заключается проявление системной взаимосвязи механизма действия НДС;
  3. все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах.

При несоблюдении указанных положений механизм взимания налога на добавленную стоимость не будет полноценно функционировать, а значит не будет и надлежащей собираемости НДС.

Не менее важным является обратить внимание и на функции, которые выполняет налог на добавленную стоимость, рассмотрим их далее.

НДС выполняет следующие функции:

  1. Фискальная функция
  2. Распределительная функция

Фискальной функцией НДС представляется мобилизация весомых поступлений налога в доходы бюджета благодаря простоте взимания и надежности базы налогообложения, что способствует осуществлению государством наиболее важные собственных задач - оказывать государственные услуги, такие как услуги в области национальной обороны, правоохранительной деятельности, социальные услуги и многие другие.[13]


Лучшим вариантом, с точки зрения финансирования деятельности ЕС, представляется НДС. Присутствие налога в налоговой системе страны является неотъемлемым условием его присоединения ЕС, в связи с тем, что денежные поступления от НДС являются фактически основным источником доходной части бюджета ЕС. Доходы от НДС являются процентной надбавкой к ставке НДС в государствах - членах, установленной решением Совета.

На данной стадии развития экономики РФ налог на добавленную стоимость представляется предпочтительнее прямых налогов по ряду причин:

  1. процесс занижения или сокрытия выручки более сложен, чем процесс сокрытия прибыли, а значит от уплаты налога труднее уклониться;
  2. взимание налога не вызывает трудностей, что уменьшает расходы на этот процесс;
  3. на налог на добавленную стоимость не оказывают влияния результаты хозяйственно - экономической деятельности субъектов, а налоговые поступления являются стабильными.

Несмотря на колоссальное фискальное значение налога на добавленную стоимость, неправильным является отрицание его регулирующего влияния на экономическую сферу. С помощью механизма обложения НДС, а также системы построения ставок осуществляется влияние на процесс ценообразования и инфляции, в связи с фактическим увеличением цены товара.

Весомым дополнением будет то, что многократное обложение налогом каждого этапа производства товаров, а также работ и услуг ведет к равенству всех участников рынка, а государство, в свою очередь, имеет возможность вести полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью каждого из субъектов.[14]

Владея полным объемом конкретной информации, касаемо данных бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы имеют возможность детально планировать доходную сторону бюджета.

Распределительная функция НДС состоит в возможности перераспределения внутреннего валового дохода через государственный бюджет путем налогообложения, а при установлении ставок и льгот по налогу, а так же последовательности применения вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему страны перенаправляться в сферы, более убыточные.

НДС, откровенно говоря, является аспектом, дестимулирующим облагаемые виды деятельности и стимулирующим, напротив, необлагаемые. Так взимание налога по ненулевой налоговой ставке влечет за собой неточность в проявлении оценки эффективности от реализации ресурсов в частном секторе экономики.


В пределах сбалансированной и отлаженной налоговой системы имеет место быть систематизация основных функций рассматриваемого налога. Уточним, что фискальная функция выполняется в таком объеме, какой необходим для выполнения распределительной функции. Фискальная функция выполняет процесс формирования доходов, нужных для покрытия государственных расходов, не подрывая способностей производства и формирования доходов далее.[15]

Возникновение НДС и акцизов в налоговой системе Федерации повлекло за собой не просто важность, но и выполнение косвенными налогами решающей роли на пути мобилизации доходов в бюджет государства. В консолидированном бюджете Российской Федерации налоговые поступления от НДС на продукцию, не выходящую за пределы территории РФ составляют около четверти всех доходов и являются менее высокими только чем налоги на добычу полезных ископаемых, а следовательно НДС занимает важнейшее место в формировании доходов бюджета.

Чтобы не быть голословными рассмотрим результативную таблицу о динамике поступлений налога в федеральный бюджет за 2011 — 2015 годы. (Таблица 2).

Таблица 2 - Динамика поступлений НДС в бюджет РФ[16]

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

НДС, в млрд., руб.

1 753,24

1 886,14

1 868,21

2 181,42

1 886,14

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что поступления налога на добавленную стоимость в бюджет страны держатся примерно на одном уровне. В 2014 году наблюдается достаточно серьезное увеличение поступлений от НДС, которое объясняется увеличением начислений по крупным налогоплательщикам, в том числе увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов, в 2015 году спад, обусловленный усилением кризисного состояния экономики страны.

Если в России ставки по НДС составит 18%, 10%, 0% . рассмотрим для сравнительного анализа какие ставки в европейских странах.

Рис. 1. НДС какие ставки в европейских странах[17]


1.2 Порядок формирования налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость

Ранее нами были рассмотрен момент формирования налога на добавленную стоимость в пределах Российской Федерации, экономическая природа налога, основные его особенности и функции. Налог на добавленную стоимость предстает перед нами одним из наиболее сложных для понимания, исчисления, уплаты, а также контроля в отношении налоговых органов. НДС можно причислить к ряду тех налогов, которые имеют в России наиболее разнообразно большое количество исключений, льгот, а также немалое количество аспектов, с которыми связан процесс взыскания. Целесообразным далее вижу рассмотрение элементов налога на добавленную стоимость, для большего понимания его сущности.

Начнем с рассмотрения объекта налогообложения, которым являются: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.[18]

Налоговая база для налога на добавленную стоимость устанавливается отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ, в соответствии с особенностями реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Моментом определения налоговой базы признается дата, на которую налоговая база признается сформированной для того, чтобы с нее исчислить и уплатить НДС. На эту дату совершенная хозяйственная операция должна быть учтена при определении налоговой базы, и по ней должен быть начислен НДС. По общему правилу моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ и услуг, передачи имущественных прав. Однако для некоторых хозяйственных операций установлены особые моменты определения налоговой базы по НДС, указанные в статье 167 Налогового кодекса РФ.


Налоговый период устанавливается как квартал для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета суммы налога, не превышающими 2 000 000 рублей. Остальные случаи привязаны в такому налоговому периоду, как календарный месяц.

Налог на добавленную стоимость предусматривает три вида налоговых ставок[19]:

  1. основная ставка - 18%;
  2. две льготные — 10% и 0%.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода, применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата передачи или реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, учитывая все изменения, влияющие на уменьшение или увеличение налоговой базы в определенном налоговом периоде.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с НК РФ, а также выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах.

Что же касается налоговых вычетов, то важным является сказать, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные в статье 171 НК налоговые вычеты, однако если по итогам налогового периода величина налоговых вычетов больше суммы налога, исчисленной по операциям, которые признаются объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возврату налогоплательщику.[20]

Перейдем к вопросу об уплате налога на добавленную стоимость. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ, сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. По всем остальным операциям, являющимся объектом налогообложения, на территории страны уплата осуществляется в конце налогового периода, опираясь на величину фактической реализации товаров за прошедший налоговый период не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ.