Файл: Правовые нормы: понятие, структура, классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от характера закреплённых в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают:

Простой является гипотеза, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий). Так в соответствии со ст. 155 УК РФ факт разглашения тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершённый лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений квалифицируется как преступление. Такое преступление, считается оконченным независимо от каких либо общественно опасных последствий, как для усыновителей, так и усыновлённых. Иначе говоря, в данном случае достаточно одного обстоятельства – факта сообщения кому бы то ни было об имевшем место усыновлении (удочерении), чтобы деяния виновного были квалифицированы по ст. 155 УК РФ. Кроме этого каких-то других обстоятельств закон не требует. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Сложная гипотеза предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определённые правовые последствия. Например, в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. « О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошёл стажировку не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а так же за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Наличие всех этих обстоятельств ( исключая одно из них – отсутствие судимости) образует сложную гипотезу – юридический факт, с которыми данная норма связывает возникновение правоотношения. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Так в соответствии со ст. 311 УПК РФ подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения:


оправдательного приговора;

обвинительного приговора без назначения наказания;

обвинительного приговора с назначением наказания и освобождением от его отбывания;

обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания с лишением свободы условно. Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд (судья) принял решение об освобождении подсудимого из под стражи. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Диспозицией признаётся часть правовой нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов, цель действия данной нормы. Диспозиция представляет собой само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы, можно сказать, цель данной нормы. В зависимости от способа формулирования диспозиции в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции:

простые диспозиции только указывают на само правило поведения. Пример: ст. 181, 189, 190 УК РФ. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Описательные содержат указания существенных признаков поведения (правила). Они содержатся в ст. 136, 140, 147, 156, 176, 178 УК РФ. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Ссылочные не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме. Пример ст. 85 ГК РФ, согласно которой права и обязанности сторон по договору банковского счёта, «связанные с кредитованием счёта, определяются правилами о займе и кредите (гл.42), если договором банковского счёта не предусмотрено иное». [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Бланкетные диспозиции отсылают не к нормам, а к нормативным актам. Например, в соответствии со ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом; [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Санкция – часть нормы, содержащая указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. По степени юридической определённости различают:

абсолютно определённые – это те санкции, которые предельно точно определяют размеры (объём) неблагоприятных последствий. Например, отстранение от работы работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии – ст. 38 Трудового кодекса РФ. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].


Относительная определённость санкции проявляется в том, что в ней устанавливаются рамки неблагоприятных последствий – от минимальных до максимальных неблагоприятных последствий. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права (прежде всего в уголовном) вписывается в схему: наказывается «от» и «до», либо только до определённого срока. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет (ч. 1 ст. 126 УК РФ). [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

По характеру последствий, сформулированных в норме, различают:

Штрафные санкции связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение (штраф, общественное порицание, исправительные работы, лишение свободы, конфискация имущества – в уголовном; компенсация морального вреда – в гражданском праве и др.). [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права. Это так называемые санкции «ничтожности» (признание правонарушающего нормативного акта неконституционным, сделки недействительной; приостановление деятельности общественного объединения, нарушающего закон; восстановление допущенных нарушений законности в процессуальной деятельности – ст. 89, 342, 348-350 УПК РФ и др.) , а также санкции, содержащие требование принудительного исполнения невыполненной обязанности (взыскание в судебном порядке алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.). [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

В зависимости от характера предусмотренных санкцией последствий выделяют:

простые санкции характеризуются тем, что в них предусматривается только один вид наказания. Например, штраф (ст.12.14, 12.22, 12.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях). [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Альтернативные санкции предусматривают, как правило, два (реже – несколько) видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю надлежит выбрать только один, наиболее приемлемый. В соответствии со ст. 170 УК РФ регистрация незаконных сделок с землёй наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].


Кумулятивные санкции, их особенность в том, что правоприменитель обязан слагать все предусмотренные санкцией неблагоприятные последствия, не упуская при этом ни одного из них. Так, в соответствии со ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации влечёт наложение административного штрафа на граждан – от 15 до 20 (на должных лиц – от 20до 30, на юридических лиц – от 200 до 300) МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].

Классификация правовых норм

Классификацию подробно описывает В.Д. Перевалов [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ] Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обуславливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].

  1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и от гражданского общества. В первом случае это нормы органов государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Например, 12 декабря 1993 г. Всенародным голосование принята Конституция РФ. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на:
  3. учредительные – нормы-принципы, отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Это конституционные нормы и нормы, закреплённые в основах законодательства, кодексах. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  4. регулятивные – нормы-правила поведения, направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путём предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определённых положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Регулятивные нормы носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  5. охранительные – нормы стражи порядка, фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Определяют условия и порядок освобождения от наказания. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  6. обеспечительные – нормы-гарантии, содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
  7. декларативные – нормы-объявления, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.
  8. дефинитивные – нормы-определения, формируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.д.)
  9. коллизионные – нормы-арбитры, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.
  10. оперативные – нормы-инструменты, устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  11. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Могут подразделяться на:
  12. Материальные – являются правилами поведения субъектов.
  13. Процессуальные – содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  14. По методу правового регулирования выделяются:
  15. Императивные нормы имеют строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило административного права.
  16. Диспозитивные нормы имеют автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объёма, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определённых случаях резервное правило. Реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  17. Рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
  18. По сфере действия нормы подразделяются:
  19. Нормы общего действия, распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
  20. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Р Ф, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краёв, областей и д.р.
  21. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных или частных структур. » [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  22. Темпоральные нормы, служат для определения времени действия субстанциональных (все нормы, кроме коллизионных и темпоральных) норм. Определяют временной порядок вступления в силу норм (дата вступления их в силу, а так же дата прекращения действия старых норм). Содержатся в законах и иных актах о порядке опубликования и вступления в силу законов, постановлений, иных актов. Встречаются редко. [ Червонюк В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. – М.: Инфра – М, 2007. С 704 ].
  23. По кругу лиц, подразделяются :
  24. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории.
  25. Специальные нормы действуют только в отношении определённой категории лиц (учителей, врачей, пенсионеров). [ Хропонюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропонюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Из выше изложенной информации, можно сделать следующие выводы: Правовая норма регулирует общественные отношения, путём определения правил поведения их участников. Устанавливается или санкционируется государством, путём принятия нормативно-правовых актов, законов, приказов, требований и т.д. Можно сказать, что право в общем понятии состоит из правовых норм, потому что оно возникает при принятии и на основании, определённой нормы закона. Принятие нормы закона в свою очередь зависит от структуры правовой нормы. В том плане, что основание для руководства данной нормой, возникает при определённых обстоятельствах, на них указывает гипотеза. Далее диспозиция указывает на само поведение при данных обстоятельствах. Санкция в свою очередь предусматривает наказание, за не исполнение правил поведения (диспозиции). Таким образом, структура, служит своего рода конструктором для создания нормы закона из правовых норм, а классификация помогает определить в принятом законе функциональную роль, способ регулирования, и к какому праву отнести определённую правовую норму.

Глава 2. Правоприменительная практика

2.1. Понятие и виды источников права

Источник права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Общеобязательные предписания – нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т.д., могут содержаться не только в нормативно-правовых актах, но и решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права:

  1. Санкционированный обычай – правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие – «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В ст. 427 ГК РФ установлено правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  2. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не всё целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  3. Нормативный договор как источник – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор). В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нём установлены иные обязательные правила для сторон. Чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  4. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является более важным и распространённым источником права. Отличительные признаки нормативного акта: издаётся уполномоченным государственным органом; обладает определённой юридической силой; регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; имеет конкретную сферу применения; охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. Нормативно-правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права: