Файл: Правовые нормы: понятие, структура, классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Акты применения правовых норм и их действие

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение. Придаёт ему официальное значение и властный характер. Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Признаки акта применения норм права:

  1. Имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нём конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путём. Например, решение суда о возвращении гражданином долга обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой вынесено решение. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].
  2. Акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативных правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определённых). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].
  3. Правоприменительные акты должны быть законными, выносится в строгом соответствии с законом, опираться на определённые нормы права. Например, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменён. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].
  4. Акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определённый порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

а) Вводную часть, в которой указываются наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат.

б) Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела.

в) Мотивировочную часть, дающую обоснования принятого решения.

г) Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ]

Каждый правоприменительный акт имеет строго определённое наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Установление пределов действия нормативных правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт издаётся для того, чтобы в установленный промежуток времени на определённой территории регулировать поведение определённого круга людей. Особое значение, этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Действие по времени:

Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определённые правила вступления в силу нормативных правовых актов:

  1. Нормативный правовой акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;
  2. Нормативный правовой акт начинает действовать по истечении определённого срока после его опубликования. Например, в Российской Федерации законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.
  3. Нормативный правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Установление точного срока вступления в силу нормативных правовых актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативный правовой акт распространяет своё действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного правового акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надёжной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

  1. Если самим нормативным правовым актом устанавливается его обратная сила;
  2. Если уголовные законы смягчают ответственность или вообще устраняют её. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Нормативные правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

  1. По истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;
  2. В связи с изданием нового нормативного правового акта, заменившего ранее действующий;
  3. На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного правового акта. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Действие в пространстве:

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, водные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Действие нормативных правовых актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Например, нормативные правовые акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства – на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве). [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Действие по кругу лиц:

  1. Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определённые части территории государства – здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта, а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чьё посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территорией соответствующего государства. Какие бы то ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Вывод: Бывают такие случаи, когда для осуществления своих прав человеку или обществу, необходима помощь компетентных органов. И здесь начинается применение правовых норм. Задача компетентных государственных органов – применить правовые нормы по отношению к конкретным жизненным случаям и определённым лицам. Такие полномочия имеют должностные лица компетентных государственных органов и по уполномочию государства органы общественной власти. Этот процесс происходит в строго определённом порядке. Сначала уточняются обстоятельства дела, для этого необходимо узнать: кто совершил правонарушение; когда и где оно было совершено; каким образом; чем мотивировано. Далее государственному правоохранительному органу необходимо решить, какую норму применить в отношении конкретного дела. Для этого выбранную норму необходимо проанализировать следующим образом: является ли она действующей, действует ли она на территории, где было совершено правонарушение и распространяется ли она на определённых лиц. В случае, когда подходит не одна норма необходимо руководствоваться, нормой: федеративного закона; вышестоящего органа; которая принята позднее и специальной. Затем издаётся индивидуально правовой акт. Он относится к строго определённым лицам, имеет властный характер, выносится в строгом соответствии с законом и имеет разные наименования, в зависимости от органа которым он выносится. Нормативно-правовой акт в зависимости от его наименования, начинает действовать во времени, в пространстве и по кругу лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог написанной работы, хочется отметить, что правовая норма играет немаловажную роль в жизни человека. Она, как устанавливает правила поведения гражданина, так и охраняет его права в случае их нарушения. За счёт этого гражданин и общество, чувствует себя свободно, как в своей стране, так и за её пределами. Органы власти принимают нормативно-правовые акты, на основании правовых норм, в целях обеспечения потребностей и защиты интересов человека, а так же охраны личных интересов государства. Системы права и законодательства развиваются, под влиянием различного вида реформ и за счёт этого улучшается или ухудшается жизнь граждан. Применение правовых норм осуществляется компетентными органами государства. Они уточняют обстоятельства дела, подбирают подходящую правовую норму для конкретного случая и выносят индивидуальный нормативно-правовой акт, который действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.