Файл: Правовые нормы: понятие, структура, классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

2) занимает строго определённое место в иерархической системе источников права, что способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

3) может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

В любом современном государстве источники права упорядочены, но они не составляют строгую систему. В целом вся совокупность нормативных и юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определённый правовой режим. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].

2.2. система права и система законодательства

Система права – внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Система права обуславливает систему законодательства и неразрывно с ней связана. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

С позиции генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обуславливают его деление на естественное и позитивное. Естественное право – совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа. Позитивное право – система норм, содержащих определённые права и обязанности, исходящих от государства и общества, закреплённых в нормативно-правовых документах. Необходимо помнить, что все правовые системы позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала. Эти же критерии лежат в основе разделения права на частное и публичное. Частное право направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц. Публичное право охраняет общие интересы государства. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]


Исторический подход позволяет проследить весь путь становление права как системы. Общим видимым критерием выступает здесь форму (источник) права. Различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право). [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определённым образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредствования. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жёсткости, связанности элементов и д.р. В настоящее время на переднем плане структура образования, включающая в себя:

  1. Юридическая норма есть первичный и конечный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нём происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни систем, служит точкой отсчёта, единицей измерения правовой материи. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных). [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  2. Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  3. Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определённой целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К материальным относятся например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Процессуальные составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Критериями деления права на отрасли и институты выступают:

  1. Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:

это жизненно важные для человека и его объединений отношения; это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обуславливают в определённой мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

  1. Метод правового регулирования есть совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как реагирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам:

  1. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчинённости одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права.
  2. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же своё реальное бытиё получает именно в чётких, формально-определённых актах – документах. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]


Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить:

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство) [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов РФ стоит Конституция РФ, далее идут законы, указ Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, локальные нормативные акты. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов РФ:

  1. федеративное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ и иные нормативные акты);
  2. законодательство субъектов РФ – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
  3. законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления). [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодёжи, женщин, ветеранов.


Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства – статья нормативного акта. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции[ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]. :

Общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления:

  1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и д.р. нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом всё больше расширяется сфера действия частного права. С другой стороны, наблюдается определённое ограничение публично-правового регулирования. В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объёма прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ].
  3. Интеграция в российское законодательство в определённых случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств – участников СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]