Файл: Правовые нормы: понятие, структура, классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тенденции развития структуры (системы права):

  1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам – институтам и отраслям. Всё более заметна тенденция к определённой унификации подобных блоков как равнозначных по объёму, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право). [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  2. Рост значения правового регулирования, что влечёт за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия её с другими нормативно-регулятивными системами общества. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с её довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определённых системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из ртественных потребностей общественного развития, обуславливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого её достижения. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Тенденции совершенствования законодательства:

  1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон « О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным законом. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффектно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]
  3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краёв, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты). [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Вывод: Источник права – это официальный документ, несущий в себе определённые правила поведения в целях регулирования общественного порядка. Основным источником права является нормативно-правовой акт, все остальные источники его дополняют. Принимают нормативно-правовой акт органы государственной власти. Все источники права в свою очередь устанавливают определённый правовой режим государства. И называется он системой права. Она основана на естественном праве человека и продолжается в виде прав и обязанностей, исходящих от государства и общества, закреплённых в нормативно-правовых документах (позитивное право). Также в виде частного права способствует удовлетворению потребностей и защите интересов человека, публичное право осуществляет охрану общих интересов государства. Система права неразрывно связана с системой законодательства. Система законодательства формируется следующим образом: издаётся правовая норма (правило поведения); закрепляется в официальных актах (нормативный акт); занимает своё место в системе права (трудовое право). Статья нормативного акта занимает главную позицию в системе законодательства. Встречаются такие статьи закона, в которых не присутствуют вместе гипотеза, диспозиция и санкция, их нужно выявить логическим путём. Система права и система законодательства развиваются в связи с социально-экономическими и политическими реформами в стране. В виду этих событий в стране развивается сфера действия частного права, у человека возникает больше прав, а у государства обязанностей. Идёт стимулирование развития субъектов РФ, местного самоуправления, наблюдается рост значения правового регулирования. Активизирован процесс пересмотра законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Формируются новые отрасли законодательства. Появляются новые виды законодательных актов.

Глава 3. Применение правовых норм

Понятие применения права и стадии его применения

Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство официальных компетентных органов.

Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определённых лиц. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].


Признаки применения норм права:

  1. Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют и, следовательно, применять нормы права не могут. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].
  2. Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.
  3. Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определённым жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление.
  4. Применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное, значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определённые препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрёл на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретённым домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд, которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома. [ Хропонюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропонюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. В частности, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд на основании норм уголовного права. [ Хропонюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропонюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий:


1) Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела.

2) Вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению.

3) Третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права. [ Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2007. – С. 496 ]

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигаются путём глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости. Фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. В частности, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты:

  1. Кто совершил преступление;
  2. Когда и где оно было совершено;
  3. Каким способом;
  4. Каковы мотивы совершения преступления.

Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган, прежде всего, решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму – значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) её текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная форма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того необходимо пользоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным правовым актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].


Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

  1. Действует ли норма в тот момент , когда на её основании нужно решить конкретное дело;
  2. Действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
  3. Распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

  1. Если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона;
  2. Если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;
  3. При противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
  4. В случае коллизии между общей и специальной нормами применяется специальная норма. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].

Завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговор суда, приказа должностного лица). Пред вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается – начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определённых этим актом. [ Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега Л, 2010. – С. 32 ].