Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы на примере ПАО «АЛВЗ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производство ликеро-водочных изделий относится к категории пищевых производств и занимает особое место (как в экономике государства, так и во внутренней политике) благодаря специфичности готового продукта. К факторам, которые выделяют эти производства из ряда пищевой промышленности, относятся:

  • высокая рентабельность производства при сравнительно низких требованиях к технологической оснащенности;
  • стабильность и прогнозируемость рынка сбыта;
  • высокая степень воздействия на потребителя изменений, связанных с качеством, объемом и ценой продукции.

На территории России действует порядка 40 крупных производителей ликеро-водочной продукции. Их количество непостоянно из-за ряда причин:

  • слияние, разделение или банкротство предприятий под действием конъюнктуры рынка и давления «серой» алкогольной продукции;
  • жесткие требования государственных органов в части финансовой (акцизы) и технологической (контроль объемов) дисциплины;
  • жесткая конкуренция между производителями.

В настоящее время, производственных мощностей достаточно для насыщения рынка, но спрос на продукцию за последние годы заметно снизился, что приводит к обострению конкуренции.

Основными барьерами для входа на рынок алкогольной продукции являются ограничения, устанавливаемые законодательством. В первую очередь, это лицензирование деятельности. Чтобы получить лицензию предприятие должно предоставить в лицензирующий орган пакет документов, уплатить государственную пошлину за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции в размере - 9 500 000 рублей, а также обладать специальным технологическим оборудованием.

Еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на рынок алкогольной продукции, является социальная политика, проводимая государством, включая:

  • ограничение доступности алкоголя для населения, в особенности крепких напитков: экономической, пространственной, во времени и по возрасту;
  • ценовое регулирование (т.е. повышение акцизов и минимальных цен на алкоголь);
  • сокращение числа торговых точек, реализующих алкогольные напитки населению и ряд других.

Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за последние три года, внутри алкогольной отрасли можно четко выделить несколько основных тенденций. Среди них стоит отметить масштабное подорожание алкогольной продукции, уменьшение количества производителей, снижение продаж легальной продукции и увеличение реализации контрафакта. Также следует отметить падение пивного рынка за счет повсеместного уменьшения точек продаж.


На сегодняшний день, анализ ситуации на рынке алкогольной продукции показывает большой рост продаж, в основном, нелегальной продукции. В частности, это вызвано повышением цен на спиртное известных торговых марок, а так же запретом на торговлю хмельными напитками в ночное время. Согласно исследованиям, объем розничного потребления алкоголя (на душу населения) остался примерно на уровне прошлых лет, но объем продаж алкогольных напитков известных брендов – упал. Отсюда следует вывод, что в значительном количестве стал продаваться алкогольный контрафакт, который привлекает потребителя своей ценой и доступностью в любое время суток.

Так же, по данным таможенной статистики, в 2017 году в РФ было импортировано около 13,5 млн. дал крепкого спиртного, а это на 1,2% меньше, чем в предыдущем году. В основном объем импортируемого крепкого алкоголя – это водка и виски.

Тем временем объемы производства водки в Российской Федерации снизились на 12,3%, составив 85,7 млн. дал. В целом по стране, производство снизили почти все лидеры рынка. Единственной компанией из пятерки лидеров, показавшей рост была «Татспиртпром». Она увеличила производство на 35,6% по сравнению с 2016 годом. А производство коньяка за 2017 год снизилось на 24% – до 7,4 млн. дал.

И как уже отмечалось выше, еще одной наметившейся на рынке тенденцией является сокращение числа мелких производителей.

2.2. Оценка положения ПАО «АЛВЗ» на рынке алкогольной продукции

ПАО «Астраханский ликеро-водочный завод» является единственным производителем алкогольной продукции на территории Астраханской области. Завод был основан в 1901 году, а в 1993 году преобразован в организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Производственная мощность завода составляет 702,0 тыс. дал ликероводочных изделий в год, из них водки – 625,84 тыс. дал в год.

Продукция завода рассчитана на потребителей от 18 лет со средним достатком. Сбыт продукции, приобретение сырья, материалов и оборудования осуществляется внутри страны. Экспорт и импорт товара отсутствует.

Географические рынки сбыта ПАО «АЛВЗ»: г. Астрахань, Астраханская область, Волгоградская область.

Основными поставщиками сырья и материалов являются: ООО «Александровский № 14», Пензенская обл., с. Грабово; ООО «БМ «Астраханьстекло» г.Астрахань; ООО «Технология и стиль» г. Москва; ООО «Волгокартон», Волгоградская обл. г. Дубовка.


АЛВЗ пользуется нулевым каналом распределения, распространяет свою продукцию через сеть собственных магазинов[5], это влияет на цену продукции. Также используется одноуровневый канал сбыта – завод поставляет свою продукцию в магазины города (магазины делают свою наценку), а также двухуровневый канал – продажи через оптовиков (значительно повышается цена на продукцию).

В 2016 году ПАО «Астраханский ликеро-водочный завод» выпущено более 30 наименований водок, бальзам, 4 настойки.

В 2017 году ПАО «Астраханский ликеро-водочный завод» участвовало в Областном конкурсе «За лучшие показатели качества» и было награждено Дипломом I степени, во Всероссийском конкурсе программы «100 лучших товаров России» и получило звание лауреата и золотой логотип с правом использования его в информационно – рекламных целях на бальзам «Астраханский», настойка сладкая «Рябиновая на коньяке», настойка горькая «Стрелецкая».

Объем производства в 2016 году составил 160,53 тыс. дал, увеличение по сравнению с предыдущим годом на 20%. Фактическое использование мощностей по производству алкогольной продукции за 2016 год составило 22,9%, в том числе водки 24,4%. Объем реализации составил 132,41 тыс. дал, что на 11,9% ниже показателей 2015 года.

Объем реализации продукции, товаров, услуг по видам деятельности:

- производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий) – 130 767 тыс. рублей;

- розничная торговля – 10 878 тыс. рублей;

- деятельность столовых при предприятиях и учреждениях – 136 тыс. рублей.

Основные производственно-сбытовые показатели представлены в таблице 2:

Таблица 2

Основные производственно-сбытовые показатели ПАО «АЛВЗ»

Наименование показателя

Ед.изм.

2016 год

2015 год

Темп роста,%

Производство спиртных напитков, всего

тыс.дал.

160,53

133,72

120,0

из них

Водка

тыс.дал.

152,95

121,46

125,9

ЛВИ до 25%

тыс.дал.

2,75

5,50

50,0

ЛВИ свыше 25%

тыс.дал.

4,83

6,76

71,4

Реализовано спиртных напитков, всего

тыс.дал.

132,41

150,37

88,1

из них

Водка

тыс.дал.

124,94

137,35

91,0

ЛВИ до 25%

тыс.дал.

3,00

5,59

53,7

ЛВИ свыше 25%

тыс.дал.

4,47

7,43

60,2


Основной причиной падения объемов реализации продукции и, как следствие, падение объемов производства завода, является отсутствие возможности установления конкурентоспособной цены на выпускаемые изделия. Установление Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка минимальных розничных цен на алкогольную продукцию, минимальных цен на спирт, изменение порядка уплаты авансовых платежей по акцизу, повлекшее необходимость получения дополнительных банковских гарантий, ежегодная индексация ставок акциза на алкогольную продукцию вызывают удорожание конечного продукта и делают выпускаемую заводом продукцию, как у добросовестного производителя, неконкурентоспособной по сравнению и с «теневым рынком», и с продукцией предприятий других регионов, имеющих поддержку, предусмотренную региональным законодательством при обложении акциза.

Следует отметить, что 2016 год не является показательным для ПАО «АЛВЗ», так как Общество способно быстро стабилизировать состояние дел и добиваться успехов в своей деятельности. Подтверждением этому является получение Обществом в условиях общероссийского спада производства алкогольной продукции прибыли от продаж в размере 6159 тыс. руб.

Чистая прибыль АЛВЗ в 2016 году составила 9 485 тыс. руб. Балансовая стоимость активов Общества в 2016 году увеличилась на 121 033 тыс. руб. и составила 526 941 тыс. руб.

Розничный товарооборот ПАО «Астраханский ликеро-водочный завод» составил 67,1 млн. рублей.

Рассмотрим сведения о производстве и отгрузке этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и определим долю ПАО «АЛВЗ» на рынке алкогольной продукции по России в целом, а также в Южном Федеральном округе (таблица 3 и 4)[6].

Таблица 3

Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта (в целом по Российской Федерации), в тыс.дал.

Вид алкогольной продукции

2014

2015

2016

2016 (АЛВЗ)

доля АЛВЗ, в %

Водка

86294,1

97765,7

85693,6

152,95

0,18

ЛВИ до 25%

3093,1

3699,1

3415,1

2,75

0,08

ЛВИ свыше 25%

4532,3

5218,1

5234,4

4,83

0,09

Итого

93919,5

106682,9

94343,1

160,53

0,17


Как видно из данных таблицы 3, доля ПАО «АЛВЗ» на российском рынке алкогольной продукции не значительна и по итогам 2016 года составляет менее 1%.

Таблица 4

Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта (по Южному Федеральному округу), в тыс.дал.

Вид алкогольной продукции

2014

2015

2016

2016 (АЛВЗ)

доля АЛВЗ, в %

Водка

1538,8

1121,9

694,8

152,95

22,01

ЛВИ до 25%

90,5

57,1

18,6

2,75

14,78

ЛВИ свыше 25%

171,7

165,5

97,9

4,83

4,93

Итого

1801

1344,5

811,3

160,53

19,79

Согласно данным таблицы 4 в Южном Федеральном округе доля ПАО «АЛВЗ» составляет около 20% рынка.

Ежегодная индексация ставок акциза на алкогольную продукцию и установление минимальных отпускных цен на алкогольную продукцию влечет за собой ежегодное удорожание конечного продукта. Так, стоимость одной бутылки водки с 2012 по 2016 год увеличилась в три раза, при этом уровень доходов населения не изменился, соответственно, такой рост цен делает алкогольную продукцию у добросовестного производителя неконкурентоспособной по сравнению с «теневым рынком» в условиях низкой платежеспособности населения и, как следствие, приводит к снижению покупок в легальной и нелегальной рознице и, конечно, к повышению продаж на рынке суррогатов. В условиях общероссийского падения производства алкогольной продукции объем производства Общества в 2016 году составил 160,53 тыс. дал, из них производство водки составило 152,95 тыс. дал с увеличением к уровню 2015г. на 20%.

В качестве основных факторов, повлиявших как на состоянии отрасли в целом, так и на деятельность Общества в 2016 году, можно указать:

1. Оборот алкогольной продукции по ценам ниже реальной экономически обоснованной минимальной цены на легальную водку;

2. Оборот нелегальной и контрафактной алкогольной продукции;

3. Жесткое ограничение места распития спиртных напитков, временного интервала, в который можно продавать алкоголь (с 10.00 до 22.00);

4. Урезанные возможности компаний размещать рекламу алкогольной продукции;