Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы на примере ПАО «АЛВЗ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Основой рыночных отношений является конкуренция. Конкуренция – это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция – это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция представляет собой механизм, который решает все экономические проблемы общества. Поэтому данная тема является весьма актуальной на сегодняшний день.

Целью курсовой работы является глубокое изучение и систематизация знаний о рыночной власти, причинах ее возникновения, способах измерения и последствиях. При написании работы необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность рыночной власти и рассмотреть основные ее признаки и условия возникновения;

- рассмотреть основные типы рыночных структур;

- изучить способы измерения рыночной власти;

- рассмотреть проблемы выявления и измерения рыночной власти на конкретном предприятии;

- проанализировать показатели рыночной власти и дать оценку ее последствий для выбранного предприятия.

При написании работы использовалась научная литература по дисциплине «Микроэкономика», аналитической базой послужили статистические данные Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, а также финансовая и бухгалтерская отчетность ПАО «Астраханский ликеро-водочный завод» за 2014-2016 гг.

ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ


1.1. Сущность рыночной власти

Структура рынка имеет множество граней, что отражается в ее различных показателях. Для определения рыночной структуры (уровня монопольной власти, свободы входа фирмы в отрасль, ее способности влиять на цену) важно определить значение концентрации продавцов на рынке. При высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти – способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.

Рассмотрение двух крайних типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии – позволяет подойти к определению рыночной власти.

Рассмотрим различные трактовки определения рыночной власти как экономической категории.

Рыночная власть – это возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж[1]. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти.

Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством его цены или объема выпуска.

Рыночная власть – степень контроля, которую фирма или группа фирм имеет над ценой и производственными решениями в определенной области. В случае монополии фирма имеет высокую степень рыночной силы; фирмы в совершенных конкурентных отраслях не имеют рыночной силы.

Понятие актанта (активной фирмы) в экономическую теорию ввел в середине XX в. Ф. Перру. Он понимал под актантом активного экономического агента, способного модифицировать окружающую экономическую среду и приспосабливать к своим целям поведение других единиц.

Экономическая власть фирмы делится на экономическую власть по отношению к конкурентам и по отношению к потребителям. Соответственно есть и различные меры частного экономического принуждения - фирмы действуют на своих соперников методом принуждения, чтобы отобрать у них часть спроса. С другой стороны, имеет место принуждение по отношению к потребителям (например, фирма выбирает связанные между собой типы товаров, вовлекающих потребителей в целую сеть последующих покупок). Таким образом, фирма в состоянии изменить характер спроса на рынке, и при этом ее конкуренты могут быть полностью независимы. Эти идеи об активной и пассивной фирмах получили продолжение в экономике отраслевых рынков (Industrial Organization), в части, рассматривающей рыночную власть фирм и стратегическое поведение фирмы на рынке.


В любой момент времени фирмы могут преследовать одну или более целей при нескольких ограничениях. Пассивное поведение состоит в стремлении максимизировать достижение цели в рамках данных ограничений, таких как существующие издержки производства в коротком и в длительном периодах, структура рынка, форма и положение кривой спроса. Фирма пытается максимизировать прибыль, пассивно принимая ограничения по затратам и спросу. Полностью пассивная политика включает в себя принятие таких последствий, как стабилизация или снижение прибыли и даже выход из отрасли.

В противоположность этому, активное поведение подразумевает стремление модифицировать и (или) раздвигать ограничения во времени, таким образом обеспечивая кратчайший путь к достижению поставленных целей. Реклама, исследования и разработки, диверсификация продукта, сговор, поглощение и слияние - все это формы активного поведения, которые могут быть использованы для смягчения или снятия ограничений.

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония.

Монополия – рынок одного продавца. Монопсония - рынок одного покупателя. Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области экономики. В этих условиях производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии рыночной власти. В условиях монополии:

одна фирма-производитель;

фирма диктует цену на рынке;

происходит выпуск уникальных товаров;

высокие барьеры, препятствующие вхождению других фирм;

конфиденциальность информации.

Рыночная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:

естественные монополии - это предприятия, которые эксплуатируют в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжение, линии связи и транспортные фирмы);

интегрированные структуры (горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные) - образуются в результате объединения малых и средних предприятий в крупные;

государственные монополии - возникают вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).


В случае возникновения монополии со стороны одного потребителя говорят о наличии монопсонии. Монопсония предполагает одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

Монопсонная власть определяется величиной, на которую предельная оценка превышает цену товара. Величина рыночной власти (монопольной и монопсонной) является предметом научного анализа.

Рыночная власть одной фирмы (чистая монополия) зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает компания.

Рыночная власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия компаний. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Рыночная власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонной властью он обладает.

Рыночная власть нескольких покупателей зависит не только от эластичности предложения, но и от их конкуренции за предложение.

Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов - использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т.е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.

Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью - захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.

1.2. Источники рыночной власти

Основными источниками и причинами рыночной власти выступают:

1. Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом.


Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.

2. Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.

3. Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс». Монополистическая власть, полученная благодаря патентам, может усиливаться, так как прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений.

4. Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. В данном случае институт собственности используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль потенциального конкурента, и служащими источниками и причинами рыночной власти, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и, наконец, недобросовестная конкуренция.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами (олигополия), либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию (монополистическая конкуренция).