Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы на примере ПАО «АЛВЗ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Снижение объемов потребления водки и ликероводочных изделий за счет увеличения доли в общем объеме потребления другой алкогольной продукции.

Финансовое положение ПАО «АЛВЗ», степень исполнения им финансовых обязательств, результат анализа сроков погашения дебиторской задолженности, сохранение доходности, история деловых отношений с контрагентами, отсутствие претензий со стороны налоговых органов позволяют сделать вывод об устойчивом положении предприятия на отраслевом рынке.

2.3. Анализ показателей рыночной власти и оценка ее последствий для ПАО «АЛВЗ»

В настоящий момент рассчитать показатели рыночной власти для выбранного предприятия не предоставляется возможным, в виду сложности расчетов и недостаточности информации. К примеру, для расчета нормы прибыли предприятия (коэффициента Бейна) необходимы следующие показатели:

  • бухгалтерская прибыль;
  • нормальная прибыль;
  • собственный капитал.

Размер собственного капитала ПАО «АЛВЗ» на конец 2016 года составлял 326 290 тыс.руб., бухгалтерская прибыль – 9 485 руб. Однако для того, чтобы определить нормальную прибыль необходимо знать степень рискованности капиталовложений, учитывать расходы на нематериальные активы (реклама, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки) и т.д.

Тем не менее, для определения последствий рыночной власти на исследуемом рынке для конкретного предприятия, можно использовать альтернативный подход и рассмотреть степень концентрации рынка.

Вопрос о взаимосвязи концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в рамках анализа.

В таблице 5 представлены данные о ведущих производителях алкогольной продукции по итогам 2016 года.

Таблица 5

Сведения о ведущих российских производителях алкогольной продукции по итогам 2016 года

№ п/п

Наименование предприятия

Годовой объем производства, млн.дал

Доля рынка, в %

1

ООО «Омсквинпром»

7,6

8,06

2

ЗАО «ЛВЗ «Топаз»

7,55

8,00

3

ПАО «Московский завод «Кристалл»

7,52

7,97

4

ПАО «Татспиртпром»

6,9

7,31

5

ЗАО «Сибирский ликероводочный завод»

5,1

5,41

6

ПАО «Башспирт»

4,65

4,93

7

ООО «Традиции качества»

4,2

4,45

8

ПАО «Мариинский ликероводочный завод»

3,7

3,92

Остальные

47,12

49,95

в т.ч. ПАО «АЛВЗ»

0,16

0,17


На рисунке более наглядно представлены рыночные доли ведущих производителей крепких алкогольных напитков (водка, ликероводочная продукция).

Рисунок.1. Рыночные доли ведущих российских производителей алкогольной продукции

Как видно из рисунка 1, на долю восьми этих крупнейших предприятий приходится более 50% российского рынка крепкого алкоголя.

По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, на конец 2016 года в России функционировало 42 лицензированных ликеро-водочных завода.

Рассчитаем показатели концентрации фирм на рынке и сведем их в таблицу 6.

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что по характеру распределения конкурирующих фирм российский рынок алкогольной продукции представляет собой слабую олигополию. Слабая олигополия представляет собой область от умеренной концентрации до чистой конкуренции, т.е. она достаточно объемна и условна. Каждая фирма имеет слабую степень монополии; кривые спроса фирм имеют слабый отрицательный наклон и ни одна из фирм не имеет рыночной доли, превышающей 10%.

Таблица 6

Показатели концентрации рынка

Предприятие

Доля рынка

Индекс концентрации

1

ООО «Омсквинпром»

8,06

0,08

2

ЗАО «ЛВЗ «Топаз»

8,00

0,16

3

ПАО «Московский завод «Кристалл»

7,97

0,24

4

ПАО «Татспиртпром»

7,31

0,31

5

ЗАО «Сибирский ликероводочный завод»

5,41

0,37

6

ПАО «Башспирт»

4,93

0,42

7

ООО «Традиции качества»

4,45

0,46

8

ПАО «Мариинский ликероводочный завод»

3,92

0,50

42

…………………………………………

………

1,00

В нашем случае 4 ведущие фирмы контролируют более 30% рынка. Доля рынка доминирующей фирмы составляет 8,1% (менее 10%). Учитывая незначительную долю ПАО «АЛВЗ» на российском рынке алкогольной продукции, можно сказать, что предприятие абсолютно не обладает рыночной властью и не может воздействовать на рыночную цену.


В этой связи в целях сохранения и усиления позиций на рынке алкогольной продукции ПАО «АЛВЗ» необходимо реализовать следующие мероприятия:

- увеличение объема реализации алкогольной продукции за счет установления более низкой конкурентоспособной цены;

- обеспечение стабильно высокого качества продукции собственного производства;

- оптимизация ассортиментного портфеля, за счет создания и продвижения новых продуктов, ориентированных на перспективные сегменты рынка;

- совершенствование технологических процессов производства - модернизация и реконструкция основных фондов;

- оптимизация издержек;

- ведение привлекательной ценовой политики;

- работа по получению дополнительной прибыли;

- повышение квалификации специалистов;

- повышение уровня лояльности, осведомленности о товарной марке ПАО «АЛВЗ», ориентация покупателя на продукцию предприятия, в том числе на предлагаемые новинки, создание положительного восприятия предприятия потребителями, собственным персоналом, акционерами и широкой общественностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель политики рыночной монополии – усиление монопольной власти объединённых предпринимателей, достижение большего господства на рынке, создание благоприятных условий для деятельности своих предприятий, а также извлечение максимальной прибыли.

Роль монополий в экономике роль весьма многогранна. Они выполняют экономические, политические и социальные функции, т.е. влияют на все фазы воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление), на потребителей и предпринимателей, на технический прогресс, положение рабочего класса, на экономическую и социальную политику государства.

Но всё же важнейшими функциями монополии являются регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и услугами. Как правило, любая фирма регулирует свою деятельность, собственный стиль поведения как субъекта рынка. Она концентрирует условия труда и рабочую силу для увеличения прибыли, а также создаёт новую производительную силу (совершенное оборудование, высококачественное сырьё и материалы, квалифицированную рабочую силу, новую организацию общественного труда).

Таким образом, можно выделить следующие положительные стороны рыночной (монопольной) власти:

Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создаёт более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки.


Во-вторых, рыночная власть ведёт к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя.

В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

И наконец, продукция доминирующих компаний, как правило, отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке.

Проведенный анализ показал, что российский рынок алкогольной продукции представляет собой слабую олигополию: рынок достаточно насыщен, при этом более 50% рынка контролируется 8 ведущими производителями, доля доминирующей фирмы не превышает 10%, барьеры входа на рынок довольно жесткие (госпошлина за предоставление лицензии – 9,5 млн.руб., наличие специального высокотехнологичного оборудования и т.д.).

Проведенный анализ деятельности ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод» позволяет сделать вывод об устойчивом положении предприятия на отраслевом рынке, однако доля рынка исследуемого предприятия незначительна (менее 1%), что свидетельствует об отсутствии у предприятия рыночной власти и, следовательно, возможности влиять на рыночную цену.

В целях сохранения и усиления позиций на рынке алкогольной продукции ПАО «АЛВЗ» было предложено реализовать мероприятия по увеличению объема реализации алкогольной продукции за счет установления более низкой конкурентоспособной цены, обеспечению стабильно высокого качества продукции собственного производства, оптимизации ассортиментного портфеля и ряд других мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
  2. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2012 г. № 154 « О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».
  3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2013. – 423 с.
  4. Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. 2-е изд., испр. – СПб., Экономическая школа, 2012. – 738 с.
  5. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2012. — 416с.
  6. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехнического университета, 2012. – 340 с.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Изд-во «Норма», 2013. – 576 с.
  8. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие/ Н. М. Розанова; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. – М.: Юрайт, 2013. – 906 с.
  9. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012
  10. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2012. – 374 с.
  11. Экономическая теория. Микроэкономика–1, 2: Учебник/под ред. Г.П. Журавлёвой Дашков и К, 2015 г. – 934 с.
  12. Жук А.А., Кизилова Е.А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, выводы, предложения /Вопросы регулирования экономики. – 2016. - № 3. – С. 35-38.
  13. Иванов А.Н. Российский алкогольный рынок: состояние и тенденции разбития /Вопросы экономики. – 2015. - № 3. ч.3 – С. 16-28.
  14. Статистический сборник Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка «Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2014-2016 годах». – М.,2017.
  15. Статистическая информация Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.fsrar.ru/statisticheskaja_informacija.
  16. Добров Д. 2017-й – год антирекордов на алкогольном рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Действующая торговая сеть магазинов

ПАО «Астраханский ликеро-водочный завод»

на 01.01.2017 г.

№ п/п

№ магазина

Индекс

Адрес

Советский район

1

№ 1

414000

г. Астрахань, ул.Ахшарумова, 92

2

№ 10

414024

г.Астрахань, ул. Боевая, 54

3

№ 13

414018

г.Астрахань, ул. Александрова, 6

4

№ 16

414019

г.Астрахань, ул. 9-ый переулок, д.14/16/18

5

№ 32

414022

г.Астрахань, ул. Н.Островского, 160 корп. 2

Кировский район

6

№ 14

414000

г.Астрахань, ул. Свердлова, 115 Д

7

№ 20

414000

г.Астрахань, ул. Ленина,20/Бабушкина,17/Кирова,29

8

№ 34

414041

г.Астрахань, ул. Сун Ятсена, 66

Трусовский район

9

№ 11

414047

г.Астрахань, ул.Гагарина, 105

10

№ 25

414006

г.Астрахань, ул. Аристова/К.Маркса, 13/19

11

№ 28

414038

г.Астрахань, ул. Хибинская, 45"Д"

12

№ 38

414047

г.Астрахань, пос. Трусово, ул.Школьная, д.13А

Ленинский район

1

№ 17

414009

г.Астрахань, ул.2-я Соликамская/Лемисова, 28/68А

2

№ 23

414032

г.Астрахань, ул. Бабаевского, 110

Красноярский район

1

Верхний Бузан

416164

АО, с.Верхний Бузан, пл.Октября, 23

2

Красный Яр3

416150

АО, с. Красный Яр, ул. Ворошилова,д.14

3

Забузан

416167

АО, с. Забузан, ул. Нариманова, д.2А

Приволжский район

1

Водяновка

416455

АО, с.Водяновка, ул.Коммунистическая, 1

2

Евпраксино

416455

АО, с.Евпраксино, ул.Ленина, 34

3

Осыпной Бугор

416471

АО. С.Осыпной Бугор, ул.Астраханская, 47

4

Три Протока

416114

АО, с.Три Протока, ул. Ленина, д.7А

5

Фунтово - 1

416472

АО, с.Фунтово-1, ул. Туркменбаши, д.41

Енотаевский район

1

Енотаевка

416200

АО, с. Енотаевка, ул. Чернышевского, 52