Файл: Сетевая форма организации бизнеса. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1. Сетевой принцип организации бизнеса в современной экономике
1.2. Характерные признаки сетевой организации. Достоинства и недостатки
Глава 2. Анализ развития сетевых структур в России
2.1. Кластерно-сетевые структуры как основа инновационного развития национальной экономики
2.2. Сравнительный анализ кластерно-сетевых моделей в России
1.2. Характерные признаки сетевой организации. Достоинства и недостатки
Характерные признаки сетевой организации: непостоянный характер функционирования элементов; осуществление связей и управленческих действий на базе интегрированных и локальных систем и телекоммуникаций; взаимоотношения со стейкхолдерами; образование временных альянсов в смежных областях деятельности; частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях[21]. Сравнение характеристик бюрократической и сетевой структур организации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики бюрократической и сетевой структур
организации[22]
Ключевые факторы |
Бюрократическая структура |
Сетевая структура |
Нормативная база |
Служебные взаимоотношения |
Обеспечивает гибкость и |
Средства связи |
Стандартные |
Глобальные |
Модель решения конфликтов |
Административные приказы |
Нормы взаимности |
Степени гибкости |
Низкая |
Высокая |
Атмосфера, или климат |
Формальная, бюрократическая |
Открытая, взаимовыгодная |
Обязательства сторон |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Преференция, или Выбор |
Подчиненность |
Взаимозависимость, сотрудничество |
Изменяющийся с большой скоростью рынок товаров и услуг создает условия, толкающие фирмы на изменения механизма функционирования с традиционного на сетевой. Предполагается, что обмен информацией между участниками компании выступает в качестве основы доверия и координации.
Наиболее популярная классификация сетевых структур предложена Р. Майлзом и Ч. Сноу. Они выделили три разновидности: внутреннюю, стабильную и динамическую.
Внутренняя сеть предполагает, что основные работы выполняются внутри фирмы без активного привлечения сторонних организаций, при этом между подразделениями устанавливаются элементы рыночных отношений. Это стимулирует их к повышению эффективности работы[23]. Один из примеров – производство компонентов автомобилей в компании «General Motors» [24].
Стабильная сеть применяет структурные принципы и операционную логику функциональной формы. Ее особенность – частичный заказ товаров и услуг у сторонних компаний для внесения гибкости в стоимостную цепочку. Для такого типа сети активы организации принадлежат нескольким фирмам, имеющим разные виды деятельности. Примеры – автомобильные компании «Chrysler», «Toyota», «BMW» [25].
Динамические сети стараются адаптироваться к сложившейся бизнес-среде, сосредотачивая самостоятельно работающие отделения на смежных рынках[26]. Они наиболее распространены в быстро изменяющихся сферах услуг таких как: производство модной одежды, киноиндустрия, выпуск видеоигр[27]. Внутренние и стабильные сети наиболее эффективны в зрелых отраслях, требующих больших инвестиций.
Сетевая организация имеет ряд достоинств и недостатков.
К достоинствам следует отнести:
- элитарный принцип формирования компетенций;
- исключение дублирования компетенций рабочей силы и
- производственных мощностей;
- не обремененность политическими организационными единицами[28].
К недостаткам причисляют:
- отсутствие регулирующей функции структуры организации;
- сложность обеспечения равной информацией всех участников сети в
- условиях ее асимметрии;
- чрезмерная зависимость от кадрового состава;
- излишнее усложнение отношений, вытекающее из разнородности
- участников;
- высока зависимость, как от рынка, так и от ресурсов.
Особенности сетевых организаций в России обусловлены тем, что длительное время отечественная экономика развивалась как плановая.
Первая особенность, состоит в том, что предпосылки для формирования и развития существенным образом отличались от ситуации в США и ряде европейских стран. Подавляющее большинство взаимодействий между предприятиями в условиях плановой экономической системы советского периода детерминировано государственным административным механизмом управления. В результате основное развитие получили сети «плановые отраслевые сети», координация которых осуществляется соответствующими отраслевыми министерствами и комитетами[29].
Вторая особенность – сосуществование в российской экономике двух противоположных категорий межфирменных сетей: «сетей выживания» и «предпринимательских сетей». Это обуславливается с одной стороны тем, что отдельные крупные предприятия, созданные еще в период плановой экономики, продолжают реализовывать самые простые формы маркетинга взаимоотношений, формируя «сети выживания». Причем структура таких сетей, как правило, не изменялась с времен их формирования. Примером служит Новосибирский завод ПАО НЗХК[30].
С другой стороны, в ряде отраслей экономики некоторые компании с целью упрочения своих рыночных позиций и получения прибыли стали формировать «предпринимательские сети», состоящие из фирм, стремящихся успешно конкурировать в новых рыночных условиях, развивая наиболее прибыльные виды деятельности[31].
В качестве третьей особенности развития маркетинговых взаимоотношений и межфирменных связей в России необходимо отметить направление, в котором развиваются уровни управления взаимодействием организации с партнерами[32].
Четвертая особенность, характерная для отечественной экономики, связана с отраслевой спецификой развития межфирменных отношений и взаимодействия стейкхолдеров. Так, в целом ряде отраслей поставщики находятся в исключительном положении и обладают очень сильными рыночными позициями, поскольку рынок сырья для этих отраслей имеет преобладающее значение[33]. В результате степень зависимости бюрократических фирм от поставщиков очень высока, и они с целью обеспечения гарантированных поставок сырья, материалов и комплектующих вынуждены уделять основное внимание своим взаимоотношениям с поставщиками[34].
Востребованность сетевых структур обуславливается компетентностью и эффективностью организационной модели. Таким образом, происходит активное замещение бюрократической системы, свойственной для классической экономики, на сетевую, во всех существующих отраслях[35].
Выводы
Сеть – это способ организации взаимодействий по вертикали и горизонтали между субъектами, которые самостоятельны в правовом, но зависимы в экономическом отношении. Сеть представляет собой способ интеграции, объединения субъектов экономической деятельности посредством вертикальных и горизонтальных кооперационных соглашений, контрактов, а также как способ координации деятельности и привлечения новых участников сети. Сеть представляет собой институт, которые определяет правила взаимодействия и интеграции субъектов экономической деятельности, разделяющих близкую систему ценностей.
Ключевыми принципами сетевых отношений является гарантия взаимных преимуществ и взаимное доверие субъектов экономической деятельности.
Сетевая организация имеет ряд достоинств и недостатков.
К достоинствам следует отнести: элитарный принцип формирования компетенций; исключение дублирования компетенций рабочей силы и производственных мощностей; не обремененность политическими организационными единицами.
К недостаткам причисляют: отсутствие регулирующей функции структуры организации; сложность обеспечения равной информацией всех участников сети в условиях ее асимметрии; чрезмерная зависимость от кадрового состава; излишнее усложнение отношений, вытекающее из разнородности участников; высока зависимость, как от рынка, так и от ресурсов.
Глава 2. Анализ развития сетевых структур в России
2.1. Кластерно-сетевые структуры как основа инновационного развития национальной экономики
Переход отечественной экономики на инновационный путь развития является исключительно актуальной проблемой как для науки, так и для органов власти и управления различных уровней. Очевидно, что в стране с федеративным государственным устройством инновационное развитие немыслимо без инновационного развития территорий. В свою очередь инновационное развитие территорий невозможно без межрегиональной интеграции, обеспечивающей свободное перемещение производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов. Между тем, формирование полноценной межрегиональной интеграции в Российской Федерации осложняется существенными расстояниями между отдельными территориями и недостаточной развитостью транспортных коммуникаций[36].
Все это обуславливает весомые межрегиональные различия в производственном, научно-техническом и природно-ресурсном потенциалах. Кроме того, значительная часть сформировавшихся производственно-торговых связей как внутри страны, так и между бывшими республиками СССР были нарушены в результате перехода к рыночной модели экономики в 90-х гг.
Вследствие этого, на данном этапе развития Российская экономика характеризуется сильной межрегиональной неоднородностью и неравномерностью пространственного развития, как социально-экономического, так и инновационного. Данный вывод подтверждается обширными эмпирическими данными, полученными как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, согласно результатам исследований, полученных учеными National Bureau of Economic Research, разница между уровнем ВРП на душу населения в самом богатом и самом бедном регионе в России составляет порядка 25 раз.
Межрегиональная дифференциация приводит к определенным отрицательным экстерналиям. Между тем, искусственное сглаживание федеральными органами власти уровней подушевых доходов субъектов с помощью перераспределения ресурсов и передачи их в виде межбюджетных трансфертов может привести к снижению темпов экономического роста страны в целом[37].
Таким образом, экстерналии от межрегиональной дифференциации должны быть положительными. И это возможно при условии доминирования эффектов межрегиональной кооперации над эффектами межрегиональной конкуренции, что позволит значительно расширить пространственные границы экономической активности одних регионов за счет других. В этом случае межрегиональная дифференциация может стать не только ресурсом повышения уровня благосостояния отдельных регионов, но и катализатором инновационного развития всей национальной экономики.
Опыт развитых стран, – международных эпицентров создания и развития инноваций, свидетельствует о том, что основой продуктивного межрегионального взаимодействия являются кластерно-сетевые структуры.
При этом, под кластерами понимается группа географически соседствующих компаний и связанных с ними организаций (например, университетов, патентных бюро, бизнес-инкубаторов, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу и взаимодополняющих друг друга, а под межрегиональным взаимодействием – система экономических отношений между субъектами региональных инновационных систем в рамках определенных территориальных кластеров.
Следует отметить, что в отечественной экономике на данном этапе развития уделяется значительное внимание вопросам кластеризации как в теоретическом, так и в практическом плане. В июне 2012 г. Председателем Правительства РФ утвержден перечень 25 территориальных инновационных кластеров[38]. С этими пилотными системными образованиями связаны значительные надежды на активизацию национальной инновационной системы страны.
Исследователи отмечают ряд проблем, оказывающих негативное влияние на функционирование и развитие кластеров в отечественной экономике: доминирование государственной инициативы над частной, преобладание вертикальных иерархических связей между участниками кластерно-сетевых систем, внутренняя конкуренция среди участников кластера, преобладание в кластерных структурах компаний с государственным участием. Между тем, как показывает многолетний мировой опыт успешного стимулирования инновационного развития в рамках кластерных сетей, эффективная межрегиональная кооперация участников кластеров способна существенно снизить издержки торговли и взаимодействия. Таким образом, территориальные кластеры смогут стать локомотивами роста национальной экономики, лишь являясь эффективным инструментом взаимодействия участников региональных инновационных систем.