Файл: Сетевая форма организации бизнеса. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Сравнительный анализ кластерно-сетевых моделей в России

В России согласно проекту, подготовленному НИУ ВШЭ совместно с Минэкономразвития, «Методические материалы по созданию промышленного кластера» кластеры четко разделяются на инновационные и промышленные[39].

По оценкам Ассоциации кластеров и технопарков в России насчитывается более 400 территориальных кластеров, из них более половины относят себя к категории промышленных кластеров[40].

Инновационный территориальный кластер (далее – ИТК) представляет собой «совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), характеризующуюся наличием: научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера в одной или нескольких отраслях; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации»[41].

Промышленный кластер (далее – ПК) – это «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или на территориях нескольких субъектов РФ»[42].

Отметим, что ученые единодушны в мнении о важности взаимодействия экономических субъектов для успешного развития как инновационных, так и промышленных кластеров в регионе[43]. Вместе с тем из определения очевидно различие указанных типов кластеров: в ИТК основой, объединяющей участников кластера, является научно-производственная цепочка, в то время как в промышленном кластере связующим элементом выступают отношения в указанной сфере – промышленности. Таким образом, деятельность ИТК направлена на развитие инфраструктуры, в то время как ПК – на развитие предприятия – участника кластера.

Еще одно отличие инновационно-территориальных кластеров от промышленных – в особенностях субсидирования. В случае с ИТК субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены территориальные кластеры[44]. С промышленными кластерами дело обстоит иначе: субсидии из федерального бюджета выделяются напрямую предприятию на основании соглашения с Минпромторгом России[45]. Однако по замечанию замдиректора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Дениса Цуканова, «…несмотря на различия в определении и механизмах поддержки промышленных и инновационных территориальных кластеров (ИТК), подходы Минпромторга и Минэкономразвития к реализации кластерной политики дополняют друг друга»[46].


Различие прослеживается также в определении участников кластера. Так, участниками ИТК могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые заинтересованы в совместном решении задач кластера, участниками же промышленного кластера могут быть только промышленные предприятия.

В декабре 2014 г. Государственной думой был принят закон «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором предполагается, что создание и развитие современной промышленной инфраструктуры обеспечит переход экономики России к инновационному типу развития[47]. А в январе 2016 г. Правительство РФ подписало постановление об установлении требований к промышленным кластерам с целью стимулирования их деятельности[48]. Несомненно, последние события всё больше подтверждают нарастающую заинтересованность в поддержке именно промышленных кластеров. Инновационные кластеры со временем отходят на второй план. Всё это может показаться «заметанием следов неудавшегося эксперимента» и быстрой заменой другим вариантом. Однако вряд ли можно сказать о провале операции создания, функционирования и поддержки инновационно-территориальных кластеров. Данная программа, несомненно, подзарядила российскую экономику и стала новым толчком развития для нее. Факт того, что в поле зрения государства на данный момент находятся промышленные кластеры, говорит скорее о планомерной государственной стратегии в процессе реализации кластерной политики, нежели о провале ИТК.

Подтверждением этому может служить упоминание в распоряжении Правительства от 2008 г. об образовании в дальнейшем территориально-производственных кластеров[49], а также четырехстороннее соглашение, заключенное в 2011 г. между Минэкономразвития России, ГК «Внешэкономбанк», «Деловой Россией» и Агентством стратегических инициатив. Данное соглашение предполагало в перспективе поддержку территориально-промышленных кластеров[50].

И действительно, в последние несколько лет создание, развитие и поддержка ТПК является приоритетной задачей государственной политики.

На данный момент созданы все условия для запуска работы промышленных кластеров. Утверждена вся наиболее важная для их работы законодательная база. Нормативно-правовую основу составляют Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» и Постановление Правительства Российской Федерации № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат…».


В настоящее время Минпромторгом России создан реестр промышленных кластеров, который активно пополняется. Все текущие ТПК изображены в Приложении 1.

В ближайшее время к списку ТПК планируют присоединиться Республика Коми и Пермский край. Несомненно, количество желающих довольно велико, однако, по данным Российской кластерной обсерватории, порядка 80 % заявок отклоняется только из-за некомплектности документов, что еще раз подтверждает довольно сложную и трудоемкую процедуру рассмотрения заявок.

Выводы

Создание большинства промышленных кластеров в той или иной степени связано с инновационными технологиями. Это является важным условием для получения государственной поддержки. Каждый промышленный кластер должен быть обеспечен необходимой технологической инфраструктурой, а именно комплексом специализированных сооружений, строений и зданий, в том числе оборудованием для создания лабораторий, технологическим инкубатором.

Условия производства в рамках кластера создаются за счет специально подобранного сочетания человеческих и природных ресурсов, ресурсов капитала, административной, физической и научно-технологической инфраструктуры. Эти факторы выступают основой специализации кластера и качества его конечной продукции.

Связанные и вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии производства комплектующих и технологического оборудования, что делает предприятия кластера более конкурентоспособными.

Несомненно, кластерная политика является ключевой в становлении России на инновационный путь развития. Сейчас всё внимание направлено на промышленные кластеры. Однако для достижения поставленных целей России необходим комплексный подход к поддержке и инновационных, и промышленных кластеров.

Глава 3. Пути развития сетевых структур в России

Эффективное развитие регионов, та задача на наш взгляд, которая должна быть быстро разрешена в России. В России за последние десятилетия сделаны существенные системные попытки активизировать инвестиционную деятельность в регионах. Так Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Высшей школой экономики подготовило и внедрило методику повышения инвестиционной привлекательности в регионах. В каждом субъекте федерации были созданы экспертные советы из представителей бизнес-ассоциаций, регионального научного сообщества и активных бизнесменов, заинтересованных в развитии региона. Они по 15-ти ключевым вопросам проводят экспертизу деятельности региональной исполнительной власти. Данные оценки экспертных советов, опросы реального бизнеса и статистические данные берутся за основу рейтинга регионов, который озвучивается Агентством стратегических инициатив (АСИ) на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме. Практики лучших регионов популяризируются и служат методической основой для отстающих.


Однако последнее время ряд региональных правительств вместо концентрации внимания на вопросах совершенствования инвестиционного климата активно занимаются подбором регионального экспертного совета с целью упрощения достижения положительного голосования его членами под лозунгом «если вы проголосуете против наличия в регионе благоприятной инвестиционной среды – вы нанесете ущерб региону, и к нам не придут инвесторы». Такой подход снижает эффективность по созданию благоприятной среды для инвесторов в регионе. Видимо, методика АСИ требует существенной корректировки. Это поднимает вопрос о разработке методики эффективного развития региона. В данном случае маркетинг территорий может дать ответ на ряд основополагающих вопросов при разработке стратегии региона.

Создание благоприятной инвестиционной среды региона – это нечто иное, как минимизация инвестиционных затрат для организации производственного процесса. На первом этапе вам достаточно статистики регионального продукта. В регионах, таких как Рязань, отраслей, формирующих существенную часть (более 15%) регионального продукта, будет не более 3-4 (таблица 1).

Таблица 1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности Рязанской области (млн руб.)[51]

2014

2015

2016

Процент от
общего числа

Обрабатывающие производства

173 418,70

191 486.10

200 669.30

в том числе

производство кокса и нефтепродуктов

36 400,50

40 027.80

40 801.80

20,33%

производство пищевых продуктов, включая напитки и табака

28 155,80

33 792,10

35 823.50

17,85%

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

25 207,80

26 791.50

28 974.50

14.44%

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

12 019.70

14 310.20

15 308.70

7.63%

производство машин и оборудования

9 033,80

8 650.60

8 021.80

4,00%

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

28 159.90

33 838.90

40 098.70

19.98%


Конечно, существуют и такие регионы, где одна отрасль формирует более 50% дохода региона, например, Тюмень. Но есть и такие развитые регионы, где 50% составляют более 10 отраслей, например, Москва. Конечно, у таких регионов стоят свои задачи, и они реализуют свои стратегии. Если вернуться к обыкновенным регионам, а таких в России большинство, то мы увидим несколько отраслей, создающих основу доходной части региона. В Рязани их три: химическая (нефтеперерабатывающая) промышленность, радиоэлектроника (включая оптику) и сельское хозяйство. Этим отраслям требуется более тонкий анализ. Региональная экономика, так или иначе, связана с социальными процессами в обществе. Стало быть, вопросы занятости в регионе занимают не последнее место. Анализ показывает, что химическая промышленность существенно отстает от остальных по количеству населения, занятого в данной отрасли (таблица 2). Это вполне объяснимо высокой автоматизацией технологических процессов. Сельскохозяйственная отрасль имеет множество внешних специфических факторов. Как то: климат, виды почвы, наличие естественной влаги таким образом, основное внимание в рязанском регионе может концентрироваться только на радиоэлектронике.

Таблица 2

Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям[52]

2014

2015

2016

Процент от
общего
числа

Всего

500 749

494 050

491 941

Обрабатывающие производства

99 722

98 390

98 298

в том числе

Производство кокса и нефтепродуктов

3 258

3 491

3 854

3,92%

производство пищевых продуктов,
включая напитки и табака

19 355

19218

19 164

19,50%

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

8 275

8 277

8 232

8,37%

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

7 265

7 369

7 312

7,44%

производство машин и оборудования

8 362

7 757

7 498

7,63%

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

21 250

21 504

21 351

21,72%