Файл: Сетевая форма организации бизнеса. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1. Сетевой принцип организации бизнеса в современной экономике
1.2. Характерные признаки сетевой организации. Достоинства и недостатки
Глава 2. Анализ развития сетевых структур в России
2.1. Кластерно-сетевые структуры как основа инновационного развития национальной экономики
2.2. Сравнительный анализ кластерно-сетевых моделей в России
2.2. Сравнительный анализ кластерно-сетевых моделей в России
В России согласно проекту, подготовленному НИУ ВШЭ совместно с Минэкономразвития, «Методические материалы по созданию промышленного кластера» кластеры четко разделяются на инновационные и промышленные[39].
По оценкам Ассоциации кластеров и технопарков в России насчитывается более 400 территориальных кластеров, из них более половины относят себя к категории промышленных кластеров[40].
Инновационный территориальный кластер (далее – ИТК) представляет собой «совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), характеризующуюся наличием: научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера в одной или нескольких отраслях; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации»[41].
Промышленный кластер (далее – ПК) – это «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или на территориях нескольких субъектов РФ»[42].
Отметим, что ученые единодушны в мнении о важности взаимодействия экономических субъектов для успешного развития как инновационных, так и промышленных кластеров в регионе[43]. Вместе с тем из определения очевидно различие указанных типов кластеров: в ИТК основой, объединяющей участников кластера, является научно-производственная цепочка, в то время как в промышленном кластере связующим элементом выступают отношения в указанной сфере – промышленности. Таким образом, деятельность ИТК направлена на развитие инфраструктуры, в то время как ПК – на развитие предприятия – участника кластера.
Еще одно отличие инновационно-территориальных кластеров от промышленных – в особенностях субсидирования. В случае с ИТК субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены территориальные кластеры[44]. С промышленными кластерами дело обстоит иначе: субсидии из федерального бюджета выделяются напрямую предприятию на основании соглашения с Минпромторгом России[45]. Однако по замечанию замдиректора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Дениса Цуканова, «…несмотря на различия в определении и механизмах поддержки промышленных и инновационных территориальных кластеров (ИТК), подходы Минпромторга и Минэкономразвития к реализации кластерной политики дополняют друг друга»[46].
Различие прослеживается также в определении участников кластера. Так, участниками ИТК могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые заинтересованы в совместном решении задач кластера, участниками же промышленного кластера могут быть только промышленные предприятия.
В декабре 2014 г. Государственной думой был принят закон «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором предполагается, что создание и развитие современной промышленной инфраструктуры обеспечит переход экономики России к инновационному типу развития[47]. А в январе 2016 г. Правительство РФ подписало постановление об установлении требований к промышленным кластерам с целью стимулирования их деятельности[48]. Несомненно, последние события всё больше подтверждают нарастающую заинтересованность в поддержке именно промышленных кластеров. Инновационные кластеры со временем отходят на второй план. Всё это может показаться «заметанием следов неудавшегося эксперимента» и быстрой заменой другим вариантом. Однако вряд ли можно сказать о провале операции создания, функционирования и поддержки инновационно-территориальных кластеров. Данная программа, несомненно, подзарядила российскую экономику и стала новым толчком развития для нее. Факт того, что в поле зрения государства на данный момент находятся промышленные кластеры, говорит скорее о планомерной государственной стратегии в процессе реализации кластерной политики, нежели о провале ИТК.
Подтверждением этому может служить упоминание в распоряжении Правительства от 2008 г. об образовании в дальнейшем территориально-производственных кластеров[49], а также четырехстороннее соглашение, заключенное в 2011 г. между Минэкономразвития России, ГК «Внешэкономбанк», «Деловой Россией» и Агентством стратегических инициатив. Данное соглашение предполагало в перспективе поддержку территориально-промышленных кластеров[50].
И действительно, в последние несколько лет создание, развитие и поддержка ТПК является приоритетной задачей государственной политики.
На данный момент созданы все условия для запуска работы промышленных кластеров. Утверждена вся наиболее важная для их работы законодательная база. Нормативно-правовую основу составляют Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» и Постановление Правительства Российской Федерации № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат…».
В настоящее время Минпромторгом России создан реестр промышленных кластеров, который активно пополняется. Все текущие ТПК изображены в Приложении 1.
В ближайшее время к списку ТПК планируют присоединиться Республика Коми и Пермский край. Несомненно, количество желающих довольно велико, однако, по данным Российской кластерной обсерватории, порядка 80 % заявок отклоняется только из-за некомплектности документов, что еще раз подтверждает довольно сложную и трудоемкую процедуру рассмотрения заявок.
Выводы
Создание большинства промышленных кластеров в той или иной степени связано с инновационными технологиями. Это является важным условием для получения государственной поддержки. Каждый промышленный кластер должен быть обеспечен необходимой технологической инфраструктурой, а именно комплексом специализированных сооружений, строений и зданий, в том числе оборудованием для создания лабораторий, технологическим инкубатором.
Условия производства в рамках кластера создаются за счет специально подобранного сочетания человеческих и природных ресурсов, ресурсов капитала, административной, физической и научно-технологической инфраструктуры. Эти факторы выступают основой специализации кластера и качества его конечной продукции.
Связанные и вспомогательные отрасли обеспечивают внедрение инноваций по линии производства комплектующих и технологического оборудования, что делает предприятия кластера более конкурентоспособными.
Несомненно, кластерная политика является ключевой в становлении России на инновационный путь развития. Сейчас всё внимание направлено на промышленные кластеры. Однако для достижения поставленных целей России необходим комплексный подход к поддержке и инновационных, и промышленных кластеров.
Глава 3. Пути развития сетевых структур в России
Эффективное развитие регионов, та задача на наш взгляд, которая должна быть быстро разрешена в России. В России за последние десятилетия сделаны существенные системные попытки активизировать инвестиционную деятельность в регионах. Так Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Высшей школой экономики подготовило и внедрило методику повышения инвестиционной привлекательности в регионах. В каждом субъекте федерации были созданы экспертные советы из представителей бизнес-ассоциаций, регионального научного сообщества и активных бизнесменов, заинтересованных в развитии региона. Они по 15-ти ключевым вопросам проводят экспертизу деятельности региональной исполнительной власти. Данные оценки экспертных советов, опросы реального бизнеса и статистические данные берутся за основу рейтинга регионов, который озвучивается Агентством стратегических инициатив (АСИ) на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме. Практики лучших регионов популяризируются и служат методической основой для отстающих.
Однако последнее время ряд региональных правительств вместо концентрации внимания на вопросах совершенствования инвестиционного климата активно занимаются подбором регионального экспертного совета с целью упрощения достижения положительного голосования его членами под лозунгом «если вы проголосуете против наличия в регионе благоприятной инвестиционной среды – вы нанесете ущерб региону, и к нам не придут инвесторы». Такой подход снижает эффективность по созданию благоприятной среды для инвесторов в регионе. Видимо, методика АСИ требует существенной корректировки. Это поднимает вопрос о разработке методики эффективного развития региона. В данном случае маркетинг территорий может дать ответ на ряд основополагающих вопросов при разработке стратегии региона.
Создание благоприятной инвестиционной среды региона – это нечто иное, как минимизация инвестиционных затрат для организации производственного процесса. На первом этапе вам достаточно статистики регионального продукта. В регионах, таких как Рязань, отраслей, формирующих существенную часть (более 15%) регионального продукта, будет не более 3-4 (таблица 1).
Таблица 1
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности Рязанской области (млн руб.)[51]
2014 |
2015 |
2016 |
Процент от |
|
Обрабатывающие производства |
173 418,70 |
191 486.10 |
200 669.30 |
|
в том числе |
||||
производство кокса и нефтепродуктов |
36 400,50 |
40 027.80 |
40 801.80 |
20,33% |
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака |
28 155,80 |
33 792,10 |
35 823.50 |
17,85% |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
25 207,80 |
26 791.50 |
28 974.50 |
14.44% |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
12 019.70 |
14 310.20 |
15 308.70 |
7.63% |
производство машин и оборудования |
9 033,80 |
8 650.60 |
8 021.80 |
4,00% |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
28 159.90 |
33 838.90 |
40 098.70 |
19.98% |
Конечно, существуют и такие регионы, где одна отрасль формирует более 50% дохода региона, например, Тюмень. Но есть и такие развитые регионы, где 50% составляют более 10 отраслей, например, Москва. Конечно, у таких регионов стоят свои задачи, и они реализуют свои стратегии. Если вернуться к обыкновенным регионам, а таких в России большинство, то мы увидим несколько отраслей, создающих основу доходной части региона. В Рязани их три: химическая (нефтеперерабатывающая) промышленность, радиоэлектроника (включая оптику) и сельское хозяйство. Этим отраслям требуется более тонкий анализ. Региональная экономика, так или иначе, связана с социальными процессами в обществе. Стало быть, вопросы занятости в регионе занимают не последнее место. Анализ показывает, что химическая промышленность существенно отстает от остальных по количеству населения, занятого в данной отрасли (таблица 2). Это вполне объяснимо высокой автоматизацией технологических процессов. Сельскохозяйственная отрасль имеет множество внешних специфических факторов. Как то: климат, виды почвы, наличие естественной влаги таким образом, основное внимание в рязанском регионе может концентрироваться только на радиоэлектронике.
Таблица 2
Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям[52]
2014 |
2015 |
2016 |
Процент от |
|
Всего |
500 749 |
494 050 |
491 941 |
|
Обрабатывающие производства |
99 722 |
98 390 |
98 298 |
|
в том числе |
||||
Производство кокса и нефтепродуктов |
3 258 |
3 491 |
3 854 |
3,92% |
производство пищевых продуктов, |
19 355 |
19218 |
19 164 |
19,50% |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
8 275 |
8 277 |
8 232 |
8,37% |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
7 265 |
7 369 |
7 312 |
7,44% |
производство машин и оборудования |
8 362 |
7 757 |
7 498 |
7,63% |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
21 250 |
21 504 |
21 351 |
21,72% |