Файл: Понятие хозяйственного учета, его виды, учетные измерители. Теоретические аспекты хозяйственного учета на предприятии.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты хозяйственного учета на предприятии
1.1.Сущность хозяйственного учета на предприятии
1.2. Элементы хозяйственного учета на предприятии
1.3. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Абсолютные решения»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации и ее учетной политики
2.2. Документальное оформление товарных операций
2.3. Отражение товарных операций на счетах и в бухгалтерских регистрах
Из содержания следующей статьи вытекают требования обязательности и непрерывности ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, а в ст. 7 «Организация ведения бухгалтерского учета» собраны основные требования к руководителю экономического субъекта, к главному бухгалтеру или лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и к его действиям в случае возникновения разногласий с руководителем экономического субъекта. Все эти положения нацелены на определение ответственных лиц и границ их ответственности. Закон № 402-ФЗ (ст. 8) [23] предъявляет также общие требования к учетной политике: самостоятельность ее формирования с учетом требований законодательства, федеральных и отраслевых стандартов, последовательность ее применения, обеспечение сопоставимости показателей.
В ст. 9 «Первичные учетные документы»: подробно раскрыты требования к документальному оформлению фактов хозяйственной жизни; перечислены обязательные реквизиты документов; отражено требование к своевременности составления и передачи первичной документации; закреплена ответственность лица, составляющего документ, за достоверность регистрируемой информации; установлена обязанность руководителя экономического субъекта определять формы первичных документов; описана возможность ведения документации как в бумажном виде, так и на электронном носителе, но с обязательным применением электронной подписи и предоставлением копий документов по требованию уполномоченных лиц или органов на бумажном носителе; установлены требования к оформлению допускаемых исправлений.
Отдельно следует отметить требование к достоверности информации, внесенное после вступления в силу Закона № 402-ФЗ, — не принимать к учету документы, которыми пытаются оформить притворные и мнимые сделки, а также не имевшие места факты хозяйственной жизни. Многие из отраженных требований касаются регистров бухгалтерского учета и закреплены в ст. 10 «Регистры бухгалтерского учета». Кроме того, в Закон № 402-ФЗ включены требования ведения бухгалтерского учета с применением двойной записи, запрета на ведение учета вне регистров (что можно трактовать как требование системности) и недопустимости пропуска и изъятия информации (что фактически соответствует требованию полноты отражения данных).
Статья 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона № 402-ФЗ регламентирует обязательность проведения инвентаризации, заключающейся в проверке соответствия реального состояния объектов учета данным в регистрах (требование контроля) и предъявляет требования к регистрации обнаруженных расхождений (документальность и полнота отражения информации) [24].
Требование измеримости закреплено в ст. 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ. Закон № 402-ФЗ требует применения для этого валюты Российской Федерации.
Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Закона № 402-ФЗ раскрывает следующие требования: достоверное представление в отчетности финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств за отчетный период; представление промежуточной отчетности в соответствии с законодательством; полнота в части включения показателей всех подразделений экономического субъекта; непротиворечивость (отчетность должна составляться на основании стандартов и данных из регистров бухгалтерского учета); открытость (заключается в требовании опубликования отчетности и установления отсутствия по отношению к ней режима коммерческой тайны).
Требования к составу отчетности изложены в ст. 14 Закона № 402-ФЗ и касаются обязательного включения в бухгалтерский баланс отчета о финансовых результатах и приложений, а в его ст. 15 устанавливается продолжительность отчетного периода, за который данные отражаются в отчетности. В целом это направлено на соблюдение требования непрерывности. Особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации экономического субъекта регламентируются положениями ст. 16, 17 Закона № 402-ФЗ. Положения этих статей касаются периода отчетности и перечня лиц, ответственных за ее составление.
Требование открытости, упомянутое ранее, реализуется также благодаря положениям ст. 18 данного закона «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности» [25]. Центральное место в этой статье занимают аспекты, касающиеся формирования и использования государственного информационного ресурса.
Требования к выполнению контрольной функции бухгалтерского учета в исследуемом законе отражаются в ст. 19 «Внутренний контроль» Закона № 402-ФЗ. Законодатель обращает внимание на необходимость контролировать совершаемые факты хозяйственной жизни, а в отношении экономических субъектов, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, — еще и ведение бухгалтерского учета.
Выводы
Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и регистрации процессов деятельности организации с целью контроля и управления ею. Хозяйственный учет объединяет в себе три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.
Оперативный учет осуществляется в момент совершения определенной хозяйственной операции непосредственно на месте.
Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности финансово-хозяйственной деятельности организации, общественной жизни и природы.
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Все требования к бухгалтерскому учету можно разделить на четыре области: требования к бухгалтерскому учету в целом; требования к учетной политике; требования к первичной документации и регистрам учета; требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с положениями Закона № 402-ФЗ предлагается включить в систему 14 основных требований к бухгалтерскому учету: полнота; достоверность; обязательность; ответственность; контролируемость; непрерывность; непротиворечивость; последовательность; сопоставимость; своевременность; документальность; системность; измеримость; публичность. Некоторые из этих положений имеют более широкое распространение по отношению к определенным областям (например, обязательность и полнота), на остальных внимание акцентируется в конкретных случаях.
В различных областях требования переплетаются, что создает предпосылки для соблюдения принципа единства системы требований к бухгалтерскому учету, декларируемого в ст. 20 Закона № 402-ФЗ.
Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Абсолютные решения»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации и ее учетной политики
Дата создания ООО «Абсолютные решения» - 6 ноября 2007 г.
Общие сведения об организации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общие сведения о юридическом лице
Полное наименование юридического лица |
Общество с ограниченной ответственностью «Абсолютные решения» |
ОГРН |
1075261011671 |
ИНН |
5261059255 |
КПП |
526101001 |
Код по ОКПО |
83396225 |
Место нахождения общества |
603062, РФ, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул.Радистов, д. 24, корп. А, 22 |
Контактный телефон |
(831) 465-23-25 |
Место нахождения общества |
603062, РФ, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Радистов, д. 24, корп. А, 22 |
Генеральный директор |
Макаревич Светлана Викторовна |
Главный бухгалтер |
Макаревич Светлана Викторовна |
Количество работников |
4 |
Количество сделок в 2015 году |
126 |
Чистая прибыль в 2015 году |
147 тыс. руб. |
Основной целью торговой организации является получение прибыли.
Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля компьютерами и сопутствующими устройствами. Помимо этого организация вправе заниматься любыми иными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ.
Учетная политика организована на основании действующих нормативных документов:
- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. и доп.) «О бухгалтерском учете»;
- Приказа от 2.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008);
- Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Согласно положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2015 г. по торговой организации ООО «Абсолютные решения» устанавливается следующее:
- бухгалтерский учет осуществляется и бухгалтерская отчетность формируется лично руководителем организации;
- ведение бухгалтерского учета в 2015 году осуществляется с использованием программного обеспечения «1С: Бухгалтерия 8.2;
- при отражении финансово-хозяйственных операций использовать рабочий план счетов в соответствии с учетной политикой данной организации;
- налоговый учет ведется согласно общей системе налогообложения;
- контроль за хозяйственными операциями возложить на главного бухгалтера организации.
Основными видами операций в ООО «Абсолютные решения» являются товарные операции. Что касается учета товаров, то, на основании ПБУ 5/01, в организации он ведется следующим образом:
- товары, приобретенные для перепродажи, оценивать по покупным ценам;
- установить способ списания товаров, приобретенных для перепродажи, по себестоимости единицы товара;
- затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу включать в фактическую себестоимость.
Инвентаризация товаров в искомой организации регламентируется соответствующим планом и проводится при приобретении, хранении и реализации товаров, а также в обязательных случаях. Соответствующим приказом санкционируется создание инвентаризационной комиссии, в состав которой входят: генеральный директор; заместитель директора; материально ответственное лицо.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем подсчета или замера. Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием необходимых данных. Товары учитываются по покупным ценам. Для отражения результатов инвентаризации товаров применяются сличительные ведомости, которые служат для отражения расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии предприятия, а второй передается материально ответственному лицу.
Налоговый учет в организации ведется следующим образом:
- в сумме затрат на приобретение учитываются расходы на доставку, погрузку и разгрузку если по условиям договора эти расходы включены в стоимость товаров;
- оценка реализации происходит по стоимости единицы товара.
Учетная политика организации соблюдается. Факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражаются своевременно.
2.2. Документальное оформление товарных операций
Грамотная организация документооборота, который охватывает огромный перечень специфичных бланков и ведомостей, является необходимым условием для достоверного ведения учета товарных операций в организации.
Для совершения сделки купли-продажи товаров между контрагентами в соответствии с Гражданским Кодексом РФ заключается договор, подтверждающий достижение соглашения по всем условиям. Договор купли-продажи составляется представителями организаций. В ООО «Абсолютные решения» составлением договоров занимается заместитель директора. Договор регламентирует возникшие права и обязанности субъектов сделки. Договор обычно оформляется в двух экземплярах (по экземпляру для каждого контрагента) и содержит подписи и оттиски печатей организации с каждой стороны. После заключения договор направляется в бухгалтерию для его дальнейшего использования и хранения.