Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Виды моделей управленческих решений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды моделей управленческих решений
1. 1. Понятие модели управленческих решений
1.2. Структура управленческих решений
1.3. Понятие процессов принятия решений и их моделей
2. Построение моделей управленческого решения
2.1. Проблемы и задачи принятия решений
2.2. Формирование моделей управленческих решений
Таким образом, чтобы принять обоснованное объективное и эффективное управленческое решение, особенно в ситуациях исключительной сложности, необходимо использовать научный подход к данному процессу, с применением моделей и количественных методов принятия решений.
3. Проблемы процесса принятия управленческих решений
Существует ряд методов, которые способны оказать помощь руководителям в поиске объективных обоснованных решений по выбору из множества альтернативных вариаций той, которая по большей степени способствует достижению поставленных целей. Но существуют и проблемы. Возьмем, к примеру, платежную матрицу. Смысл каждого принимаемого менеджером или руководством решения – это выбор оптимального варианта из нескольких альтернативных вариаций по конкретным определенным заранее критериям. Платежная матрица – это некий метод статистических теории, решений, методов, оказывающих помощь руководителям в выборе конкретного метода из множества вариантов. Он в особенности полезен, когда руководитель обязан установить, какая стратегия в максимальной мере будет содействовать достижению поставленных целей[44]. Платеж представляет собой материальные или денежные вознаграждения или полезность, обнаруживающиеся как следствие конкретной стратегии в совмещении с конкретными условиями. [45]
Если платежи представлять в форме матрицы (или таблицы), то у нас получится платежная матрица. В платежной матрице особое значение имеют слова «в совмещении с конкретными условиями» потому, чтобы была возможность понять, когда можно оценить и применить платежную матрицу, когда решение, принятое основываясь на ней, скорее всего, будет достоверным. В самом общем виде матрица обозначает, что платеж зависит от установленных событий, которые фактически происходят. Если такое событие или состояние природы не происходит на деле, то платеж неминуемо будет другим. Исходя из этого, руководители должны располагать возможностями для совершения объективной оценки вероятности расчета ожидаемого значения и релевантных событий такой вероятности. [46]
Руководители редко имеют полную определенность, но при этом редко действуют в условиях совершенной неопределенности. Почти на всех этапах принятия решений руководителям приходится оценивать возможность или вероятность события. Вероятность обычно определяют объективно, также поступают игроки в рулетку, ставя на четные номера. Выбор их значения может основываться на предшествующие субъективные оценки или тенденции руководителя, который отталкивается из собственного опыта действий в аналогичных ситуациях. Очень часто применяют дерево решений. Это схематическое определение проблемы принятия решения. Так же как и платежная матрица, которая позволяет руководителю учитывать разнообразные направления действий, сопоставить с ними финансовые результаты, откорректировать их в противоречивости с приписанной им возможностью, а затем сравнивать варианты и возможности[47].
Концепция значения, которого ожидают, является неотъемлемой частью способа дерева решений. Дерево решений обычно подстраивают под трудные ситуации, когда результаты одного решения воздействуют на предшествующие решения. Таким образом, дерево решений можно назвать полезным инструментом для принятия ряда решений. Многие допущения, от которых отталкивается руководитель, относятся к соглашениям в будущем, над которыми руководители практически не имеют никакого контроля[48]. Тем не менее, такого рода допущения необходимы для многих действий касающихся планирования. Понятно, что чем лучше у руководителей получится предсказать внутренние и внешние условия применительно к будущему, тем значительнее шансы на создание осуществимых и пока еще нереализованных планов. [49]
Или, например, прогнозирование. В этом методе применяются как текущие допущения, так и накопленный опыт насчет будущего для последующего определения данного метода. Количественные методы можно применять для предугадывания, когда есть причина считать, что деятельность ранее имела установленную тенденцию, которую можно продолжать в будущем, и когда наблюдающаяся информация достаточна для обнаружения статистических и достоверных зависимостей или тенденций. [50]
Помимо этого, руководители обязаны понимать, как применять количественную модель, и понимать, что выгоды от принятия более результативного решения должно перекрывать расходы на организацию модели. Пара типичных методов количественного прогнозирования – это причинно-следственное (каузальное) моделирование и анализ временных рядов. [51]
Иногда анализ временных рядов, называют проецированием тренда, этот анализ порядком основан на допущении, согласно которому произошедшее в прошлом дает довольно неплохое приближение в оценке грядущего. Анализ временных рядов является методом обнаружения тенденций и образцов минувшего и продления их в будущее[52]. Данный метод анализа часто применяется для оценки услуг и спроса на товары, оценки нужды в запасах, прогнозирования структуры и системы сбыта, характеризующегося колебаниями, зависящими от сезонов, а также потребности в кадрах лучшего качества. [53]
К четырем наиболее распространенным качественным методам прогнозирования относятся жюри, метод экспертных цен, модель ожидания потребителя и совокупное мнение сбытовиков. Мнение жюри. Данный метод заключается в усреднении и соединении мнений экспертов в возможных сферах.[54]
Не классической разновидностью данного метода считается “мозговой штурм”, во время мозгового штурма участники сначала пытаются придумать как можно большее количество идей. Только после прекращения данного процесса некоторые идеи надлежит подвергнуть оценке. Этот метод часто отнимает много времени, но зачастую дает возможность получать более качественный результат, особенно когда предприятие (организация) нуждается в массе новых соединении альтернатив и идей. [55]
Каждый специалист затем получает ряд ответов других специалистов, и его просят повторно рассмотреть свой прогноз, в случае если он не сходится с прогнозами других, то его просят объяснить, от чего так произошло. Процедура воспроизводится обычно до четырех раз, пока специалисты не приходят к мнению, с которым все были бы согласны. Метод экспертных оценок. Данный метод можно представить как процедуру, которая позволяет группе экспертов прийти к взаимному согласию[56]. Специалисты заполняют подробные анкеты по поводу рассматриваемой задачи либо проблемы. Специалисты также записывают и свое мнение о рассматриваемой проблеме или задаче. Помимо этого, торговые агенты в какой-то момент часто могут почувствовать рынок, чем это удастся с методом количественных моделей. [57]
Проверка моделей управления показывает, что они являются несовершенными, так как не охватывают всех релевантных переменных. Безусловно, чем лучше модель может отражать реальный мир, тем значительнее ее потенциал как средства для оказания помощи руководителям в принятии грамотного решения. Однако модель не может быть сложной в применении. Вторым аспектом в проверке модели является связь с определением степени, в которой информация, которая получается с ее применением, действительно может помочь руководству решать проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс принятия объективных и обоснованных решений используется в тех ситуациях, где присутствует исключительная сложность, которая достигается методом применения научного подхода к процессу принятия решения, количественных методов и моделей принятия решений.
Составную часть каждой управленческой функции называют – принятием решений. Управляющий, вырабатывая цели и стараясь добиться достижения их, пытаясь решить возникающие задачи, пронизывает методами принятия решения все совершаемые им действия.
Вследствие этого можно с уверенностью сказать, что те кто, кто хочет преуспеть в искусстве управления, должен понимать природу принятия решений, и осознавать ее важность. Совершенствование системы и процесса принятия управленческих решений и сообразно повышение качества принимаемых решений можно достичь за счет применения научного подхода, методов и моделей принятия решений. Модель считается представлением системы, объекта или идеи.
При этом, на первый взгляд может показаться, что чем большее количество факторов учитываются в самой модели, тем качественнее сама модель. На самом деле, детализированная модель редко бывает целесообразной, так как это чересчур усложняет модель и доставляет трудности в ходе анализа модели. Для того, чтобы достичь высокой эффективности в применении моделей при принятии решений, необходимо учитывать, что моделирование процесса принятия управленческого решения является органической частью системы планирования и управления и требует от руководителя знаний, опыта и навыков построения подобных моделей.
Но, при хорошем освоении навыков процесса построения моделей принятия управленческого решения, использование данной методики дает возможность:
Наиболее объективно оценивать обстановку и выявлять конкретные причины, вызвавшие существующие проблемы или ситуации
Выбирать наиболее эффективный вариант решения задач
Получать больший эффект при принятии решения, чем в случае применения интуитивного подхода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артюнова Д.В. Стратегический менеджмент, -Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - 122с
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. – М.: Логос, 2000. – 296 с.
- Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. — М.: Издательство «Горная книга», 2011.-80с.
- Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. – Управленческие решения. — М.: Изд. Дашков и К., 2014, 495с
- Бурков В.Н., Коркин Н.А., Новиков Д.А., Введение в теорию управления - М.: Либроком, 2009. – 264с
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685с;
- Иванеско А.Г., Менеджмент, второе издание. Новосибирск – М.: Либроком, 2007. -238с
- Камышев Э.Н. Управление организацией, Томск: ТПУ. 2002. -232с
- Карданская Н.Л. – Принятие управленческого решения. Изд. Юнити-Дата, 2012, 404с
- Елизарова О.И. Разработка управленческих решений: Москва: МГУП, 2009. 114 с.
- Катаев А.В. Управление организацией, СПб.: Изд. ПУ, 2009э -120с
- Коробко В.И. – Теория управления. Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с
- Лукашевич В.В., Бородушко И.В. – Основы менеджмента. Изд. Юнити-Дата, 2012, 271с
- Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. – Управленческие решения. Изд. Юнити-Дата, 2012, 310с
- Мендель А.В. – Модели принятия решений. — М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 465с
- Поделинская И.А., Бянкин М.В., Стратегическое планирование, - Улан Удэ: ВСГТУ, 2005
- Рогожина Т.В., Коротков Э. - Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высшая школа, 2010. - 743с
- Татарова А.В., Алексинская Т.В., Дейнека Л.Н., Антикризисное управление. – Таганрог: ТРТУ, 2006. – 304с
- Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой И.К. – Разработка управленческих решений. — М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с
- Чайникова В.Н, Чайников Л.Н., Конкурентоспособность предприятия, -Тамбов: Изд. Тамб.гос.техн.ун-та, 2007. -265с
- Каденко В.Г. Экономический анализ: — М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г. -391с
- Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. – Принятие управленческих решений. — М.: Изд. Дашков и К., 2011, 325с
-
Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. – Управленческие решения. –М.: Изд. Дашков и К., 2014, 495с ↑
-
Коробко В.И. – Теория управления. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с ↑
-
Лукашевич В.В., Бородушко И.В. – Основы менеджмента. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 271с ↑
-
Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. – Принятие управленческих решений. –М.: Изд. Дашков и К., 2011, 325с ↑
-
Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. — М.: Издательство «Горная книга», 2011.-80с ↑
-
Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой И.К. – Разработка управленческих решений. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с ↑
-
Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. – Управленческие решения. –М.: Изд. Дашков и К., 2014, 495с ↑
-
Коробко В.И. – Теория управления. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с ↑
-
Мендель А.В. – Модели принятия решений. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 465с ↑
-
Карданская Н.Л. – Принятие управленческого решения. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 404с ↑
-
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685с; ↑
-
Рогожина Т.В., Коротков Э. - Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для сред. спец. учеб.заведений. - М.: Высшая школа, 2010. - 743 с ↑
-
Экономический анализ: Каденко В.Г. –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Рогожина Т.В., Коротков Э. - Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для сред. спец. учеб.заведений. - М.: Высшая школа, 2010. - 743 с ↑
-
Рогожина Т.В., Коротков Э. - Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для сред. спец. учеб.заведений. - М.: Высшая школа, 2010. - 743 с ↑
-
Карданская Н.Л. – Принятие управленческого решения. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 404с ↑
-
Катаев А.В. Управление организацией, -СПб.: Изд. ПУ, 2009г -120с ↑
-
Елизарова О.И. Разработка управленческих решений: –М.: МГУП, 2009. 114 с. ↑
-
Мумладзе Р.Г., Михалкина Е.Г. - Менеджмент. Изд. Палеотип, 2011, 260с ↑
-
Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. – Управленческие решения. –М.: Изд. Дашков и К., 2014, 495с ↑
-
Экономический анализ: Каденко В.Г. –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Поделинская И.А., Бянкин М.В., Стратегическое планирование, - Улан Удэ: ВСГТУ, 2005 ↑
-
Экономический анализ: Каденко В.Г. –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Бурков В.Н., Коркин Н.А., Новиков Д.А., Введение в теорию управления - М.: Либроком, 2009. – 264с ↑
-
Каденко В.Г., Экономический анализ: –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. – Управленческие решения. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 310с ↑
-
Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. – Принятие управленческих решений. –М.: Изд. Дашков и К., 2011, 325с ↑
-
Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. – Принятие управленческих решений. –М.: Изд. Дашков и К., 2011, 325с ↑
-
Мендель А.В. – Модели принятия решений. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 465с ↑
-
Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. – Управленческие решения. –М.: Изд. Дашков и К., 2014, 495с ↑
-
Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. — М.: Издательство «Горная книга», 2011.-80с. ↑
-
Коробко В.И. – Теория управления. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с ↑
-
Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой И.К. – Разработка управленческих решений. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 383с ↑
-
Мендель А.В. – Модели принятия решений. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 465с ↑
-
Карданская Н.Л. – Принятие управленческого решения. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 404с ↑
-
Поделинская И.А., Бянкин М.В., Стратегическое планирование, - Улан Удэ: ВСГТУ, 2005 ↑
-
Иванеско А.Г., Менеджмент, второе издание. Новосибирск –М.: Либроком, 2007. -238с ↑
-
Бурков В.Н., Коркин Н.А., Новиков Д.А., Введение в теорию управления - М.: Либроком, 2009. – 264с ↑
-
Артюнова Д.В. Стратегический менеджмент, -Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. 122с ↑
-
Чайникова В.Н, Чайников Л.Н., -Конкурентоспособность предприятия, Тамбов: Изд. Тамб.гос.техн.ун-та, 2007. -265с ↑
-
Катаев А.В. Управление организацией, -СПб.: Изд. ПУ, 2009 г. -120 с ↑
-
Мендель А.В. – Модели принятия решений. –М.: Изд. Юнити-Дата, 2012, 465с ↑
-
Каденко В.Г. - Экономический анализ: –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Артюнова Д.В. Стратегический менеджмент, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. 122с ↑
-
Каденко В.Г. Экономический анализ: –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Поделинская И.А., Бянкин М.В., Стратегическое планирование, - Улан Удэ: ВСГТУ, 2005 ↑
-
Камышев Э.Н. Управление организацией, -Томск: ТПУ. 2002. -232 с ↑
-
Чайникова В.Н, Чайников Л.Н., -Конкурентоспособность предприятия, -Тамбов: Изд. Тамб.гос.техн.ун-та, 2007. -265с ↑
-
Каденко В.Г. Экономический анализ: –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Поделинская И.А., Бянкин М.В., Стратегическое планирование, - Улан Удэ: ВСГТУ, 2005 ↑
-
Поделинская И.А., Бянкин М.В., Стратегическое планирование, - Улан Удэ: ВСГТУ, 2005 ↑
-
Иванеско А.Г., Менеджмент, второе издание. Новосибирск –М.: Либроком, 2007. -238с ↑
-
Катаев А.В. Управление организацией, -СПб.: Изд. ПУ, 2009 -120 с ↑
-
Каденко В.Г. Экономический анализ: –М.: Изд. Юнити-Дана, 2012 г.391с ↑
-
Катаев А.В. Управление организацией, -СПб.: Изд. ПУ, 2009 -120 с ↑
-
Чайникова В.Н, Чайников Л.Н., -Конкурентоспособность предприятия, -Тамбов: Изд. Тамб.гос.техн.ун-та, 2007. -265с ↑
-
Катаев А.В. Управление организацией, -СПб.: Изд. ПУ, 2009 -120 с ↑