Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации
1.2. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах
Глава 2. Оценка налогообложения физических лиц в России
2.1. Динамика поступлений налогов с физических лиц в государственный бюджет
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.1. Проблемы и перспективы введения налога на недвижимость физических лиц
Говоря об эффективности налога на роскошь на примере зарубежных стран, следует сказать, что больше всего поступлений, связанных с этим налогом, приносит обложение налогом на роскошь дорогой недвижимости. Налоговые ставки и объекты налогообложения роскоши в некоторых зарубежных странах представлены в табл. 6.
Таблица 6
Объект налогообложения и ставка налога на роскошь[43]
Страна |
Объект налогообложения |
Ставка |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Испания |
Имущество стоимостью более |
0,2-2,5% |
При оценке объектов недвижимости используется кадастровая стоимость |
Турция |
Некоторые предметы роскоши |
7-40,0% |
|
Китай |
Часы, парфюмерия, одежда, вино, электротовары, автомобили |
3-50,0% |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
Чили |
Предметы роскоши |
50,0-85,0% |
|
Алжир |
Предметы роскоши |
20,0-100,0% |
|
Греция |
Автомобили с объемам двигателя 1929 куб. см и более, бассейны, авиапланеры, вертолеты и самолеты |
До 40,0% |
Ежегодный фиксированный платеж для яхт длиной до 12 м |
Яхты длиной: от 7 м до 8 м, |
200 евро |
||
Франция |
Имущество стоимостью от 1,3 |
0,25% |
Объектом налога на роскошь признаются недвижимость, банковские, счета, ценные бумаги |
Имущество стоимостью свыше |
0,50% |
||
Великобритания |
Недвижимость стоимостью |
1,0% |
Планируется повышение ставки налога на роскошь по объектам недвижимости стоимостью свыше 1 млн. фунтов стерлингов до 7,0% |
Недвижимость стоимостью |
3,0% |
||
Недвижимость стоимостью |
4,0% |
||
Недвижимость стоимостью выше 1 млн фунтов стерлингов |
5,0% |
||
Тунис |
Предметы роскоши |
50,0-85,0% |
|
Казахстан |
Транспортные средства с объемом двигателя: от 4000 до 5000 куб. см свыше 5000 куб. см |
130 МРП |
МРП - минимальный размер оплаты труда |
Украина |
Недвижимость |
0,5% |
Объектами налога на роскошь признаются дома с площадью |
Самолеты, суда, вертолеты |
1,0% |
В феврале 2012 г. В.В. Путин анонсировал введение в стране налога на роскошь. Налогом предлагалось облагать «огромные дом или земельный участок, колоссальный самолет, суперяхту, суперавтомобиль», находящиеся в собственности у граждан[44]. Но уже в мае 2012 г. Правительство заявило об отказе от введения отдельного налога – налога на роскошь, и предложило усовершенствование налога на недвижимость и повышение транспортного налога. Поэтому, что касается России, то в нашей стране в Налоговом кодексе как таковой «налог на роскошь» не прописан.
В документе Министерства финансов РФ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» присутствует термин «престижного потребления», под которым органы власти подразумевают использование предметов роскоши. Налогообложение престижного потребления в налоговой политике определено как «мера, способствующая повышению доходов бюджетной системы РФ»[45]. Но объектом налогообложения пока являются только дорогие транспортные средства, стоимостью от 3 млн руб.
При введении в нашей стране налога на роскошь как такового необходимо учитывать западный опыт и возможность использовать положения тех стран, где система налогообложения предметов роскоши работает достаточно эффективно и обеспечивает государственный бюджет значительными суммами поступлений. В связи с чем предлагается налог на предметы роскоши включить в систему налогообложения России как разовый сбор при купле-продаже дорогой недвижимости, земельных участков и транспортных средств. Тем самым обеспечится высокая собираемость налога и, по сути, его уплата «не отходя от кассы».
Что касается индивидуального жилищного строительства дорогих особняков, то стоимость этих объектов будет определена государственной кадастровой системой. Кроме того, для внедрения в систему налогообложения России нового вида налога – налога на роскошь – предлагается следующее:
1. Необходимо уточнение понятия «роскошные предметы потребления» и «престижное потребление». В связи с чем для целей налогообложения объектов роскоши под «роскошными предметами потребления» следует понимать объекты движимого имущества (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты и другие водные средства, отличные от яхт) стоимостью от 3 млн руб. и объекты недвижимого имущества стоимостью от 5 млн руб. (для земельных участков) и от 7,5 млн руб. (для квартир, коттеджей, загородных домов), приобретаемые для личного потребления физическими лицами. Престижное потребление при этом будет определено как использование роскошных предметов потребления физическими лицами в личных целях.
2. Налог на роскошь предлагается отнести к группе местных налогов, несмотря на то, что стоимость данных объектов имущества в разных регионах и муниципалитетах отличается. Поэтому при определении стоимости объектов движимого и недвижимого имущества исходим из предположения о том, что нельзя сравнивать стоимость жилья в российской столице и небольшом муниципалитете для оценки и расчета налога на роскошь, потому что данное жилье будет иметь разную рыночную стоимость и стоить дороже в крупном городе федерального значения, чем в небольшом городе (по своим геополитическим и общероссийским позициям). То же касается и земельных участков. Предлагается установить пороговое значение отнесения жилой недвижимости (квартир, загородных домов) к «роскошной» при ее рыночной стоимости от 7,5 млн руб.,
земельных участков – от 5 млн руб., автомобилей – от 3 млн руб., для всех городов и регионов России, исключая города федерального значения, Москву и Санкт-Петербург. Для этих городов устанавливается пороговое значение отнесения жилой недвижимости (квартир, загородных домов) к «роскошной» при ее рыночной стоимости от 30 млн руб., земельных участков – от 20 млн руб., автомобилей – от 3 млн руб.
3. При введении налога на роскошь следует учесть категорию владельцев объекта недвижимости: или это государственный служащий, проживающий в «дорогой» квартире (по сегодняшней оценке этого жилья и отнесения данного жилья к объекту обложения), или это ветеран войны, получивший квартиру от государства за заслуги перед Отечеством. В связи с чем актуальным было бы внедрение налога на роскошь для соответствующих объектов движимого и недвижимого имущества, приобретенных с 01.01.2015 г.
4. Предлагается сделать налог на роскошь разовым сбором при приобретении «роскошных» объектов движимого и недвижимого имущества, то есть уплата данного налога будет осуществляться сразу при совершении сделки купли-продажи данного имущества. При индивидуальном строительстве загородных домов стоимость налога будет определена и уплачена в бюджет при государственной регистрации земельного участка и загородного дома. В случае приобретения автомобиля стоимостью от 3 млн руб. налог также будет уплачен сразу (то есть налог будет удержан продавцом-дилером и перечислен в бюджет).
В большинстве стран мира, где действует подобная система, налог взимается именно при покупке соответствующих предметов роскоши как разовый сбор. С точки зрения собираемости такое решение является более эффективным и правильным. Чтобы налог на роскошь начал «работать», необходима разработка Концепции налогообложения престижного потребления на государственном уровне, включая установление ставки налогов по прогрессивной шкале (в зависимости от роста стоимости объектов имущества).
Основными принципами создания Концепции налогообложения предметов роскоши являются следующие:
1. Эффективность системы налогообложения предметов роскоши.
2. Зависимость размера налога от рыночной стоимости приобретаемого объекта налогообложения (предмета роскоши).
3. Справедливость распределения налогового бремени.
4. Увеличение налогового бремени состоятельных граждан.
5. Контроль полноты и своевременности уплаты налога на роскошь в муниципальный бюджет.
Так как введение нового налога определяет своей миссией перераспределение доходов богатых в пользу бедных, то новый налог – налог на роскошь – будет реализовывать, прежде всего, социальные цели и задачи государства (в лице муниципалитета). Тем не менее, помимо этих целей государство должно также преследовать иные цели.
Итак, целями создания Концепции налогообложения предметов роскоши являются:
1. Социальные цели, которые направлены на стимулирование развития социальной политики в стране за счет собираемости нового вида налога – налога на роскошь – и его перераспределения на реализацию определенных социальных программ поддержки менее обеспеченных слоев населения в муниципалитете.
2. Социально-политические цели, которые направлены на справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками в зависимости от стоимости имущества, которым они владеют.
3. Финансовые цели, которые направлены на создание новой доходной части муниципального бюджета, получение средств для финансирования социальных программ.
4. Экономические цели, которые направлены на реальную оценку объектов налогообложения роскоши по рыночной стоимости, что обеспечит высокую доходность налога на роскошь в муниципальном бюджете.
5. Правовые цели, которые направлены на внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в части дополнения Налогового кодекса новой главой, связанной с налогообложением престижного потребления.
6. Административные цели, которые направлены на организацию эффективного муниципального учета объектов налогообложения роскоши (предметов роскоши) и контроль собираемости налога на роскошь по итогам сделки купли-продажи. Это обеспечит уплата налога в момент купли-продажи транспортного средства, земельного участка, квартиры или загородного дома (то же касается строительства дома). В противном случае будет задержана выдача свидетельства государственной регистрации права собственника на земельный участок или дом, а также выдача паспорта транспортного средства.
Концепция предусматривает развитие следующих направлений:
1. Правовое обеспечение. Предполагает правовое обеспечение нового вида налога – налога на роскошь, которое будет реализовано путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс и добавления новой главы «Налог на предметы роскоши». Таким образом, предлагается усовершенствовать нормативно-правовые документы, касающиеся системы налогообложения России, в части внесения изменений в Налоговый кодекс.
2. Информационное обеспечение потенциальных покупателей объектов роскоши. Позволит покупателям осознанно совершать сделки купли-продажи с дорогими квартирами, загородными домами (включая индивидуальное жилищное строительство), транспортными средствами и нести налоговую ответственность в соответствии с нормами новой главы «Налог на предметы роскоши».
При этом основой информационной системы в части стоимости объектов роскоши станут:
– первичный и вторичный рынок купли-продажи дорогой недвижимости, транспортных средств, которые предоставят информацию относительно стоимости приобретаемых объектов роскоши;
– кадастр недвижимости (по объектам жилой недвижимости, попадающим в категорию роскоши). При этом следует иметь в виду, что с 01.01.2015 введен период перехода определения стоимости недвижимости для целей уплаты налога на недвижимость по кадастровой (а не инвентаризационной, как было до 2014 года включительно) стоимости, которая будет максимально приближена к рыночной стоимости объектов.
3. Эффективное налогообложение предметов роскоши. Предполагает установление эффективных ставок налога на роскошь с прогрессивной шкалой налогообложения в зависимости от стоимости предметов роскоши, что повысит уровень доходов муниципального бюджета в связи с новым налогом. Ставки налога на роскошь представлены в табл. 7.
Таблица 7
Предлагаемые ставки налога на роскошь по объектам налогообложения[46]
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога, % |
В отношении квартир, загородных домов: |
|
от 7,5 до 20 млн руб. |
0.5 |
от 20 до 50 млн руб. |
1-0 |
от 50 до 100 млн руб. |
2,0 |
свыше 100 млн руб. |
3,0 |
В отношении земельных участков: |
|
от 5 до 15 млн руб. |
0.5 |
от 15 до 50 млн руб. |
0,7 |
от 50 до 100 млн руб. |
1,5 |
свыше 100 млн руб. |
3,0 |
В отношении транспортных средств: |
|
от 3 до 5 млн руб. |
1-0 |
от 5 до 10 млн pvo. |
3,0 |
от 10 до 50 млн руб. |
5-0 |
свыше 50 млн руб. |
7-0 |