Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик НДФЛ вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, и земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли в них. Перечень приобретаемых объектов является закрытым, а это значит, при приобретении дачного домика такой вычет не предоставляется[18].

Имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на приобретение или строительство жилья, но не может быть более 2 млн. руб. Причем в расходы налогоплательщика включаются не только затраты, связанные с приобретением жилья, но и затраты на достройку дома, покупку отделочных материалов. В этом случае в договоре на приобретение жилого дома или квартиры обязательно должна быть сделана оговорка, что указанные объекты приобретены без отделки[19].

Обязанность по исчислению и удержанию сумм налога на доходы физических лиц возложена на работодателя-налогового агента.

Налог на имущество физических лиц введен Законом РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 (3), взимается на основании НК РФ и названного Закона.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними[20].

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения[21].


Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ставки налога на имущество физических лиц[22]

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей

До 0,1 %

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

От 0,1 до 0,3 %

Свыше 500 тыс. рублей

От 0,3 до 2,0%

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ[23].

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ[24].

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз[25]. Соответствующий Федеральный закон № 214-ФЗ, регулирующий внесение изменений в статью 362 (главы 28 «Транспортный налог») части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения престижного потребления подписан Президентом РФ 23.07.2013. В нем говорится об исчислении суммы налога с учетом повышающих коэффициентов[26]. Для целей налогообложения порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, на основании статистических данных, данных таможенной статистики и данных о сделках на соответствующие марки, модели легковых автомобилей и их модификации.


Земельный налог является одним из видов платежей за землю и взимается на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141–ФЗ, которым введена в НК РФ глава 31 «Земельный налог».

Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 12 – 20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, так как они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу[27].

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ) [28]. Плательщиками земельного налога также являются индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, предоставленных на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых как в предпринимательской деятельности, так и в личных целях.

Таким образом, физические лица в Российской Федерации могут являться плательщиками следующих налогов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога.

1.2. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах

На Западе налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходов граждан. Основным налогоплательщиком является так называемый средний класс, имеющий достаточно высокий уровень доходов. Причем получают они доходы большей частью в форме заработной платы путем безналичного перечисления на банковские счета, что значительно облегчает администрирование налогов. Основная масса произведенного общественного продукта поступает непосредственно в руки частных лиц в виде заработной платы. К примеру, доля заработной платы наемных работников в структуре себестоимости продукции предприятия в среднем достигает 70–80%. Таким образом, западная система налогообложения основана на высоких доходах граждан и ее прозрачности, причем налогами облагается не весь доход, а только его часть, которая остается после вычета из дохода суммы, необходимой для нормального удовлетворения основных жизненных потребностей граждан. По некоторым оценкам, эта сумма достигает 12–14 тыс. долл. США в год. В большинстве стран эта сумма и установлена в качестве необлагаемого налогами прожиточного минимума[29].


В Западной Европе платежи в пенсионные фонды в среднем не превышают 15–20%. Причем средняя продолжительность жизни населения 70 лет. Во всем мире социальные взносы рассматриваются как средство уменьшения выплат по корпорационному налогу (или налогу на прибыль) за счет сокращения облагаемой прибыли и как средство уменьшения налогов за счет переложения их на потребителя через цену товара.

Вторым важнейшим принципом западной налоговой системы является приоритет производства перед интересами бюджета. Это означает, что власти оказывают поддержку национальному производству в самых разных формах, в том числе и налогами. На Западе производство находится в основном в частных руках, и приоритет частных интересов перед бюджетом там сформулирован в простой форме – как бессрочные «налоговые каникулы» для капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем. Если же доходы предприятия вкладываются в производство, то они вычитаются из налогооблагаемой базы. Если предприятие не имеет прибыли, то оно совершенно законно не платит никаких налогов, кроме НДС, который перекладывается на потребителя, а при экспорте полностью компенсируется. Налоговые правила таковы, что позволяют предприятиям списывать из выручки приобретение оборудования и амортизационные отчисления, формирование резервов. Предприятию, направившему свою прибыль на новые капиталовложения, часто возвращают уже уплаченные налоги. Таким образом, основной принцип налогообложения западной модели – исключение из налогообложения капиталов, вложенных в производство, и прибыли, реинвестируемой на развитие производства[30].

В послевоенные годы прогрессивное подоходное налогообложение на Западе позволило переложить существенную долю налоговой нагрузки на имущие слои общества и использовать финансовую мощь государства для форсирования инвестиций и решения наиболее острых социальных вопросов[31].

Первопричина успеха налоговых преобразований в западных странах в 80-х гг. ХХ в. – либерализация налогообложения. Снижение ставок подоходных налогов в Великобритании и США, несомненно, подтолкнуло к аналогичным шагам и другие страны[32].

Таким образом, проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать выводы, что физические лица в Российской Федерации могут являться плательщиками следующих налогов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога.


На Западе налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходов граждан. Основным налогоплательщиком является так называемый средний класс, имеющий достаточно высокий уровень доходов. Первопричина успеха налоговых преобразований в западных странах – либерализация налогообложения.

Глава 2. Оценка налогообложения физических лиц в России

2.1. Динамика поступлений налогов с физических лиц в государственный бюджет

Центральное место в российской системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Как и любой другой налог НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные задачи.

Анализируя данные Федеральной налоговой службы РФ о поступлении налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009-2012 гг., можно отметить, что в 2009 г. в России с доходов граждан уплачено 1 666,3 млрд. руб. налога на доходы физических лиц, что на 31,6% больше, чем в 2008 г. По итогам 2010 г. размер поступлений налога на доходы физических лиц практически не изменился, произошло незначительное снижение поступлений на 0,03%. С 2011 г. поступления вновь возрастают на 7,43% и на 11,47%, что может являться подтверждением преодоления в российской экономике негативных последствий влияния мирового финансового кризиса.

Проведем сравнительный анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации и Германии за период 2010-2012 гг. (таблица 4).

Таблица 4

Структура налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 – 2012 годах (млрд. руб.)[33]

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Сумма

Уд. вес,

в %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Налог на прибыль организаций

2 513,0

31,6

1264,4

19,7

1774,4

22,5

Налог на доходы физических лиц

1 665,6

21,0

1 789,6

28,5

1994,9

25,2

Налог на добавленную стоимость

1033,7

13,1

1207,2

18,8

1383,9

17,5

Акцизы

314,7

3,9

327,4

5,1

441,4

5,6