Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена достаточно обширной теме «Организация и управление в организации». В рамках данной темы было бы целесообразно рассмотреть основы теории управления, а именно: жизненный цикл организации, методы управления, а также экономический анализ.

Прежде всего, необходимо отметить, что время, в которое мы живём очень быстротечно и переменчиво. Наше государство не так давно перешло на новую форму политико-правового режима: от тоталитарного к демократическому, а если же рассматривать сектор экономики - от командно-плановой системы к рыночной. Данным примером можно проиллюстрировать, что все методы, способы управления, которые работали раньше, сейчас уже не всегда имеют свою актуальность, поэтому необходимо рассматривать их в рамках реальных событий, но при этом нельзя забывать о тех, кто делал первые открытия и обосновывал свои теории у истоков управления в целом.

Именно поэтому, нужно научиться подстраиваться под изменяющийся мир и проявить себя как эффективный управленец, поскольку все действия руководителя, принятые на данном этапе, дадут свои результаты в будущем. По этой причине необходимо грамотно выстроить процесс управления с первоначальных стадий функционирования организации.

Говоря о процессах организации и управления, в данной работе будет рассмотрено соответственно процесс жизни организации, в теории управления это называется жизненный цикл организации, а также каким образом необходимо управлять организацией и за счет каких методов. Кроме того, в рамках выбранной темы будут изучены теоретические основы экономического анализа.

Теория жизненного цикла предполагает, что жизнь организации от «зарождения» до «смерти» можно описать с помощью этапов, которые обладают своими характеристиками. Некоторые ученые в сфере менеджмента проводят аналогию жизненного цикла организации с жизнью биологического объекта. Однако, российские учёные подчеркивают ограниченность данной аналогии.

Актуальность данного исследования велика, так как большинство высокоэффективных менеджеров стремятся увеличить эффективность деятельности организации. Именно для этого они занимаются исследованиями в области управления и экспериментальным внедрением новых перспективных методов управления. Как успех, так и неудача подвергаются тщательному анализу, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки того или иного метода. Таким образом, происходит развитие методологии управления как науки и рост продуктивности предприятий.


Организация и управление – это основополагающие элементы всей теории управления, которые дают представление о роли управленческих наук для практической реализации управленческих решений в жизнь.

Объектом курсовой работы выступает система организации и управления, а предмет – особенности построения данной системы.

Цель написания курсовой работы – изучение теоретических основ процесса организации и управления в организации.

В соответствии с поставленной целью можно выделять ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения цели:

1. Изучение сущности жизненного цикла организации.

2. Изучение методов управления в организации.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и структура жизненного цикла

Как известно, организация существовать в изоляции от всего мира не способна, а поэтому нам известно, что на все процессы, происходящие в организации, влияют как внутренние, так и внешние воздействия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждая организация развивается по своему собственному пути, присущему только ей.

В 60-х годах двадцатого века было выдвинуто предположение, что развитие организации можно сравнить с развитием человека. В рамках этой теории был сделан вывод о том, что все организации проходят один и тот же путь, который имеет некоторую закономерность.

В результате заключения вывода о закономерности развития организаций были выявлены этапы (стадии) – периоды жизни организации, в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Представление о том, что фирмы обладают «жизненным циклом», аналогичным жизненному циклу биологических организмов, скрывает в себе следующую идею: существуют «законы», обусловливающие развитие фирм, подобные тем законам, по которым развиваются живые организмы, причем разные стадии развития являются функцией возраста.[1]

Важно отметить, что каждая отдельно взятая организация проходит этапы жизненного цикла по-разному в зависимости от:


  • размера фирмы;
  • отрасли;
  • типа товара (услуги);
  • технического оснащения;
  • эффективной структуры менеджмента (стратегия компании, имидж, корпоративная культура).

«Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» - так писал Джон Гарднер еще в 1965 году.

С его высказыванием нельзя поспорить, примеры можно привести из нашей жизни.

Например, всем известная компания «Coca-cola», основанная в 1868 году[2], имея многолетнюю историю, продолжает существовать и по сей день, несмотря ни на какие трудности даже в условиях современной конкуренции.

Однако, если вспомнить какое количество банков и туристических фирм было закрыто за последние 1,5 года, можно сделать вывод, что в условиях перенасыщенности рынка в данном случае существенную роль играет хорошая история внутри отрасли, экономическая ситуация страны и некоторые другие факторы.

В самом общем виде жизненный цикл организации – это интервал времени между моментами смены качественного и количественного состояния исследуемого объекта.[3]

Жизненный цикл организации[4] — это совокупность последовательно сменяющих друг друга состояний организации, каждое из которых соответствует определенному комплексу организационных характеристик и типичной модели поведения организации.

1.2. Методика анализа жизненного цикла

Для того, чтобы понять на каком этапе жизненного цикла находится на данный момент организация, прежде всего, необходимо поставить перед собой следующие вопросы:

  • Что представляет собой наша организация сегодня?
  • Чего мы достигли, чего — нет?
  • Какие у нас накопились противоречия и трудности?
  • Почему их не удается в полной мере преодолеть?
  • Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее.

Существует ряд специальных методов, которые необходимы для диагностики:

1. Анализ характеристик организации заключается в анализе структуры, системы управления, системы взаимодействия персонала, уровня корпоративной культуры, экономических показателей, которых достигла фирма.


2. Экспертная оценка представляет собой предоставление экспертного мнения со стороны знающего человека с набором рекомендаций по трансформации и рационализации работы организации.

3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла: этот метод заключается в том, чтобы руководство осознавала на каком этапе сейчас находится организация и какой цикл проходит на данный момент.

4. Обработка и анализ результатов – этот метод показывает каким образом принятые рекомендации повлияли на дальнейшую работу фирмы.

5. Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.

1.3. Модели жизненного цикла

На сегодняшний день в научной литературе описано большое количество моделей жизненных циклов организации, предложенных в разные годы разными авторами.

В моей курсовой работе я рассмотрю несколько различных моделей жизненного цикла организаций, предложенных разными исследователями.

Г. Липитт и У. Шмидт предложили свою модель жизненного цикла организации «Управленческое участие» в 1967 году. Их модель была одна из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они предположили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение - создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность - развитие устойчивости и репутации; и зрелость - достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы.

Б. Скотт: «Стратегия и структура» выдвинул свою модель в 1971 году. Эта модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов. Он выделял 3 стадии жизни фирмы:

Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» оформил эту идею в 1972 году. Основная предпосылка создания теории состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами.

В доказательство этому Л.Грейнер опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на организационное развитие, он обсуждает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании. Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.[5]


У. Торберт: «Ментальность членов организации» выдвинул в 1974. В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития. У. Торберт выделял следующие этапы жизненного цикла организации:

  • Стадия фантазий;
  • Стадия инвестиций;
  • Стадия определений;
  • Стадия экспериментов;
  • Стадия предопределения производительности;
  • Стадия свободного выбора структуры;
  • Стадия возникновения общности;
  • Стадия либеральных порядков.

И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).[6] Эта модель является эволюционно-телеологической моделью организационного развития, рассматривающая указанный процесс как некий аналог процессов в развитии биологического организма. Процесс организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.

Его теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости).

Модель Д. Миллера и П. Фризена[7] вышла в свет в 1984 году. Она включала в себя следующие фазы:

  1. Фаза рождения - выработка продуктово-рыночной стратегии; простая структура, высокая централизация; частые инновации.
  2. Фаза роста - ранняя диверсификация, быстрый рост; функциональная структура, меньшая степень централизации; сегментация рынка.
  3. Фаза зрелости - снижение инновационности; распыление собственности; консерватизм в принятии решений.
  4. Фаза возрождения - повышение уровня инновационности; диверсификация продуктов и услуг; дивизиональная организационная структура.
  5. Фаза упадка - инертность в управлении; снижение уровня инновационной активности; снижение прибыльности; отсутствие развитых механизмов обработки информации; консервативный стиль принятия решений.

К наиболее известным и широко используемым в настоящее время моделям, пожалуй, следует отнести модели Л. Грейнера и И.Адизеса.

Известность модели Л. Грейнера обусловлена ее относительной простотой и длительным временем «присутствия» на страницах научных и деловых изданий. Популярность модели И. Адизеса, как уже упоминалось, остается достаточно высокой стараниями самого автора, выступающего с лекциями и предоставляющего консалтинговые услуги компаниям по всему миру. Несмотря на подробность и относительную сложность модели И. Адизеса, ее известность обусловлена также весьма оригинальным подходом автора к описанию этапов развития организаций