Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российской литературе по теории организации есть несколько заметных работ, посвященных теории жизненного цикла организации. Однако эти работы либо носят описательный характер, либо в их основе лежит одна из моделей иностранных авторов (чаще всего — модель И. Адизеса), которая подвергается тщательному анализу.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ и МЕТОДЫ УПРАВлЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА

1.1. Понятие и классификация функций управления

В сущности, смысл любого управленческого процесса представляет собой достижение конкретной организаций целей наиболее оптимальным и рациональным способом.

Управление - это особый вид деятельности, требующий специфических умений и навыков. Среди них можно выделить следующие:

  • принятие эффективных решений;
  • принятие эффективных кадровых решений;
  • коммуникации в рамках и за пределами организации;
  • надлежащее использование механизмов контроля и мер;
  • навыки составления бюджета и планирования;
  • надлежащее использование аналитических инструментов.

Такой точки зрения придерживался Питер Друкер - американский ученый, публицист, экономист.

Для выполнения поставленных целей управление реализует ряд специальных операций посредствам своих функций.

Под функцией управления понимают специализированные виды управленческого процесса, которые позволяют оказывать влияние на субъекты управления.

В книге «Основы менеджмента», авторами которой являются Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури, они выделяют следующие функции менеджмента: «Мы полагаем, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения».

Анри Файоль выделил пять функций управления: предвидеть (прогнозировать и планировать), организовывать, распоряжаться, согласовывать (координировать), контролировать.

Функции управления - направление или виды управленческой деятельности, основанные на разделении и кооперации в управлении, а также характеризующиеся специфическим комплексом задач, приемов и способов.


Другими словами, функции управления - это особые виды деятельности, которые выражают направления или стадии осуществления управленческого процесса.

Функциям управления присущи следующие аспекты:

    • однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
    • целевая направленность этих работ;
    • обособленный комплекс выполняемых задач.

Среди функций следуют различать такие как:

  1. Макрофункция: заключается в выработке общей концепции поведения системы управления, обеспечение целостности системы, разработка дерева целей и структуры, системы управления, направлений ее развития, определение функций, степени иерархичности и автономности подсистем управления, формирование кадровой политики.
  2. Общие функции управления подразумевают предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, координация, регулирование и мотивация), а также заключительное управление или обратную связь (контроль, учет, анализ).
  3. Частные функции управления заключается в организации работ по планированию и прогнозированию, технической подготовки производства, организации производства, оперативное управление производством, организации работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ.

К общим функциям управления относят такие функции как:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • координация;
  • контроль.

Функция планирования представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

В момент планирования руководитель должен отдавать себе отчет, где сейчас находится организация, каковы условия её деятельности, а также как и при наличии каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации.

Планирование - это первый этап процесса управления, который является очень значимым, потому что именно на системе планов держится дальнейшая деятельности фирмы.

Функция организации предполагает процесс создания структуры предприятия, которая способна обеспечивать эффективную совместную деятельность людей с целью достижения поставленных планов.

Для данной функции характерны два основных аспекта: организационно-экономический (разработка структуры управления, распределение обязанностей между сотрудниками, делегирование полномочий,) и социально-экономические (коммуникационные отношения, система подбора персонала, воспитательная работа с персоналом).


Функция мотивации представляет совой совокупность процессов побуждения себя и других людей к деятельности для достижения, как личных целей, так и целей организации.

Совокупность процессов функции мотивации составляет две подсистемы: первая - побуждает человека к деятельности самостоятельно (самомотивация), вторая – принудительное (вынужденное) побуждение человека за счет внешнего воздействия.

Функция координации рассмотрена, как совокупность процессов по приведению в порядок, упорядочиванию и согласованию различных частей управляемой системы.

Признаком хорошо скоординированной организации служат такие аспекты, как:

    1. Каждое подразделение осуществляет свою деятельность в согласии с остальными.
    2. Отделы и подотделы в каждой службе проинформированы об общем деле, их роли в этом деле.
    3. Программа в различных подразделениях согласуется в соответствии с обстоятельствами, которые имеют место быть на местах.

Функция контроля - это процесс анализа (сопоставления), фактически достигнутый результатов по сравнению с запланированными.

Контроль наглядно демонстрирует разницу между первоначально запланированными целями и реальными показателями, которых достигла организация.

2.2. Система методов управления

Говоря о процессе организации и управлении в организации необходимо рассмотреть методы управления.

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для завершения назначенных задач.

Разли­чают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия, а для методов косвенного воздействия создаются определенные условия для выполнения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия воссоздает свойственные черты стиля управления.[8]

Итак, в системе методов управления существуют совместные методы. К ним относятся такие как экономические, административные (а также их иногда называют организационными) и социально-психологические методы.

  • экономические методы;
  • административные методы;
  • социально-психологические методы.

2.3. Экономические методы управления

Экономические методы управления – это совокупность способов влияния на экономические интересы объекта управления, которые основаны на осознанном применении требований экономических законов. Данные методы делятся на две группы:

  • Методы, которые используют муниципальные, региональные и федеральные органы;
  • Методы, которые используют предприятия (организации).

В первую группу входят кредитно-финансовые механизмы и налоговые системы страны и региона, а именно экономические факторы внешней среды предприятия.

Во вторую группу входят:

  • Система материального поощрения (премии) рабочих;
  • Система, которая гарантирует эффективность и качество работы;
  • Экономические нормативы функционирования предприятия;
  • коммерческий расчет.

Главным в экономических методах управления является стимулирование персонала, которое направленно на улучшение качества и эффективности работы каждого и которое осуществляется путем применения инструментов мотивации и оптимизации для гармонизации взаимоотношений личности и общества. В современные формы экономического стимулирования входят:

  • создание системы заработной платы в зависимости от качества и количества труда;
  • поощрения в качестве дополнительных вознаграждений, премий, а также надбавок к основной заработной плате;
  • принятие решения работника в распределении прибыли организации;
  • предоставление работнику привилегий и льгот;
  • предоставление работнику льготных кредитов;
  • льготное страхование жизни работника.

Кроме перечисленных форм стимулирования, допустимо применение системы порицаний и штрафов, понижения или снятия всех льгот.

2.4. Административные методы управления

К административным методам управления относятся:

  • система законодательных актов региона и страны;
  • система методических и нормативных (важных к применению) документов организации;
  • система оперативного управления (система власти).

Итак, в систему законодательных актов определенного региона и страны входят указы, законы, стандарты, постановления, методики, положения, ну и другие документы, которые утверждены федеральными и региональными органами для обязательного применения на надлежащей области. Когда определяют их состав, структуры и содержания нужно учитываться теоретические, научные и практические аспекты управления.


Система методических и нормативных документов предприятия включает в себя стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия.

Нужно сказать, что административные методы нацелены на такие мотивы поведения, как например осмысленная необходимость стремление человека трудится в каких-то компаниях, дисциплины труда, чувство долга. Данные методы отличает прямой характер влияния: любой регламентирующий и административный акт должен, обязательно, выполнен.

Также для административных методов свойственно их соответствие правовым нормам, которые действуют на установленном уровне управления, а еще распоряжениям и актам вышестоящих органов управления.

2.5. Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления созданы для управления социально-психологическими процессами в обществе, чтобы достичь назначенной задачи при условии сохранения здоровья сотрудников и хорошего морально-психологического климата в рабочем коллективе, соблюдения требований нормативных актов и законодательства.

Итак, объектами управления социально-психологическими процессами являются:

  • личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
  • способы рабочих мест и организации труда;
  • система подготовки, подбора, переподготовки и расстановки кадров;
  • информационное использование и его обеспечение;
  • система мотивации рабочих;
  • морально-психологический климат в рабочем коллективе;

В управление социально-психологическими процессами входят:

  • разработка нормативов социально-психологических процессов и норм;
  • контроль, учет и анализ исполнения нормативов социально-психологических процессов и норм;
  • создание и проверка за исполнением разработанных мероприятий;
  • управление социально-психологических процессов.

Высокое внимание в обеспечении большой результативности работы коллектива обладает сохранение и создание в нем подходящего морально-психологического климата. Основными признаками его в организации и на предприятии являются:

  • расположение духа в коллективе (его бодрость, оптимизм);
  • благосклонность и объективность оценки работы исполнителей;
  • создание творческой атмосферы в коллективе;
  • сплоченность и согласие действий в коллективе;
  • отсутствие формализма в рабочем процессе;
  • доверительность, естественность взаимоотношений между рабочими в организации.