Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Один из значимых вопросов в настоящее время в современной России – становление страны как динамично развивающегося государства. Для достижения поставленной цели необходимо наличие эффективной и результативной системы государственного управления страной в целом.

Соответственно, здесь встает ещё одна не менее важная задача: подготовка, а также переподготовка и повышение квалификации уровня кадров государственной службы.

В начала XXI века во многих странах проблема повышения эффективности функционирования системы управления стало общемировой.

Этому поспособствовала массовая демократизация, а также формирование рыночной экономической системы. В рамках развития, такая система породила очень важный социальный и правовой институт как государственная служба.

Государственная служба – это профессиональная деятельность людей, которые обеспечивают работу государственного аппарата. Поступая на государственную службу, гражданин вступает в особенные правовые отношения с системой государственной службы.

Государственную службу, как и любую систему можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле государственная служба представляет собой многопрофильную и многофункциональную систему, которая всеобъемлюще обеспечивает функционирование государственного аппарата и выполняет две функции: организационная функции и функция социального обеспечения.

В узком смысле, государственная служба включает лишь исполнение должностных обязанностей лицами, которые замещают должности в органах государственной власти.

Актуальность написания курсовой работы по данной работе заключается в высокой востребованности как государственной службы в целом, так и людей, которые управляют страной.

Цель теоретического исследования – изучить основные виды государственной службы и их функционирование.

Задачи:

  1. Изучить понятие государственной службы
  2. Изучить основные виды государственной службы
  3. Изучить специфику каждого вида службы

Объект исследования – государственная служба в Российской Федерации, а предмет – основные виды государственной службы и их особенности.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Рассматривая вопрос, касающийся государственной службы, прежде всего, необходимо понимать какой нормативно-правовой базой регламентировано данное явление.


Основополагающий закон, который направлен на становление и эффективное функционирование государственно службы – это Федеральный закон Российской Федерации № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной Российской Федерации». В этом документы закреплены основные понятие, такие как: понятие государственной службы, систему государственной службы, принципы построения системы государственной службы, должности государственной службы, реестры должностей, понятие государственного служащего, а также вопросы, касающиеся кадрового резерва, поступления и прохождения государственной службы и другое[1].

Государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих, которая заключается в исполнения ими полномочий как органов государственной власти Российской Федерации, так и исполнении полномочий органов государственной власти субъектов федерации.

Важно отметить, что государственная служба осуществляется только в специализированных организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями или учреждениями, которые реализуют функции государственных органов власти.

Государственный орган – это заведение, учрежденное в особом порядке в системе государственного управления. Перед государственным органом, как и перед любой организацией, стоит определенная цель и ряд задач. Кроме того, он наделен специальными функциями и компетенцией.

В статье 1 Федерального закона от № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено, что государственная служба[2] – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Говоря о построения целостной системы государственной службы, необходимо определить из каких компонентов она состоит, а это:

  1. Государственная гражданская служба
  2. Государственная военная служба
  3. Государственная правоохранительная служба.

Важно сказать, что существует специфика, которая присуща тому или иному виду государственной службы.

Государственная служба может осуществляться на различных уровнях: на уровне Российской Федерации, а также на уровне субъекта федерации.

Рис. 1. Государственная гражданская служба

Рис. 2. Государственная военная и правоохранительная служба.

Существует ряд принципов построения и функционирования государственной службы, как системы государственного управления. Существует две различные классификации принципов построения и функционирования системы государственной службы в РФ.

Первая группа принципов:

• Конституционные – основы на нормах, закреплённых в Конституции РФ, которые касаются государственного управления и государственный службы;

• Организационные – этот вид принципов отражает механизм построения и функционирования государственного аппарата;

• Профессиональные – этот вид принципов отражает процесс прохождения государственной службы.

Вторая группа принципов (отражена в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27.05.2003 (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации»):

1. Федерализм – этот принцип исходит из Конституции РФ.

Принцип федерализма характеризуется единством государственной власти и государственной службы. Важным аспектом этого принципа является наличие вертикали исполнительной власти, которая способна обеспечить высокий уровень управления в стране, а также динамическое развитие государства в целом.

В Конституции РФ, в ст. 77[3] определён этот принцип так: Федеральные органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Принцип федерализма обеспечивает:

• Единство систему государственной службы в РФ;

• Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации (закреплено в Конституции РФ в ст.71, ст.72, ст.73).

2. Законность – этот принцип обязывает государственную службу соблюдать Конституцию РФ, законы и иные нормативно-правовые документы.

В соответствии с Конституцией РФ в ст.4 и ст.76 говорится о том, что Конституция и Федеральные законы имеют верховенство на вей территории РФ. Также важным является то, что все нормативно-правовые акты (законы, уставы), издаваемые субъектами РФ, должны соответствовать Конституции РФ.


Другими словами, принцип законности означает, что деятельности государственный служащих определяется нормативно-правовой базой, которой они руководствуются при осуществлении свой полномочий. Также этот принцип направлен на то, чтобы все государственные служащие обладали навыками и знаниями использования правовой базы и были развиты в сфере права.

3. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

Правовые основы государственной службы – это правовое положение государственных служащих, правовой статус государственной службы, конституционные принципы и правовое регулирование государственной службы.

Организационные основы – это организация и построение государственной службы, её организационные принципы, реестр должностей, процедура прохождение государственной службы, формирование кадрового состава и составление кадрового резерва.

Данный принцип подразумевает под собой, что подход к организации государственной службе должен быть законодательно закреплён. Это означает, что все требования к организации, функционированию и прохождению государственной службы в РФ, закреплённый в Конституции РФ и в ряде Федеральных законов, являются едиными и общеобязательными для государственной службы на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Также этот принцип распространяется на все виды ветвей власти в РФ.

  1. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы – это принцип, определяющий единство и взаимосвязь всех уровней публичной властью в стране.
  2. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Этот принцип работы органов государственной власти предполагает, что общество в свободном доступе может получать информацию о деятельности того или иного государственного органа (исключая информацию, которая содержит в себе военную или иную тайну).
  3. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Данный принцип отражает, что на государственной службе осуществляют деятельность только образованные и действительно компетентные люди.
  4. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Кроме указанных принципов, в федеральных законах, регламентирующих каждый вид службы по отдельности, могут быть включены и другие принципы построения и функционирования государственной службы, учитывая специфику каждого вида службы.

Говоря о должностях государственной службы, необходимо сказать, что они учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы делятся на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Кроме того, должности разделяются по категориям и группам в зависимости от специфики того или иного вида государственной службы.

Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Кадровый резерв формируется за счёт: создания кадровых резервов на всех уровнях государственного управления, развития компетенций и профессионализма государственных служащих, оценки результатов работы государственных служащих, повышение их квалификации, а также проведение аттестаций. Кроме того, в государственных органах большую роль играет система ротации на государственной службе.

Порядок поступления на государственную службу и замещение должностей государственных служащих регламентируется федеральными законами по каждому из вида служб, а иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

2.1. Государственная гражданская служба

Государственная служба в Российской Федерации занимает важное место в системе управления нашей страны. Оно обеспечивает функционирования государственного аппарата за счёт работы многочисленных государственных служащих.