Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Один из значимых вопросов в настоящее время в современной России – становление страны как динамично развивающегося государства. Для достижения поставленной цели необходимо наличие эффективной и результативной системы государственного управления страной в целом.
Соответственно, здесь встает ещё одна не менее важная задача: подготовка, а также переподготовка и повышение квалификации уровня кадров государственной службы.
В начала XXI века во многих странах проблема повышения эффективности функционирования системы управления стало общемировой.
Этому поспособствовала массовая демократизация, а также формирование рыночной экономической системы. В рамках развития, такая система породила очень важный социальный и правовой институт как государственная служба.
Государственная служба – это профессиональная деятельность людей, которые обеспечивают работу государственного аппарата. Поступая на государственную службу, гражданин вступает в особенные правовые отношения с системой государственной службы.
Государственную службу, как и любую систему можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле государственная служба представляет собой многопрофильную и многофункциональную систему, которая всеобъемлюще обеспечивает функционирование государственного аппарата и выполняет две функции: организационная функции и функция социального обеспечения.
В узком смысле, государственная служба включает лишь исполнение должностных обязанностей лицами, которые замещают должности в органах государственной власти.
Актуальность написания курсовой работы по данной работе заключается в высокой востребованности как государственной службы в целом, так и людей, которые управляют страной.
Цель теоретического исследования – изучить основные виды государственной службы и их функционирование.
Задачи:
- Изучить понятие государственной службы
- Изучить основные виды государственной службы
- Изучить специфику каждого вида службы
Объект исследования – государственная служба в Российской Федерации, а предмет – основные виды государственной службы и их особенности.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Рассматривая вопрос, касающийся государственной службы, прежде всего, необходимо понимать какой нормативно-правовой базой регламентировано данное явление.
Основополагающий закон, который направлен на становление и эффективное функционирование государственно службы – это Федеральный закон Российской Федерации № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной Российской Федерации». В этом документы закреплены основные понятие, такие как: понятие государственной службы, систему государственной службы, принципы построения системы государственной службы, должности государственной службы, реестры должностей, понятие государственного служащего, а также вопросы, касающиеся кадрового резерва, поступления и прохождения государственной службы и другое[1].
Государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих, которая заключается в исполнения ими полномочий как органов государственной власти Российской Федерации, так и исполнении полномочий органов государственной власти субъектов федерации.
Важно отметить, что государственная служба осуществляется только в специализированных организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями или учреждениями, которые реализуют функции государственных органов власти.
Государственный орган – это заведение, учрежденное в особом порядке в системе государственного управления. Перед государственным органом, как и перед любой организацией, стоит определенная цель и ряд задач. Кроме того, он наделен специальными функциями и компетенцией.
В статье 1 Федерального закона от № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено, что государственная служба[2] – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
Говоря о построения целостной системы государственной службы, необходимо определить из каких компонентов она состоит, а это:
- Государственная гражданская служба
- Государственная военная служба
- Государственная правоохранительная служба.
Важно сказать, что существует специфика, которая присуща тому или иному виду государственной службы.
Государственная служба может осуществляться на различных уровнях: на уровне Российской Федерации, а также на уровне субъекта федерации.
Рис. 1. Государственная гражданская служба
Рис. 2. Государственная военная и правоохранительная служба.
Существует ряд принципов построения и функционирования государственной службы, как системы государственного управления. Существует две различные классификации принципов построения и функционирования системы государственной службы в РФ.
Первая группа принципов:
• Конституционные – основы на нормах, закреплённых в Конституции РФ, которые касаются государственного управления и государственный службы;
• Организационные – этот вид принципов отражает механизм построения и функционирования государственного аппарата;
• Профессиональные – этот вид принципов отражает процесс прохождения государственной службы.
Вторая группа принципов (отражена в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27.05.2003 (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации»):
1. Федерализм – этот принцип исходит из Конституции РФ.
Принцип федерализма характеризуется единством государственной власти и государственной службы. Важным аспектом этого принципа является наличие вертикали исполнительной власти, которая способна обеспечить высокий уровень управления в стране, а также динамическое развитие государства в целом.
В Конституции РФ, в ст. 77[3] определён этот принцип так: Федеральные органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Принцип федерализма обеспечивает:
• Единство систему государственной службы в РФ;
• Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации (закреплено в Конституции РФ в ст.71, ст.72, ст.73).
2. Законность – этот принцип обязывает государственную службу соблюдать Конституцию РФ, законы и иные нормативно-правовые документы.
В соответствии с Конституцией РФ в ст.4 и ст.76 говорится о том, что Конституция и Федеральные законы имеют верховенство на вей территории РФ. Также важным является то, что все нормативно-правовые акты (законы, уставы), издаваемые субъектами РФ, должны соответствовать Конституции РФ.
Другими словами, принцип законности означает, что деятельности государственный служащих определяется нормативно-правовой базой, которой они руководствуются при осуществлении свой полномочий. Также этот принцип направлен на то, чтобы все государственные служащие обладали навыками и знаниями использования правовой базы и были развиты в сфере права.
3. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
Правовые основы государственной службы – это правовое положение государственных служащих, правовой статус государственной службы, конституционные принципы и правовое регулирование государственной службы.
Организационные основы – это организация и построение государственной службы, её организационные принципы, реестр должностей, процедура прохождение государственной службы, формирование кадрового состава и составление кадрового резерва.
Данный принцип подразумевает под собой, что подход к организации государственной службе должен быть законодательно закреплён. Это означает, что все требования к организации, функционированию и прохождению государственной службы в РФ, закреплённый в Конституции РФ и в ряде Федеральных законов, являются едиными и общеобязательными для государственной службы на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Также этот принцип распространяется на все виды ветвей власти в РФ.
- Взаимосвязь государственной и муниципальной службы – это принцип, определяющий единство и взаимосвязь всех уровней публичной властью в стране.
- Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Этот принцип работы органов государственной власти предполагает, что общество в свободном доступе может получать информацию о деятельности того или иного государственного органа (исключая информацию, которая содержит в себе военную или иную тайну).
- Профессионализм и компетентность государственных служащих. Данный принцип отражает, что на государственной службе осуществляют деятельность только образованные и действительно компетентные люди.
- Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Кроме указанных принципов, в федеральных законах, регламентирующих каждый вид службы по отдельности, могут быть включены и другие принципы построения и функционирования государственной службы, учитывая специфику каждого вида службы.
Говоря о должностях государственной службы, необходимо сказать, что они учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы делятся на:
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы.
Кроме того, должности разделяются по категориям и группам в зависимости от специфики того или иного вида государственной службы.
Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Кадровый резерв формируется за счёт: создания кадровых резервов на всех уровнях государственного управления, развития компетенций и профессионализма государственных служащих, оценки результатов работы государственных служащих, повышение их квалификации, а также проведение аттестаций. Кроме того, в государственных органах большую роль играет система ротации на государственной службе.
Порядок поступления на государственную службу и замещение должностей государственных служащих регламентируется федеральными законами по каждому из вида служб, а иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Государственная гражданская служба
Государственная служба в Российской Федерации занимает важное место в системе управления нашей страны. Оно обеспечивает функционирования государственного аппарата за счёт работы многочисленных государственных служащих.