Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная гражданская служба – многогранная система, которая регламентирована множеством документов. Перечень документов:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года;

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4. Конституции республик, являющихся субъектами РФ;

5. Уставы субъектов РФ;

6. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени, относящиеся к институту государственной служб;

7. Указы и распоряжения Президента РФ;

8. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы;

a. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти;

b. Постановления Конституционного Суда РФ.

При рассмотрения государственной гражданской службы я сделаю особый упор на изучение Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, которой представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий соответствующих органов и должностных лиц.

Следует заметить, что в Российской Федерации существует 2 уровня на который осуществляет государственная гражданская служба:

1. Федеральный уровень;

2. Уровень субъекта федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно выделить принципы построения и организации и функционирования государственной гражданской службы, они отражают принципы общего построения системы государственной службы:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов федерации;

3. Равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, которые владеют государственным языком;

4. Компетентность и профессионализм государственных служащих;

5. Стабильность гражданской службы;

6. Доступность информации о государственной службе;

7. Взаимодействие гражданской службы с общественными организациями и гражданами;


8. Защита государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Государственный гражданский служащий – это человек, осуществляющий свои властные полномочия в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, а также иными нормативно-правовыми актами, имеющими сила на территории РФ и не противоречащие Конституции РФ.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ должности гражданской службы подразделяются на следующие категории[4]:

1. Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2. Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3. Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4. Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Государственный служащий может работать:

• в органах законодательной власти;

• в органах исполнительной власти;

• в органах судебной власти.

Все должности федеральной государственной гражданской службы классифицированы по органам власти, должностям, группам – это называется реестром должностей федеральной государственной гражданской службы – он утверждается Указом Президента Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:


1. высшие должности гражданской службы;

2. главные должности гражданской службы;

3. ведущие должности гражданской службы;

4. старшие должности гражданской службы;

5. младшие должности гражданской службы.

Распределение по должностям и группам на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации разнятся.

На федеральном уровне категории «руководители» соответствует высшая, главная и ведущая группа должностей.

На федеральном уровне категории «помощники» соответствует высшая, главная и ведущая группа должностей.

На федеральном уровне категории «специалисты» соответствует высшая, главная, ведущая и старшая группа должностей.

На федеральном уровне категории «обеспечивающие специалисты» соответствует главная, ведущая, старшая и младшая группа должностей.

На уровне субъекта федерации категории «руководители» соответствует высшая, главная и ведущая группа должностей.

На уровне субъекта федерации категории «помощники» соответствует высшая, главная и ведущая группа должностей.

На уровне субъекта федерации категории «специалисты» соответствует ведущая и старшая группа должностей.

На уровне субъекта федерации категории «обеспечивающие специалисты» соответствует ведущая, старшая и младшая группа должностей.

Существует на государственной гражданской службе такое понятие, как классные чины, они в свою очередь соотносятся с группой должностей.

Таблица 2.1.1. – Соответствие классного чина группе должностей государственного гражданского служащего

Классный чин

Группа

Действительный государственный советник РФ

Высшая

Государственный Советник РФ

Главная

Советник государственной гражданской службы РФ

Ведущая

Референт государственной гражданской службы РФ

Старшая

Секретарь государственной гражданской службы РФ

Младшая

На должности государственных гражданских служащих могут быть допущены граждане РФ, которым уже исполнилось 18 лет, они обязаны владеть государственным языком РФ и соответствовать квалификационным требованиям, которые необходимо для прохождения государственной гражданской службе на конкретной должности.

Конкурс на замещения вакантной должности проводится в соответствии с правовым актом государственного органа. При этом образуется специальная комиссия в соответствии с решениями которой происходит приём или отклонение заявок претендентов.


В состав такой комиссии входят: представитель нанимателя (либо его доверенное уполномоченное лицо), представитель из кадрового отдела, представитель из юридического отдела, представитель соответствующего органа или отдела, а также представитель образовательных и других организаций, которые могут быть приглашены со стороны нанимателя в качестве независимых экспертов.

К человека, который желает замещать должность государственного гражданского служащего предъявляется ряд требований. Требования предъявляются по следующим направлениям: уровень профессионально образования, стаж государственной службы либо стаж работы по специальности; профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Все квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей государственных служащих Российской Федерации.

Служебный контракт – это юридический документ, который заключается между представителем нанимателя и гражданином, который принял решение по прохождению государственной гражданской службы. Данным контрактом устанавливаются и закрепляются права и обязанности сторон.

Срок действия служебного контракта может зависеть от различных причин, поэтому существует два вида служебного контракта:

• служебный контракт на неопределённый срок;

• служебный контракт на определённый срок (срочный контракт).

Таким образом, можно сделать вывод, что поступление и прохождение государственной гражданской службы — это непросто, для этого необходимо соответствовать ряду требований, регламентированных законодательством.

2.2. Государственная военная служба

Напомним, что государственная военная служба является частью системы государственной службы. Данный вид службы регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Военная служба[5] - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как видно из определения, военную службу могут проходить как граждане Российской Федерации, так и граждане иностранных государств. Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту), а иностранные граждане – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях[6].


Правовая база, регламентирующая военную службу:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Иные федеральные законы, которые регулируют отношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы, а также статуса военнослужащего.
  4. Международные договоры Российской Федерации.

Прохождение государственной военной службы регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  2. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».
  3. Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащий – это гражданин Российской Федерации или иностранный, который взял на себя ответственность добросовестно исполнять все обязанности по прохождению военной службы.

При поступлении на военную службу заключается контракт о прохождении военной службы между гражданином (иностранным гражданином) и Российской Федерацией (от имени Министерства Обороны Российской Федерации или иными федеральными органами исполнительной власти). Такой контракт заключается в письменной форме и в порядке, определенном в Положении о порядке прохождения военной службы.

В данном контракте устанавливается, что гражданин (иностранный гражданин) по ступил на военную службу в добровольном порядке, а также устанавливается срок, на протяжении которого военнослужащий обязан проходить военную службу. Кроме того, в контракте прописаны условия прохождения военной службы.

Условия контракта:

  • обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в течение установленного контрактом срока;
  • добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих;
  • право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи (социальные гарантии, компенсации).

Контракт о прохождении военнослужащим военной службы вступает в действия со дня его подписания соответствующим должностным лицом.

Существует ряд требований, предъявляемых к гражданам (иностранным лицам), которые претендуют замещать должность военнослужащего:

  1. Гражданин (иностранный гражданин) должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы.
  2. Гражданин (иностранный гражданин) должен успешно пройти процедуру медицинского освидетельствования.
  3. Гражданин (иностранный гражданин) должен показать отличные результаты в процессе прохождения мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
  4. Гражданин (иностранный гражданин) должен соответствовать требованиям по уровню: