Файл: Особенности коммуникаций в организации (Коммуникативные способы, барьеры и особенности управления в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Опыт как Российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого – плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.

Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.

Все это уже давно осознали зарубежные и многие отечественные менеджеры. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? - вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.


В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы  подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию, ведь одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация (до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения).

Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет – это небольшой период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.

Цель курсовой работы — рассмотреть особенности коммуникаций в организации

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать понятие коммуникации в организации;
  2. Охарактеризовать коммуникативные особенности управления в организации;
  3. Сделать выводы по работе.

Глава 1. Что такое коммуникации в организации

1.1. Понятие коммуникации

Коммуникация в организации — это процесс общения, информационные взаимодействия, в которые люди вступают и которые поддерживают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных функций.

Как говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его «выделение» - так называемая психологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств – семиотическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.


Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.[1]

Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.

Сообщение – информация, закодированная в виде символов.

Канал – средства передачи информации.

Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.[2]

Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.

По типу объектов:

-организация – внешняя среда;

-межуровневая (восходящая);

-межуровневая (нисходящая);

-горизонтальная;

-руководитель – подчиненный;

-руководитель – рабочая группа.

По степени формализации:

-формальные коммуникации;

-неформальные коммуникации.

Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:

• организацию коммуникативных сетей;

• повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;

• полноценное использование информации для решения задач управления.

Эти задачи связаны со своеобразной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтобы повысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать и совершенствовать эту группу психологических факторов.

Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому. Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.[3]

Коммуникативная сеть — сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями и должностными лицами, т.е. основа лежит в организационно-правовой плоскости.


Реальная же картина передачи сообщений может не совпадать с ней, и причиной этого выступают психологические факторы. Под их влиянием происходит обрыв нормативных (формализованных) каналов и цепей, возникновение новых, их изменение (ослабление или усиление), изменение информационных ролей отдельных лиц, утечка служебной информации и др. Поэтому надо тщательно следить за влиянием психологических факторов на коммуникации.[4]

Умелый руководитель принимает меры по обеспечению положительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний случай, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к врагу, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Однако глубокое взаимное уважение отправителя и получателя сообщений чрезвычайно облегчает коммуникацию и позволяет быстро находить решение даже самых трудных проблем». Надо уделять внимание прежде всего межличностнымвзаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб и их коллективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении  тогда новых коммуникативных каналов, пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).

Сказывается то,  экономить как развиты  канале и развиваются у сотрудников  всех коммуникативные способности  социальный и умения: общительность,  оборудования доступность, умение  проблемы слушать и быстро  своей схватывать суть  обратной сообщения, быстро  повышению и правильно решать,  любой кому передать  своей информацию, умение  система хранить и быстро  система находить нужную  следить информацию, четко,  проблемы ясно и кратко  кооперацию передавать сообщение  личным и др.

Срывы могут  группу возникать и из-за  основным перегрузки отдельных  поэтому точек, лиц  элемент в коммуникативных сетях,  полное превышающей их психологическую  обусловлено пропускную способность.

Коммуникативный  лить процесс включает  апперцепция следующие этапы:

1. Формулирование  должен идеи или  участникам выбор информации  забивания для передачи. Отправитель  чтобы должен хорошо  может оценить значимость  являющиеся идеи (информации) и  воспринимаемый продумать суть  основным ее изложения.

2. Кодирование и  включает выбор канала  восприятии передачи информации. Чтобы  собственного передать идею  конкретный или информацию,  адекватно отправитель кодирует  увеличиваются ее с помощью символов  потом и выбирает канал  невербальной передачи, соответствующий  наличии типу символов. Выбор  значит средства сообщения  ответную не должен быть  контро ограничен единственным  средством каналом – необходимо  ходе использовать сочетание  специальная разных каналов.


3. Передача  канале информации – непосредственно  создание передача конкретной  движением информации.

4. Декодирование  (расшифровка) – на  себя этом этапе  силу осуществляется перевод  сводить информации отправителя  даже в информацию получателя. При  взаимодействие наличии обратной  говорить связи отправитель  основным и получатель меняются  неосознанно местами.[5]

Иногда в процессе  учитывать коммуникации может  может возникнуть «шум»,  ряде источниками которого  является являются:

-язык (вербальный  представление и невербальный);

-различия в восприятии  движении информации;

-различия в статусе.

Цель  апперцепция коммуникации – обеспечить понимание  субъективная информации (сообщения),  сообщение которой обмениваются  оборудования отправитель и получатель. Коммуникации  подготовки могут осуществляться  процессе в виде:

-монолога – информации,  мера поступающей от отправителя  внутреннего к получателю;

-диалога – информации,  нечто поступающей от отправителя  другие к получателю и от получателя  уменьшающем к отправителю;

-обратной связи  социальный как реакции  поэтому на полученную информацию.

Для  ноги обмена информацией  называемого используют символы,  система к которым относятся  оммуникации слова, жесты,  нейших интонация. Отправитель  ходе кодирует сообщение  этом с помощью вербальных  феноменом и невербальных символов.

1.2. Способы  говорить коммуникации

Способы коммуникации:

-разговорный (устный,  связаны вербальный);

-письменный (письма,  всяком распоряжения, статьи,  система объявления);

-невербальный (тон  ющих речи, пауза,  тогда акцентирование внимания,  конкретным телодвижения)[6]

Вербальная коммуникация  происходит использует в качестве  поэтому знаковой системы  того человеческую речь,  таким естественный звуковой  невозможно язык, т.е. систему  средством фонетических знаков,  отношению включающих два  восприятие принципа: лексический  собственного и синтаксический. Речь  пецифические является самым  которые универсальным средством  должен коммуникации, поскольку  невозможно при передаче  принимает информации при  пользоваться помощи речи  чтобы менее всего  гораздо теряется смысл  постоянно сообщения. Правда,  быст этому должна  авления сопутствовать высокая  другой степень общности  воздействий понимания ситуации  определенном всеми участниками  кодирование коммуникативного процесса. Известно,  неких что использованию  полное речи сопутствуют  невербальных процессы, препятствующие  может достижению взаимопонимания:  должен возможность использования  этапе двух типов  информации значений: денотативных (формальные  часто определения, дефиниции: «молоток» - инструмент  своем для забивания  присутст гвоздей) и коннотативных (связанных  который с эмоциональными ассоциациями: «молоток» - нечто  закон тяжелое, холодное);  влиянием полисемия (многозначное  внутреннего толкование одного  управления и того же слова) и  могут синонимия (использование  отрицательных разных слов  мыслей для обозначения  уменьшающем одного и того  зависимости же явления).