Файл: Особенности коммуникаций в организации (Коммуникативные способы, барьеры и особенности управления в организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Взаимоотношения людей друг с другом могут носить характер борьбы, сотрудничества или сосуществования. Например, А может демонстрировать конкурентное отношение к В, тогда как В, в свою очередь, может находиться с Л в конфронтации, т. е. в состоянии борьбы, или А стремится наладить кооперацию с В, тогда как В, со своей стороны, согласен только на корпоративные взаимоотношения, т. е. по типу «ты — мне, я — тебе» и т. д.
Таким образом, для одного человека взаимодействие является контактным, для другого — конкурентным или какого-либо другого характера. В культуре общения, сложившейся в нашей стране, проявление того или иного типа взаимодействия обычно связывается с личной позицией человека, т. е. с его личным выбором, а не с обстоятельствами и профессиональными целями.
Полное коммуникативное взаимодействие — это совокупность всех парциальных взаимодействий и взаимоотношений человека, в которые он вступает с людьми при выполнении своих должностных или функциональных обязанностей в организации. Полное коммуникативное взаимодействие включает в себя парциальные, актуальные (диалог) и коммуникативные элементы общения человека.
Социально-психологическая характеристика полного взаимодействия и взаимоотношений человека позволяет оценить эффективность деятельности данного работника в организации. Часто эмоциональное напряжение в парциальном общении возникает из-за каких-то профессиональных проблем, но неумение людей сохранять конструктивное взаимодействие даже при очень сильных разногласиях во взглядах приводит к переносу этих разногласий на личные взаимоотношения. В результате взаимоотношения ухудшаются и человек неосознанно стремится снизить частоту своих профессиональных, парциальных взаимоотношений, т. е. по возможности начинает избегать общения с этим человеком, сведя свое взаимодействие с ним к формальному уровню. Необходимо отметить и такой важный момент полного общения, как его целостность, что означает наличие вероятности неосознанного переноса человеком одних парциальных отношений на другие. Подобный перенос проблем из одних парциальных взаимоотношений в другие может значительно снижать эффективность всей деятельности работника в организации.
Заключение
В целом, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что коммуникация – это процесс, в ходе которого человек, группа или организация передает какую-либо информацию другому человеку, группе или организации. Поэтому представляется важным определить необходимый базовый коммуникативный стандарт, т. е. минимальный уровень знаний и умений менеджеров, учителей, юристов, врачей, политиков — всех тех людей, эффективность профессиональной деятельности которых существенно зависит от эффективности их коммуникации. Профессиональное, вузовское обучение психологическим основам эффективной коммуникации должно, по-видимому, иметь вид поэтапной обучающей программы, состоящей из лекций и социально-психологического тренинга. В такую программу могли бы войти следующие относительно автономные, но в целом логически связанные друг с другом темы:
Управляет в организации тот, кто владеет информацией. Специалисты по управлению сравнивают функцию информации с функцией фар автомобиля при движении ночью: фары освещают дорогу впереди, обеспечивая контроль за обстановкой и подготовку реакций водителя. Если фары светят слабо или вбок, то неприятностей не избежать. Потоки информации в организации, как нервные импульсы по нервным путям организма, как кровь по его кровеносным сосудам, циркулируют в его «теле», питая подразделения и работу должностных лиц, связывая их воедино.
В процессе коммуникации возникает множество препятствий, которые называются барьерами. Коммуникационные барьеры обусловлены:
-трудностями восприятия;
-семантическими барьерами;
-невербальными барьерами;
-плохой обратной связью.
Проблемы коммуникации в организациях напрямую связаны с характеристикой барьеров и могут быть представлены следующим образом:
-искажение сообщений (сознательно, несознательно);
-информационные перегрузки, которые усложняют процесс обработки информации;
-неудовлетворительная структура организации (иерархия, кадры, организация выполнения задач).
Совершенствовать коммуникации в организациях можно по следующим направлениям:
-регулирование информационных потоков (изучение информационных потоков);
-разработка систем сбора предложений с целью обеспечения более легкого поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации;
-совершенствование управленческих действий (проведение собраний, совещаний);
-совершенствование систем обратной связи;
-использование современных информационных технологий (сети, e-mail, Интернет);
-выпуск информационных бюллетеней.
Библиография
- Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс, 2014.-366 с.
- Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг.- М.: Омега-Л, 2013.- 409 с.
- Борисова Е. Критерии оценки персонала. Рецепт для тех, кому некогда //www.emsi.ru
- Брэддик У. Менеджмент организации.- М.: Инфра-М, 2012.- 336 с.
- Гапоненко А.Л. Стратегическое управление.- М.: Омега-Л, 2013.-388 с.
- Жарковская Е.П. Антикризисное управление.- М.: Омега-Л, 2014.- 260 с.
- Иванцевич Д. Человеческие ресурсы управления.- М.: Дело, 2013.- 107 с.
- Лукичева Л.И. Управление организацией.- М.: Омега-Л, 2014.- 354 с.
- Лукичева Л.И. Управление персоналом.- М.: МИЭТ, 2015.- 265 с.
- Магура М. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации //Управление персоналом.- 20102.- № 9.
- Стеттнер М. Карьера начинающего менеджера.- М.: Вира-Р, 2013.- 147 с.
- Тейлор С. Социальная психология.-СПб.: Питер, 2014.- 580 с.
- Чалдини Р. Социальная психология. Влияние.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.- 412 с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.- М., 2014.- 183 с.