Файл: Методы управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы, применяемые для обеспечения непрерывности процессов, представленных на рисунке 1, отмечены в таблице 1.

Таблица 1

Методы обеспечения непрерывности инновационной

деятельности в ПАО «Мегафон»

Этап

Основные методы

1

2

Анализ результатов инновационной деятельности в предшествующем периоде

Методы экономического анализа: горизонтальный, вертикальный анализ; метод табличного и графического отображения данных; факторный метод; метод сопоставления данных;

балансовый метод.

Планирование и подготовка плановых показателей

Балансовый, опытно-статистический, экономико-математический методы. А также методы сетевого и календарного планирования

Планирование и подготовка организационных решений

Методы ситуационного анализа: мозговой атаки, анкетирование, факторный анализ. Методы моделирования: экономический анализ, экспертный метод.

Утверждение решений

Коллективный метод, административный метод

Продолжение таблицы 1

1

2

Управление реализацией решений

Методы планирования, организации, контроля

Мониторинг и коррекция

Контроль выполнения плановых показателей. Анализ соответствия и выработка мероприятий по коррекции планов. Корректировка (реализация мероприятий по коррекции планов)

По данным таблицы 1 видно, что на этапе анализа результатов инновационной деятельности в предшествующем периоде применяются преимущественно экономико-математические и экономико-статистические методы. Данные методы хорошо разработаны и имеют программное обеспечение расчетов, что сокращает их трудоемкость и повышает точность. На этапе планирования и подготовки плановых показателей используют как традиционные методы планирования - балансовый, опытно-статистический, экономико-математический методы, так и методы управления проектами – сетевые методы. На этапе планирования и подготовки организационных решений активно используются методы ситуационного анализа. Однако отметим, что такой эффективный метод разработки управленческих решений, как имитационное моделирование, не применяется. Достаточно традиционные методы применяются и на этапах управления реализации решений и мониторинга хода инновационной деятельности.


Процесс осуществления инновационной деятельности подразделениями можно укрупнено разбить на четыре основных этапа (рисунок 2). Методы, применяемые на различных этапах реализации инновационных проектов в ПАО «Мегафон», представлены в таблице 2.

К недостатку управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон», на наш взгляд, является то, что на предприятии используется предметный подход. Здесь проблема состоит в том, что техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в области, замечаниями и предложениями потребителей. Поэтому в действительности перед предприятием стоит задача достигнуть по важнейшим показателям высокого качества. И здесь проявляются определенные недостатки.

ИНИЦИАЦИЯ, РАЗРАБОТКА И БИЗНЕС ОЦЕНКА ПРОЕКТА

ВКЛЮЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРОГРАММУ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (ФИНАНСИРОВАНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ, МОНИТОРИНГ)

ЗАВЕРШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

ИНИЦИАЦИЯ НОВОГО ПРОЕКТА

Рисунок 2 - Этапы процесса реализации инновационных проектов в ПАО «Мегафон»

Таблица 2

Методы, применяемые на различных этапах реализации инновационных проектов в ПАО «Мегафон»

Этап

Основные методы

Инициация, разработка и оценка инновационного проекта, включение в инвестиционный портфель

Формирование Устава проекта, в котором обосновывается инициация и определение проекта; определяются цели, результаты, границы, продукты проекта, а также критерии успеха и целевые показатели проекта.

Включение инновационного проекта в программу

Структурная декомпозиция работ, в том числе по статьям затрат, по договорам с контрагентами, по ответственным, по поставщикам.

Смета проекта.

План коммуникаций.

Опросные листы, SWOT-анализ и причинно-следственные диаграммы.

План проект

Реализация инновационного проекта (финансирование, исполнение, мониторинг)

Система отчетности по проекту.

Запросы на изменение проекта.

Завершение инновационного проекта

Итоговый отчет по проекту.

Во-первых, сами исполнители работ не заинтересованы в проведении анализа рынка, ведь уровень потребностей у потребителя объективно могут спрогнозировать лишь маркетологи, а на предприятии отсутствует отдел маркетинга. Во-вторых, даже если исполнители работ смогли выполнить идеально работу, то не факт, что завтра сегодняшние технические идеи будут актуальны, так как технический прогресс не стоит на месте. Поэтому, применяя предметный подход, ПАО «Мегафон» лишь догоняет «вчерашний день» и не может максимально эффективно удовлетворить потребности заказчиков.


ПАО «Мегафон» не достаточно эффективности использует системный подход к процессу управления инновациями. Отсутствие применения данного подхода не обеспечивает качество управленческих решений.

2.2. Предложения по совершенствованию управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон»

Представим рекомендации, направленные на повышение эффективности управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон».

В целях обеспечения ситуационного подхода в управлении инновационными проектами предлагается создание на уровне каждого филиала специального Проектного совета, предназначенного для решения следующих целей (рис. 3):

  • сбор и анализ информации о необходимых инновациях в различных подразделениях предприятия;
  • оперативное принятие предварительного решения по организации необходимых инновационных проектов;
  • направление предварительного решения в плановый отдел с целью разработки детализированного плана инновационного проекта;
  • оперативное согласование плана действий, разработанного сотрудниками планового отдела;
  • контроль реализации утвержденного плана инновационного проекта.

П

Р

О

Е

К

Т

Н

Ы

Й

С

О

В

Е

Т

Проблема в деятельности ПАО «Мегафон»

Инновационное

решение проблемы

Новая идея

Персонал

АВТОМАТ. СИСТЕМА

УЧЕТА

НОВЫХ ИДЕЙ

Сбор и анализ информации о новых идеях и необходимых инновациях

Предварительное решение об организации инновационного проекта

Согласование и утверждение инновационного проекта

Контроль реализации

проекта

Реализация инновационного проекта

Отчет высшему руководству

о выполнении проекта

Плановый отдел

Высшее руководство

Группа новаторов

IT подразделение

Отдел маркетинга

План и бюджет инновационного проекта

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Ведущие специалисты службы сервиса, ведущие специалисты коммерческого отдела


Рисунок 3 - Взаимодействие Проектного совета с элементами внешней и внутренней среды

Оперативность принятия и согласования решений будет достигаться путем включения в состав Проектного совета руководителей структурных подразделений ПАО «Мегафон»: коммерческий директор; начальник отдела маркетинга; начальник планового отдела; заместитель генерального директора по производству; главный инженер.

Предполагается, что совместная работа руководителей подразделений, направленная на принятие ключевых инновационных решений, позволит улучшить координацию инновационных процессов, осуществляемых структурными подразделениями ПАО «Мегафон».

Все новые идеи, удовлетворяющие принципам инновационного развития деятельности предприятия, но не выходящие на уровень корпоративной инновационной стратегии, несомненно, должны поощряться руководством ПАО «Мегафон»

Вне зависимости, проведена инновация внутри отдела предприятия или она вышла за его пределы, руководство компании должно отслеживать успешно проведенные инновации с целью поощрения сотрудников, участвующих в разработке и внедрении новшества. Для этого следует разработать внутрикорпоративную систему учета новых идей, не только направленных на реализацию инновационной стратегии, но и оптимизирующих процессы основной деятельности предприятия.

Предлагается разработать автоматизированную корпоративную систему учета новых идей. Каждый сотрудник ПАО «Мегафон», желающий улучшить процессы работы своего участка или предприятия в целом, должен иметь возможность заявить о своих идеях и обсудить их с представителями заинтересованных структур своей предприятия.

Для того чтобы у сотрудников формировались идеи оптимизации не только своей деятельности, но и деятельности предприятия, необходимо довести до каждого сотрудника цели и задачи инновационного развития и четко изложить миссию инновационной стратегии.

В рамках автоматизированной системы учета новых идей нами предлагается внедрение в компании бальной системы оценки новых идей, а именно:

  • 1 балл – новая идея направлена на повышение качества работы сотрудника;
  • 2 балла - идея повышает производительность работы структурного подразделения;
  • 3 балла – идея улучшает работу департамента, отвечающего за определенный участок деятельности предприятия;
  • 4 балла – идея удовлетворяет целям стратегии предприятия, ее внедрение способствует решению стратегических;
  • 5 баллов - идея открывает новые возможности развития деятельности предприятия, открывая новые рынки или новые направления развития.

В зависимости от балла новой идеи сотрудник-автор идеи должен получать материальное вознаграждение установленного размера или заноситься в список перспективных сотрудников, претендующих на быстрый карьерный рост. Предлагается, что за каждый балл специалист получает материальное вознаграждение (премию) в размере 20 % - за 1 балл; 25 % - за 2 балла; 30 % - за 3 балла; 45 % - за 4 балла; 50 % - за 5 баллов.

Персонал

Инновационное решение проблемы

Новая идея

Отдел кадров

Материальное стимулирование

Карьерный рост

Проектный комитет

Присвоение балла от 1 до 5

Общая оценка новой идеи

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА

УЧЕТА НОВЫХ ИДЕЙ

Рисунок 4 - Связь элементов внутренней среды страховой компании через автоматизированную систему учета новых идей

Для анализа и оценки новых идей необходимо задействовать Проектный совет. Все это, в конечном итоге, позволит проводить качественную работу по осуществлению инновационных процессов не только на высшем уровне, но и на местах рядовых сотрудников ПАО «Мегафон», обеспечивая максимальное использование интеллектуального потенциала предприятия.

Для повышения конкурентоспособности ПАО «Мегафон» необходимо создать уникальные услуги, которые позволят заинтересовать потребителей, и соответственно, увеличить клиентскую базу. Существует ряд проблем для достижения указанной цели:

1) рынок товаров и услуг телекоммуникационной связи насыщен различным продуктами, что представляет собой трудности в создании уникального товара или услуги;

2) при появлении нового товара или услуги на рынке телекоммуникационной связи в одной организации, конкуренты спешат заполучить данный товар или услугу, с целью привлечения клиентов;

3) сложившееся мнение у потребителей телекоммуникационных услуг об
операторах, что создает трудности в привлечении новых потребителей, которые в настоящее время пользуются услуги определенного оператора.

Разработке проекта, направленного на повышение конкурентоспособности ПАО «Мегафон», должен предшествовать тщательный анализ особенностей деятельности конкурентов, с целью выявления их конкурентных преимуществ, а также анализ рынка телекоммуникационных услуг, что позволит сделать выбор в пользу наиболее оптимального мероприятия. В таблице 3 представим последовательность действий сотрудников компании, направленных на поиск оптимального мероприятия.