Файл: Методы управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон».pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты методов управления инновационными проектами
1.1.Сущность проектного управления инновационной деятельностью предприятия
1.2. Основные методы управления инновационными проектами
Глава 2. Анализ методов управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон»
2.1. Исследование методов управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон»
2.2. Предложения по совершенствованию управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон»
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что инновационное развитие предприятий различных отраслей деятельности, обеспеченное активным внедрением новых форм организации и технологии производства, является фундаментальной основой положительной динамики не только отраслевых направлений производственной деятельности, но и национальной экономики в целом, определяя уровень социально-культурной формации общества.
Практика бизнеса показывает, что все предприятия, хоть и на разных стадиях жизненного цикла, сталкиваются с ситуациями, требующими пересмотра дальнейшего развития. Такими ситуациями могут быть - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие. Для оптимизации и повышения эффективности деятельности по развитию любой компании или организации, а именно для реализации проектов развития в целях достижения стратегии развития необходимо системно и серьезно использовать методологию проектного управления. Определяя деятельность по развитию как полноценную корпоративную деятельность, использующую специально отведенное время и специально выделенные ресурсы, следует отметить, что она может и должна быть реализована с помощью проектных принципов.
Цель работы состоит в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование методов управления инновационными проектами в ПАО «Мегафон».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- актуализировать теоретические аспекты управления инновационными проектами;
- провести анализ особенностей управления инновационными проектами ПАО «Мегафон»;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию методов управления инновационными проектами ПАО «Мегафон».
Объект исследования – ПАО «Мегафон».
Предмет исследования – методы управления инновационными проектами.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют теоретические разработки ведущих российских и зарубежных ученых, материалы периодической печати и научно-практических конференций по вопросам управления проектами.
При разработке положений работы использованы следующие методы исследования: системный анализ, проектный анализ, сценарный подход.
Информационную базу исследования составили аналитические материалы по ПАО «Мегафон».
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты методов управления инновационными проектами
1.1.Сущность проектного управления инновационной деятельностью предприятия
Инновационная деятельность представляет собой особый вид деятельности, связанный с разработкой, созданием, освоением и коммерциализацией продуктовых и процессных инноваций[1].
Инновационная деятельность предприятия характеризуется широким распространением концепции проектного управления. Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов[2].
Управление инновационными проектами в целом — это процесс принятия и реализация управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контроль над ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи. Вместе с тем зародилось еще одно понятие в данной сфере — инновационный менеджмент — это взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами и проектами[3].
Инновационный процесс в общем виде — это комплекс мероприятий, начинающийся с идеи, трансформируемой в нововведение, затем создание, тиражирование, продажа и диффузии этого нововведения.
Инновационный процесс, как правило, делится на два основных этапа. Первый — создание новации, то есть научная и научно-техническая деятельность, включающая три составляющие: фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР), прикладные НИР и опытно-конструкторские работы (ОКР). И второй этап — коммерциализация новации, то есть процесс, включающий производство, маркетинг и продажу продукта на рынке, а также диффузию[4].
Любой проект — это ряд последовательных этапов развития, которые необходимо реализовать для успешного исхода. Данная совокупность этапов развития образует жизненный цикл проекта. В рамках полного жизненного цикла можно выделить инновационную, инвестиционную и производственную стадии. Базовые параметры и характеристики технологии, а также продукта, производимого на се основании, образуются на инновационной стадии. В дальнейшем они реализуются через инвестиционный и производственный этапы[5].
Инновационный менеджмент в разрезе управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, где главным объектом выступают инновационные процессы во всех их
проявлениях и разнообразии. В основе инновационного менеджмента лежит проект, который представляет комплексное, не повторяющееся мероприятие и предполагает внедрение нового, одновременно ограниченное с разных сторон определенными ресурсами такими, как: время, бюджет, ресурс, при этом на всех этапах выполнения проекта прописаны четкие указания по выполнению, разработанные индивидуально под конкретные потребности заказчика. Инновационный проект, намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников[6]. Жизненный цикл инновационного проекта — полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта.
Таким образом, жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения — от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до ее реализации. В пего могут входить послепродажное обслуживание, эксплуатация, а иногда и утилизация продукта[7].
Инновационные проекты характеризуются высокой степенью неопределенности на всех стадиях жизненного цикла: от начального этапа проработки идеи до непосредственного внедрения и реализации проекта. Более того, новшества, которые успешно преодолели все стадии жизненного цикла, зачастую становятся не принятыми рынком по разным причинам, некоторые многообещающие проекты не могут пройти уже и этап разработки, например, из-за невозможности технической или технологической осуществимости[8].
Наиболее успешные проекты, которые добрались до рынка, в один момент могут прекратить быть таковыми из-за появления более перспективного конкурента.
Еще одной отличительной особенностью инновационного проекта по сравнению с инвестиционным является момент принятия решения о реализации проекта. Если вопрос реализации инвестиционного проекта утверждается единожды и подвергается лишь незначительным корректировкам в процессе исполнения, то процесс утверждения реализации инновационного проекта, куда более многогранен и сложен: на каждой новой стадии жизненного цикла вопрос реализации поднимается, обсуждается, утверждается и корректируется заново в зависимости от текущего положения дел[9].
Продолжительность планируемого жизненного цикла для разных проектов может быть весьма различной. Необходимо адаптировать проекты под подходящий метод прогнозирования и анализ внедряемого новшества и четко осознавать, что нововведения, имеющие короткий жизненный цикл, довольно сильно зависят от продолжительности стадии НИОКР, так как никто не застрахован от появления аналога, замещающего или заменяющего используемый технический принцип продукта. В данном случае необходимо предусмотреть возможное время устаревания данного принципа[10].
Необходимо обратить внимание, что от удлинения цикла жизни новшества может зависеть финансовый успех проекта. В зависимости от текущей ситуации на рынке, возможно или даже необходимо увеличить срок полезного функционирования, или как можно раньше выйти на рынок. Успех и большая финансовая эффективность, в большинстве случаев, оказываются на стороне наукоемкого новшества, а не на стороне давно освоенного продукта.
В инновационном процессе нередко энтузиазм специалистов выражается в стремлении достичь очень высокого технического уровня изделия, что нс соответствует реальным требованиям рынка. Подобные параметры должны быть четко контролируемы, в противном случае они приводят к увеличению и затрат на НИР и ОКР, на стартовые производственные издержки, а также на время разработки и внедрения новшества. Увеличение издержек при одновременном улучшении качества приводит к финансовой неэффективности новшества. Инновационный проект, таким образом, с самых первых стадий создания должен гармонично развиваться при необходимых и достаточных условиях и рациональных ограничениях[11].
Четко постановленная цель — это то, с чего должен начинаться любой проект, данную цель должен совершенно ясно понимать каждый член команды проекта. Также должны быть определены критерии успешности реализации и предварительно сформулированы главные стадии реализации проекта. Граничными условиями могут стать и неопределенность, и нестабильная политическая система, и непредсказуемый исход фундаментальных исследований, и несоответствие реализуемого проекта целям пользователя, и всевозможные ресурсные и технологические ограничения.
В том случае, когда реализуется инвестиционный проект, его главным критерием успешности является финансовый успех, для инновационного же проекта нс менее важны такие категории, как рыночная новизна, патентная чистота приоритетность направления инноваций, лицензионная защита, конкурентоспособность внедряемого новшества. К тому же, не стоит забывать, что цель инновационного проекта — создание новой или изменение существующей системы, соответственно, важны такие факторы, как производственные мощности, ресурсные возможности, техническая и технологическая осуществимости, социальная целесообразность, финансовая эффективность[12].
1.2. Основные методы управления инновационными проектами
Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на проект для достижения поставленных целей[13]. Методы управления проектами позволяют:
— определить цели проекта и провести его обоснование; выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
— определить необходимые объемы и источники финансирования;
— подобрать исполнителей — в частности, через процедуры торгов и конкурсов, — подготовить и заключить контракты;
— определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
— рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;
— обеспечить контроль за ходом выполнения проекта[14].
Методы управления проектами включают такие, как: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование на ЭВМ.