Файл: Аутсорсинг и инсорсинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения рыночных возможностей и характера рыночных связей между заказчиком и исполнителем первые два вида аутсорсинга (аутсорсинг непрофильных видов деятельности и интеллектуальных услуг) кардинально отличаются от аутсорсинга производственных процессов[34].

Непрофильные и интеллектуальные виды деятельности являются относительно универсальными, то есть они мало зависят от специализации и технологических особенностей промышленного предприятия — потребителя таких услуг. Действительно, охрана или уборка территории, питание сотрудников, обеспечение предприятия энергией или теплом и другие виды непрофильной деятельности практически одинаковы на любом промышленном предприятии. Поэтому рынок сбыта для специализированных сервисных фирм (аутсорсинговых компаний) колоссальный. И эта его особенность является, по нашему мнению, ключевым условием эффективного функционирования соответствуюших аутсорсинговых компаний. Огромный и устойчивый спрос на обеспечивающие услуги порождает и огромное предложение[35].

Преимущества профессиональных фирм-аутсорсеров состоят в том, что их услуги могут оказаться дешевле, чем собственные затраты в результате. Например, они могут иметь возможность получить льготный товарный кредит на товарно-материальные ценности, оборудование, а наличие существенного объема заказов от нескольких клиентов позволяет предложить выгодные цены на выполняемые работы и услуги.

Перевод на аутсорсинг непрофильных видов деятельности требует с обеих сторон усилий и формирования деловых отношений. В случае обоюдной заинтересованности возникает необходимый эффект и достигается желаемый результат. Чтобы оценить экономию от применения аутсорсинга, нужно не менее двух отчетных кварталов, так как понимание стоимости предоставленной услуги у заказчика появляется после мониторинга структуры затрат.

Широкое использование аутсорсинга на практике сдерживается по следующим причинам: опасность передачи слишком многих важных бизнес-процессов «в одни руки»; угроза отрыва менеджеров от деловой практики; угроза попасть в зависимость от аутсорсера, а также угроза нарушения сроков поставки комплектующих или сроков выполнения работ; аутсорсинг приводит к обучению специалистов компаний-провайдеров, а не своих, в результате чего снижается кадровый потенциал предприятия (уровень компетенции специалистов и руководителей): угроза утечки важной информации и другие причины[36].


Неудачные опыты получения сторонних услуг, возможно, связаны с тем, что компании, их предоставляющие, имеют незначительные масштабы деятельности. Они не могут сформировать определенные деловые принципы, экономические критерии, не способны правильно поставить и организовать работу.

В целях усиления контроля при применении аутсорсинга предприятию необходимо также разработать меры по противодействию хищениям и мошенничеству, как в отношении внешних подрядчиков, так ив отношении к своим сотрудникам, которые связаны по работе с подрядчиками[37].

Важную роль играет своевременный аудит договора с подрядчиком, пока не произведены по нему основные расчеты. Включение формулировки в договор подряда, выполнения работ (услуг) об условиях внешнего контроля заказчиком становится уже принятой практикой. Непонимание специфики применения аутсорсинга может привести не только к потерям от мошеннических действий, но также и к налоговым рискам в виде претензий налоговых органов в результате некачественно оформленного договора (с точки зрения налогового законодательства), отсутствия должной осмотрительности при выборе подрядчика, обоснованных подозрений об отсутствии деловой цели для развития бизнеса[38].

Необходимо также создать условия, при которых невозможны манипуляции по тендерам (конкурсам), когда подрядчики вступают в сговор и договариваются о повышении цены. Необходимо разработать критерии предварительной оценки подрядчиков с точки зрения качества и предлагаемой цены.

Поиск решений и практического опыта по применению аутсорсинга можно осуществлять с помощью деловых встреч с контрагентами, бенчмаркешнга, деловых игр, материалов СМИ, через участие в конференциях и другими способами. Полезную помощь в этом могут оказать опытные консультанты. Таким образом, основная идея применения аутсорсинга заключается в экономической целесообразности[39].

Выводы.

Аутсорсинг представляет собой выбор компании в пользу приобретения услуги или продукта у поставщика вместо собственного производства. Этот выбор — «производство» или «покупка» — решается на основе затратного подхода. Затратный подход предполагает, что компания должна принять решение, сравнив стоимость между вариантами выполнения собственными силами и покупкой у поставщика. При таком сравнении стоимости следует учесть не только цену услуги или поставки, но и трансакционные издержки, а именно необходимо принять во внимание затраты на координацию управленческой и организационной деятельности на преддоговорном этапе и на заключение самого договора.


Аутсорсинг позволяет избавиться от дополнительных расходов, обеспечивает ограничение расходов на оплату труда, складирование и хранение продукции, дает снижение издержек в результате интеграции некоторых видов деятельности, а также повышение качества и конкурентоспособности. Использование аутсорсинга в несущественных направлениях деятельности, результатом чего является снижение затрат, повышение производительности труда, позволяет компании гибко реагировать на повышенный спрос, получение конкурентоспособного продукта.

Выводы по главе 1

Суть проблемы «делать или покупать» состоит в выборе из двух альтернатива: 1) делать, то есть осуществлять работы силами собственного предприятия, или 2) покупать, то есть получать результаты производственной деятельности от внешнего производителя на рынке. Важным мотивом для передачи определенных видов деятельности внешнему производителю является преобразование постоянных издержек в переменные. Кроме того, следует учитывать затраты на оформление сделки при использовании производственной деятельности извне (затраты на согласование лучшей координации спроса, затраты на контроль за расчетами и наблюдение за заключенными договорами).

Если принято решение «покупать», то происходит аутсорсинг (выделение и передача) производственных функций или производственной деятельности внешнему агенту.

Глава 2. Практические решения проблемы «делать или покупать»

2.1. Аутсорсинг бухгалтерских услуг

В настоящее время, достаточно распространенным является выведение бухгалтера за штат предприятия. Многие крупные предприятия работают с консалтинговыми компаниями, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского, налогового и финансового учета[40]. Заключая договор с консалтинговой компанией, организация получает реальную экономию денежных средств, так как содержание рабочего места бухгалтера, оплата налогов с заработной платы бухгалтерии ложатся на плечи консалтинговой фирмы[41]. Работая с консалтинговой бухгалтерской организацией, предприятие приобретает ряд преимуществ (рис. 1)[42].


Рис. 1. Преимущества аутсорсинга

Преимущества аутсорсинга:

1. плавающие затраты в зависимости от объема работ. Принимая на работу бухгалтера, предприятие устанавливает ему оклад, который выплачивается независимо от объема выполняемых работ. Однако, как известно, деятельность любой компании не стабильна, особенно в период финансового кризиса, соответственно объем бухгалтерских операций то увеличивается, то уменьшается. В период спада предприятие терпит убытки, выплачивая зарплату бухгалтеру. Приняв предложение консалтинговой организации, предприятие оплачивает стоимость услуг, варьирующуюся в зависимости от объемов бухгалтерских операций;

2. постоянная доступность. Часто случается так, что в самый неподходящий момент бухгалтер оказывается в отпуске или на больничном, а решение вопроса требуется сегодня и сейчас. Аутсорсинговая компания всегда на месте и готова помочь в решении самых сложных и трудоемких вопросов;

3. экономическая выгода. Для обеспечения нормальных условий труда бухгалтеру необходимо оборудовать рабочее место, приобретать для него программные продукты, оплачивать канцелярские товары, специальные журналы и литературу. При заключении договора с аутсорсинговой организацией все необходимые затраты несет она;

4. минимизация штрафных рисков. Законодательством предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, несвоевременную регистрацию в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, налоговых инспекциях. Заключив договор с аутсорсинговой компанией, предприятие будет освобождено от «бумажных» проблем, походов в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды. На основании договора бухгалтерского сопровождения эти функции, как правило, возлагаются на аутсорсинговую фирму;

5. кадровый учет — залог успеха. К сожалению, большинство руководителей не контролируют состояние кадровой документации на предприятии, часто забывая о Трудовом Кодексе РФ и штрафах, которые в соответствии с ним, могут быть взысканы с предприятия. Именно поэтому во многих организациях нет кадровых работников, а кадровый учет ведется бухгалтером или секретарем.

Как следствие, отсутствуют наиважнейшие кадровые документы, а именно: трудовые договоры, штатное расписание, инструкции по технике безопасности. Специалисты аутсорсинговой компании помогут решить эти вопросы и наладить полный кадровый документооборот предприятия. Управленческие издержки включают в себя затраты предприятия на содержание аппарата управления и обслуживающих подразделений[43].


Рассмотрим затраты на содержание бухгалтерской службы в ООО «Гратис», которое планирует переход на работу с аутсорсинговой компанией (табл. 1).

Таблица 1

Фактические средние ежемесячные/годовые расходы предприятия на содержание бухгалтерской службы собственными силами, тыс. руб.

Статья затрат

Сумма
за месяц

Сумма
за год

Прямые расходы

Фонд оплаты труда сотрудников

229

2 748,00

Квартальное, годовое премирование

52

624,00

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

6S

816,00

Добровольное медицинское страхование и страхование жизни

13

156,00

Прочие социальные выплаты

21

252,00

Расходы на подготовку кадров

6

72,00

Сервисное обслуживание рабочего места

23

276,00

Расходы на подписку периодических изданий и специальной литературы

1,2

14,40

Лицензионные расходы на программные продукты

11

132,00

Амортизационные отчисления на основные средства

103,9

1 246,80

Услуги транспорта

15,7

188,40

Общие прямые затраты

543,8

6 525,0

Косвенные расходы

Содержание офисного здания, коммунальные услуги

2,7

32,4

Услуги по охране офисного помещения

4

48,0

После данных расчетов было проведено маркетинговое исследование рынка аутсорсинг-услуг в Воронежской области, где осуществляет свою деятельность предприятие. Это необходимо для принятия объективного, экономически целесообразного и обоснованного управленческого решения, которое позволит достичь задач, поставленных в рамках реализуемого аутсорсинг-проекта.

Данные табл. 1 приведены на основе работы предприятия в 2015 г., затраты посчитаны как среднее значение за тот же год. Надо заметить, что исследуемое предприятие имело спад по всем основным финансовым показателям деятельности, в том числе в 2013 г. произошло сокращение штата бухгалтерской службы, но с октября 2014 г. предприятие заключило новый долгосрочный договор на 160 млн руб. В связи с этим ООО «Гратис» вынуждено было увеличить затраты на бухгалтерскую службу практически вдвое, приняв на работу специалиста для расчета калькуляций, бухгалтера по учету товарно-материальных ценностей и помощника бухгалтера.