Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы решения проблемы «делать или покупать»
1.1. Сущность проблемы «делать» или «покупать»
1.2. Условия эффективного применения аутсорсинга
Глава 2. Практические решения проблемы «делать или покупать»
2.1. Аутсорсинг бухгалтерских услуг
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
2. Кластер |
2.1. Ликвидация диспропорций между основным и обеспечивающими цехами за счет минимизации размеров предприятия 2.2. Повышение устойчивости и снижение рисков |
а) низкий, но устойчивый б) диспропорции мощностей |
3. Ключевая компетенция |
3.1. Ликвидация обеспечивающих служб, переход на аутсорсинг. Перевод бизнеса в режим контрактного или сборочного производства. Использование высвобождающихся кадров в основном производстве 3.2. Увеличение объемов производства, реализации, доходов |
а) высокий и устойчивый б) недостаток кадров в основном производстве |
4. Оболочечная структура |
4.1 .Ликвидация производства как такового 4.2. Перевод бизнеса в режим «экономики знаний» на принципах 100-процентного аутсорсинга |
а) высокий, но неустойчивый спрос и, как следствие, резкие колебания объемов реализации; б) наличие на рынке большого числа контрактных производителей (аутсорсеров) |
В качестве модели преобразования промышленные предприятия в основном выбирают либо «ключевую компетенцию», либо «оболочечную структуру» [21]. Нет смысла творить индустриальный парк или кластер (как это было характерно в 1990-е гг.) [22]. Надо максимально использовать конъюнктуру рынка и в условиях растущего спроса усиливать специализацию завода, а также широко применять аутсорсинг в целях развития кооперационных связей. Следует заметить, что концентрация на приоритетных видах бизнеса - популярная стратегия западных предприятий в современных условиях[23]. Эта мера способствует рациональному распределению ресурсов компании на те виды бизнеса, которые являются конкурентоспособными и в которых у фирмы есть определенные преимущества (технология, ноу-хау, специальное оборудование, подготовленные кадры). Такой подход в западной практике называется термином «ключевая компетенция» (core competence) [24].
«Ключевая компетенция», прежде всего, помогает оптимизировать непрофильные виды деятельности. Это дает наибольший эффект, поскольку способствует разделению труда и, следовательно, росту его производительности. У этих компаний часть бизнес-функций (зачастую и производство) передана на контрактной основе сторонним подрядчикам[25].
Выделяют три типа аутсорсинга: минимальный, эффективный и аутсорсинг.
Минимальным аутсорсингом будем считать вывод из состава предприятия заготовительных, вспомогательных и обслуживающих подразделений. Иногда в литературе этот тип аутсорсинга называют «избавлением от непрофильных видов деятельности». Существующий в России рынок аутсорсинговых услуг позволяет относительно легко реализовать модель «минимального аутсорсинга»[26]. В настоящее время есть специализированные фирмы, которые готовы взять на себя уборку территорий и помещений, питание сотрудников, транспортное обслуживание, профессиональное управление объектами недвижимости, выполнение ремонтных и строительных работ и многое другое. С помощью минимального аутсорсинга выравниваются, главным образом инфраструктурные диспропорции. Все, что не имеет отношения к основному производству, становится или юридически самостоятельными образованиями, или специализированными подразделениями сторонних профессиональных сервисных фирм-аутсорсеров. Имущество соответствующих цехов и служб «снимается» с баланса предприятия (это дает большую экономию). Персонал этих цехов и служб уже не входит в штат предприятия, что также дает экономию. Как показывает опыт, совокупная выручка реструктурированного предприятия в короткие сроки вырастает на десятки процентов, заметно снижаются затраты[27]. При этом резко растет выработка на одного работающего в силу того, что стоимость готовой продукции теперь делится только на работников основного производства (именно они теперь составляют численность реструктурированного предприятия, поскольку работники обслуживающих и обеспечивающих цехов выводятся за штат). Получается, что объемы производства не уменьшились (или даже выросли на десятки процентов), а численность сократилась в 2—3 раза (численность работников выпускающих цехов на машиностроительном предприятии зачастую составляет лишь 30—40 % от общей численности завода) [28]. Таким образом, минимальный аутсорсинг позволяет использовать самые очевидные резервы и почти сразу же получить результаты.
Эффективный аутсорсинг — это не только «избавление» от неосновных производств, но и появление новых функций[29]. Многие крупные промышленные (особенно машиностроительные) предприятия до настоящего времени сохранили прошлую (сложившуюся в плановой экономике) функциональную структуру. Такие предприятия до сих пор ориентированы на то, чтобы произвести продукцию, и не умеют решать задачи изучения рынка, формирования рыночных ниш, эффективного ценообразования, работы на финансовых рынках, коммерческого использования своих активов и другие. Таким предприятиям трудно конкурировать с современными компаниями рыночного типа. Для эффективной работы на рынке многим крупным промышленным предприятиям необходимо развивать рыночные функции (маркетинг, управление акционерным капиталом, оценочная деятельность, бизнес-планирование, привлечение инвесторов, использование современных информационных технологий).
Наконец, современные промышленные предприятия широко используют услуги консультационных фирм. И это тоже «эффективный аутсорсинг»[30].
«Радикальный аутсорсинг» - это когда в результате реструктуризации создается, по сути дела, обол очечная фирма без производства. Считается, что будущая экономика будет экономикой знаний. Международное разделение труда достигнет таких масштабов, что производственные предприятия будут только двух типов:
а) компании, которые генерируют новые и модифицируют существующие продукты (осуществляют так называемый инжиниринг), занимаются диспетчеризацией размещения заказов, контролем качества, поиском финансовых средств, активной работой на рынке, формируют рыночные ниши, создают брэнд, контролируют продвижение товаров на рынке. Другими словами, эта категория фирм выполняет интеллектуальную работу, основанную на глубоких научных знаниях;
б) компании, которые осуществляют производство товаров, работ, услуг по заказу и под товарным знаком фирм первой категории, то есть являются аутсорсерами.
Таким образом, встав на путь «радикального аутсорсинга», предприятие оставляет за собой лишь интеллектуальную деятельность (разработка продукта, размещение заказов на его изготовление среди множества предприятий, организация продвижения этого продукта на рынок). Такая модель в полной мере отвечает основному принципу аутсорсинга: «Оставляю себе только то, что могут делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других» [31].
Многие компании, как за рубежом, так и в России уже реализована модель «радикального аутсорсинга». Вот какой интересный пример приводит С. О. Капенджян: «В феврале 2000 г. группа российских руководителей региональных энергетических систем участвовала в работе семинара по производству и передаче энергии и тепла в Дании. Их поразил уровень менеджмента в небольшой компании, которая имела 5 турбины и обеспечивала энергией и теплом небольшой поселок городского типа. Численность персонала — всего 5 человек, за каждую турбину отвечал один человек, управляли работой директор и его заместитель. Аутсорсинговые фирмы обеспечивали ремонт и обслуживание оборудования и техники, охрану и чистку помещений, ведение финансовых и бухгалтерских расчетов, разработку информационных технологий. Шоферов, секретарей, бухгалтеров, уборщиц, ремонтников в штате этой компании не было» [32].
Анализ литературных источников, статистической информации, ресурсов интернета показывает, что существует три вида фирм, работающих на рынке аутсорсинговых услуг. В частности, можно выделить фирмы, осуществляющие:
а) аутсорсинг непрофильных видов деятельности. В этом случае аутсорсер берет на себя выполнение работ и услуг, которыми на промышленных предприятиях обычно занимаются обеспечивающие, вспомогательные, обслуживающие цеха и службы;
б) аутсорсинг интеллектуальных услуг. В этом случае аутсорсер оказывает юридические, информационные, вычислительные, консультационные, рекрутинговые (связанные с подбором и развитием персонала), бухгалтерские, исследовательские, маркетинговые, инвестиционные, сертификационные и другие подобного рода работы и услуги;
в) аутсорсинг производственных процессов. Речь идет о так называемых «контрактных производителях», работающих в рамках производственной кооперации, то есть о таких фирмах, которые по заказу предприятия изготавливают детали, комплектующие, узлы, части изделий или даже готовые изделия (но по чертежам и под торговой маркой заказчика). Впрочем, речь
может идти не только о производственных процессах, но и о бизнес-процессах вообще (скажем, аутсорсеру передаются вопросы логистики, хранения сырья или готовой продукции и другие складские операции, продвижения товаров на рынок, проведения конкурсов, торговая деятельность, таможенное оформление) [33].
Нетрудно заметить, что предложенная классификация операторов аутсорсингового рынка (аутсорсеров) существенно пересекается с изложенной выше классификацией типов аутсорсинга. Получается, что спрос и предложение на этом рынке аутсорсинговых услуг уравновешиваются приблизительно в едином классификационном разрезе (табл. 2).
Таблица 2
Матрица сочетания спроса и предложения на рынке
аутсорсинговых услуг
Вид аутсорсинговых |
Типы аутсорсинга (спрос на услуги) |
||
Минимальный |
ЭффектиЕный |
Радикальный |
|
Услуги по аутсорсингу |
+ |
+ |
+ |
Услуги по аутсорсингу |
+ |
+ |
|
Услуги по аутсорсингу |
+ |
Как видно из табл. 2, услуги по аутсорсингу непрофильных видов деятельности требуются для всех предприятий, вступающих в аутсорсинговые отношения. Интеллектуальные аутсорсинговые услуги становятся востребованными тогда, когда предприятия исповедуют политику эффективного и радикального аутсорсинга. Наконец, спрос на контрактных производителей возникает в том случае, когда предприятия становятся (как их называют в
литературе) «контракторами», то есть превращаются в сборочные заводы или вообще работают в режиме оболочечных фирм Конечно, границы между типами аутсорсинга не такие четкие, как это показано в табл. 2. Скажем, предприятие может отдать на аутсорсинг непрофильные виды деятельности, плюс, например, бухгалтерию или обслуживание информационных внутрифирменных сетей. Это замечание не снижает полезность введенной нами классификации видов аутсорсинговых услуг (табл. 3).
Таблица 3 Характеристика разных видов аутсорсинговых услуг |
||
Вид аутсорсинговых |
Особенности рынка данного вида услуг |
Хозяйственные связи между заказчиком и аутсорсером |
1 |
2 |
3 |
1. Аутсорсинг непрофильных видов деятельности |
1.1. Универсальный характер услуг (потребителями могут быть любые предприятия) 1.2. Массовый и растущий 1.3. Растут ее предложение 1.4. Обостряется конкуренция 1.5. Повышается качество и ассортимент услуг, внедряются высокие стандарты сервиса |
а) преимущественно долго- б) возможны конкурсы, тендеры, аукционы на привлечение аутсорсеров: в) иногда заказчику выгодно заключать разовые контракты (ремонт, перевозки); г) случаи участия заказчика в капитале аутсорсера |
2. Аутсорсинг интеллектуальных услуг |
2.1. Универсальный характер услуг (потребителями могут быть любые предприятия) 2.2. Растущий спрос 2.3. Быстрое «вызревание» |
а) преимущественно краткосрочные и разовые договоры (хотя встречается и абонементное обслуживание); б) иногда практикуются конкурсы, тендеры, аукционы |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Вид аутсорсинговых услуг |
Особенности рынка данного |
Хозяйственные связи между на привлечение исполнителей (например, оценщиков или IT-аутсорсеров); в) участие заказчика в капитале аутсорсера встречается крайне редко |
3. Аутсорсинг производственных процессов |
||
а) аутсорсинг производства общепромышленных товаров, работ, услуг |
3.1. Универсальный характер аутсорсинговых услуг 3.2. Огромный потенциал спроса 3.3. Рынок только еще начинает формироваться |
а) преимущественно долгосрочные договоры: б) возможны конкурсы, тендеры, аукционы; в) случаи участия заказчика в капитале аутсорсера |
б) контрактное производство деталей, узлов, комплектующих изделий |
3.4. Специализированный 3.5. Поэтому зачастую аутсорсер работает только на одного заказчика |
а) часто долгосрочные контракты (отсюда «контрактные производители»); б) не редкость взаимное участие в капитале |