Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы решения проблемы «делать или покупать»
1.1. Сущность проблемы «делать» или «покупать»
1.2. Условия эффективного применения аутсорсинга
Глава 2. Практические решения проблемы «делать или покупать»
2.1. Аутсорсинг бухгалтерских услуг
Проведенный анализ позволил определить предварительную стоимость услуг возможных аутсорсеров. В основу определения стоимости услуг заложена стоимость содержания одной штатной единицы бухгалтерской службы (табл. 2).
Таблица 2
Экономический эффект от внедрения аутсорсинга
Статья затрат |
За месяц |
За год |
Собственная бухгалтерская служба |
||
Общие затраты на содержание бухгалтерской службы ООО «Гратис», тыс. руб. |
587,8 |
7 053,00 |
Штат бухгалтерской службы, чел. |
6 |
6 |
Затраты на содержание одного сотрудника бухгалтерской службы ООО «Гратис», тыс. руб. чел. |
98,0 |
1 920,8 |
Аутсорсинг |
||
Расходы на услуги бухгалтерской компании при заключении договора аутсорсинга, тыс. руб. |
225,0 |
2 700,0 |
Штат бухгалтерской службы, чел. |
0 |
0 |
Общий экономический эффект (экономия), тыс. руб. |
362,80 |
4 353,00 |
Как видно из приведенных расчетов, годовая экономия от перевода бухгалтерской службы на договор аутсорсинга составит 4 млн 353 тыс. руб. или 61,7 % суммы, затрачиваемой на содержание бухгалтерской службы предприятия.
Используем формулу соотношения затрат:
Эа = 7 053,0 / 2 700,0 = 2,61.
Расчетный коэффициент Эа > 1, то есть аутсорсинг-проект является экономически целесообразным для ООО «Гратис».
Покажем данную экономию графически (рис. 2).
Рисунок 2 - Экономический эффект от перевода бухгалтерской службы на договор аутсорсинга, тыс. руб.: а — за месяц; б — за год
Отметим, что целесообразность предоставления на аутсорсинг бизнес-процессов предприятия зависит в первую очередь от стратегической важности передаваемого процесса и влияния процесса на конкурентоспособность предприятия. Обусловлено это тем, что в процессе частичной или полной передачи функций сторонняя организация получает доступ к бизнес-процессам предприятия. Помимо этого, многие предприятия забывают о последствиях аутсорсинга для стратегической политики предприятия, поскольку пытаются с его помощью решить сиюминутные проблемы, такие как сокращение затрат и отсутствие технической возможности на определенном этапе развития предприятия[44].
Выделим основные проблемы, с которыми предприятия сталкиваются в результате реализации аутсорсингового обслуживания:
1. неформализованность процесса аутсорсинга. Большинство предприятий не располагает достаточной базой для оценки решений, связанных с аутсорсингом. При реализации процесса аутсорсинга, как правило, ставится цель: добиться экономического эффекта в краткосрочном периоде, а не в долгосрочной перспективе;
2. фрагментарный подход. Зачастую процесс передачи функций предприятия на аутсорсинг не является главной стратегической целью предприятия. Фрагментарный подход не позволяет сделать выводы о существенности и значимости аутсорсинга со стратегической точки зрения;
3. неполный анализ затрат. Анализ издержек в данной ситуации подразумевает предварительный расчет всех затрат для альтернативных вариантов — на собственные службы или аутсорсинг. Предварительное выявление всей совокупности затрат до реализации проекта аутсорсинга — сложный процесс. Другие качественные факторы, такие как долгосрочные стратегические последствия, могут оказаться более весомыми;
4. определение профильных элементов деятельности. Аутсорсинг предполагает передачу определенного функционала предприятия под управление сторонней организации. При этом неформализованный процесс аутсорсинга приводит к утрате корпоративных знаний и навыков, характерных для каждого предприятия с учетом специфических особенностей отрасли и рынков функционирования. Аутсорсинг может обеспечить производство более конкурентных продуктов, но не приведет к повышению профессионализма сотрудников предприятия.
Под влиянием вышеизложенных рисков менеджмент российских предприятий вынужден выбирать: идти по пути иностранных компаний и внедрять новые технологии менеджмента или искать альтернативные варианты развития бизнеса.
2.2. Аутсорсинг юридических услуг
В штате ООО «Гратис» также числится юрисконсульт, постоянное наличие которого на предприятии не считается целесообразным, так как к его услугам предприятие прибегает только в части административного и налогового права — в основном для оценки и анализа договоров, большинство из которых заключается на регулярной основе и имеет идентичные условия выполнения.
При рассмотрении затратной стороны содержания юриста и целесообразности перехода на аутсорсинговый договор с юридической компанией все расходы на содержание подразделяются на единовременные, то есть понесенные при приеме данного сотрудника на работу, и ежемесячные — текущее содержание сотрудника.
Затраты на содержание юрисконсульта приведены на рис. 3. Исходя из приведенных схем, виден экономический эффект от перехода на работу по договору аутсорсинга. Предприятие сэкономит более половины денежных средств, которые ежемесячно затрачивает на содержание и обслуживание юридического специалиста.
Рисунок 3 - Затраты на штатного юриста: а — единовременные затраты при приеме на работу; б — ежемесячные затраты на содержание
Как показывают расчеты, исследуемому предприятию очень выгодно перевести ряд бизнес-процессов на аутсорсинг, при этом необходимо тщательно выбрать аутсорсера, чтобы избежать негативных сторон работы по данным договорам, рассмотренным ранее[45]. При принятии решения об аутсорсинге необходимо проанализировать финансовые и организационные затраты, не упуская из зоны анализа риски, возникающие при работе на условиях аутсорсинга.
Выводы
В настоящее время, достаточно распространенным является выведение бухгалтера за штат предприятия. Многие крупные предприятия работают с консалтинговыми компаниями, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского, налогового и финансового учета. Заключая договор с консалтинговой компанией, организация получает реальную экономию денежных средств, так как содержание рабочего места бухгалтера, оплата налогов с заработной платы бухгалтерии ложатся на плечи консалтинговой фирмы. Работая с консалтинговой бухгалтерской организацией, предприятие приобретает ряд преимуществ: плавающие затраты в зависимости от объема работ; постоянная доступность; экономическая выгода; минимизация штрафных рисков; кадровый учет.
Проведенные расчеты показали, что в ООО «Гратис» годовая экономия от перевода бухгалтерской службы на договор аутсорсинга составит 4 млн 353 тыс. руб. или 61,7 % суммы, затрачиваемой на содержание бухгалтерской службы предприятия.
В штате ООО «Гратис» также числится юрисконсульт, постоянное наличие которого на предприятии не считается целесообразным, так как к его услугам предприятие прибегает только в части административного и налогового права — в основном для оценки и анализа договоров, большинство из которых заключается на регулярной основе и имеет идентичные условия выполнения. Исследуемому предприятию очень выгодно перевести ряд бизнес-процессов на аутсорсинг, при этом необходимо тщательно выбрать аутсорсера, чтобы избежать негативных сторон работы по данным договорам, рассмотренным ранее.
Заключение
Аутсорсинг представляет собой выбор компании в пользу приобретения услуги или продукта у поставщика вместо собственного производства. Этот выбор — «производство» или «покупка» — решается на основе затратного подхода. Затратный подход предполагает, что компания должна принять решение, сравнив стоимость между вариантами выполнения собственными силами и покупкой у поставщика. При таком сравнении стоимости следует учесть не только цену услуги или поставки, но и трансакционные издержки, а именно необходимо принять во внимание затраты на координацию управленческой и организационной деятельности на преддоговорном этапе и на заключение самого договора.
Аутсорсинг позволяет избавиться от дополнительных расходов, обеспечивает ограничение расходов на оплату труда, складирование и хранение продукции, дает снижение издержек в результате интеграции некоторых видов деятельности, а также повышение качества и конкурентоспособности. Использование аутсорсинга в несущественных направлениях деятельности, результатом чего является снижение затрат, повышение производительности труда, позволяет компании гибко реагировать на повышенный спрос, получение конкурентоспособного продукта.
В настоящее время, достаточно распространенным является выведение бухгалтера за штат предприятия. Многие крупные предприятия работают с консалтинговыми компаниями, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского, налогового и финансового учета. Заключая договор с консалтинговой компанией, организация получает реальную экономию денежных средств, так как содержание рабочего места бухгалтера, оплата налогов с заработной платы бухгалтерии ложатся на плечи консалтинговой фирмы. Работая с консалтинговой бухгалтерской организацией, предприятие приобретает ряд преимуществ: плавающие затраты в зависимости от объема работ; постоянная доступность; экономическая выгода; минимизация штрафных рисков; кадровый учет.
Проведенные расчеты показали, что в ООО «Гратис» годовая экономия от перевода бухгалтерской службы на договор аутсорсинга составит 4 млн 353 тыс. руб. или 61,7 % суммы, затрачиваемой на содержание бухгалтерской службы предприятия.
В штате ООО «Гратис» также числится юрисконсульт, постоянное наличие которого на предприятии не считается целесообразным, так как к его услугам предприятие прибегает только в части административного и налогового права — в основном для оценки и анализа договоров, большинство из которых заключается на регулярной основе и имеет идентичные условия выполнения. Исследуемому предприятию очень выгодно перевести ряд бизнес-процессов на аутсорсинг, при этом необходимо тщательно выбрать аутсорсера, чтобы избежать негативных сторон работы по данным договорам, рассмотренным ранее.
Список литературы
- Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
- Воробьев К. К. Классификации аутсорсинга с позиций управленческого подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. Том 19, №4. 2013 - С.53-56
- Делать самим или нанимать? (Аутсорсинг: сущность, плюсы, минусы): Материалы семинара «Директорский форум» / Под ред. В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2011. Вып. 1. 65 с.
- Добрынин П. Я. Аутсорсинг и организационная структура предприятия / Под ред. В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2009. 196 с.
- Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Влияние производственного аутсорсинга на безубыточность предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30(120). - С. 2-8.
- Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: Дело, 2013.
- Канхва В.С., Беляева С.В. Модели управления оборотными средствами строительного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5—1 (58—1). С. 449—451.
- Карпова С. В., Данилова О. В., Фирсова И. А. Управленческие решения. – М.: Финансовый Университет при Правительстве РФ, 2012.
- Литвак Б. Г. Управленческие решения. – М.: Московская финансово-промышленная академия (МФПА), 2012.
- Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012.
- Пантелеева М.С., Горобняк А.А., Бороздина С.М. Оценка эффективности функционирования организационной структуры маркетинга для строительного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6—3 (59—3). С. 491—496.
- Папельнюк О.В., Ромашова С.В. Обоснование специфики инновационной деятельности малых строительных предприятий в системе государственного строительного заказа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11—2 (52—2). С. 598—600.
- Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
- Уварова С.С., Папельнюк О.В., Паненков А.А. Концептуальные и методические аспекты управления инновационным развитием строительного предприятия в проекции теории организационно-экономических изменений // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3—2 (56—2). С. 809—811.
- Управление организацией: Учебник. /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2010.
-
Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 75. ↑
-
Литвак Б. Г. Управленческие решения. – М.: Московская финансово-промышленная академия (МФПА), 2012. – С. 67. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Литвак Б. Г. Управленческие решения. – М.: Московская финансово-промышленная академия (МФПА), 2012. – С. 67. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – с. 108. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Управление организацией: Учебник. /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 67. ↑
-
Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 75. ↑
-
Управление организацией: Учебник. /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 68. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Литвак Б. Г. Управленческие решения. – М.: Московская финансово-промышленная академия (МФПА), 2012. – С. 67. ↑
-
Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 54. ↑
-
Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 75. ↑
-
Карпова С. В., Данилова О. В., Фирсова И. А. Управленческие решения. – М.: Финансовый Университет при Правительстве РФ, 2012. – С. 76. ↑
-
Добрынин П. Я. Аутсорсинг и организационная структура предприятия / Под ред.
В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2009. 196 с. ↑ -
Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Влияние производственного аутсорсинга на безубыточность предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30(120). - С. 2-8. ↑
-
Делать самим или нанимать? (Аутсорсинг: сущность, плюсы, минусы): Материалы семинара «Директорский форум» / Под ред. В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2011. Вып. 1. 65 с. ↑
-
Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний.
М.: Дело, 2013. ↑ -
Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Влияние производственного аутсорсинга на безубыточность предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30(120). - С. 2-8. ↑
-
Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Метод оценки целесообразности применения производственного аутсорсинга // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 4(283). - С.16-20. ↑
-
Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Влияние производственного аутсорсинга на безубыточность предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30(120). - С. 2-8. ↑
-
Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Метод оценки целесообразности применения производственного аутсорсинга // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 4(283). - С.16-20. ↑
-
Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний.
М.: Дело, 2013. ↑ -
Делать самим или нанимать? (Аутсорсинг: сущность, плюсы, минусы): Материалы семинара «Директорский форум» / Под ред. В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2011. Вып. 1. 65 с. ↑
-
Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний.
М.: Дело, 2013. ↑ -
Добрынин П. Я. Аутсорсинг и организационная структура предприятия / Под ред.
В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2009. 196 с. ↑ -
Делать самим или нанимать? (Аутсорсинг: сущность, плюсы, минусы): Материалы семинара «Директорский форум» / Под ред. В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2011. Вып. 1. 65 с. ↑
-
Исавнин А. Г., Фархутдинов И. И. Влияние производственного аутсорсинга на безубыточность предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30(120). - С. 2-8. ↑
-
Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний.
М.: Дело, 2013. ↑ -
Добрынин П. Я. Аутсорсинг и организационная структура предприятия / Под ред.
В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2009. 196 с. ↑ -
Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний.
М.: Дело, 2013. ↑ -
Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 75. ↑
-
Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 75. ↑
-
Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний.
М.: Дело, 2013. ↑ -
Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 75. ↑
-
Добрынин П. Я. Аутсорсинг и организационная структура предприятия / Под ред.
В. Ф. Комарова. Новосибирск. 2009. 196 с. ↑ -
Пантелеева М.С., Горобняк А.А., Бороздина С.М. Оценка эффективности функционирования организационной структуры маркетинга для строительного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6—3 (59—3). С. 491—496. ↑
-
Канхва В.С., Беляева С.В. Модели управления оборотными средствами строительного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5—1 (58—1). С. 449—451. ↑
-
Воробьев К. К. Классификации аутсорсинга с позиций управленческого подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-
методический журнал. Том 19, №4. 2013 - С.53-56 ↑ -
Канхва В.С. Формирование механизма обеспечения и повышения экономической устойчивости // Вестник МГ СУ. 2011. № 6. С. 161—166. ↑
-
Папельнюк О.В., Ромашова С.В. Обоснование специфики инновационной деятельности малых строительных предприятий в системе государственного строительного заказа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11—2 (52—2). С. 598—600. ↑
-
Уварова С.С., Папельнюк О.В., Паненков А.А. Концептуальные и методические аспекты управления инновационным развитием строительного предприятия в проекции теории организационно-экономических изменений // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3—2 (56—2). С. 809—811. ↑