Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (Теоретические аспекты защиты прав потребителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23).

Маркировка. Информационные знаки. Штриховое кодирование.

Информация о товаре: товарная, коммерческая, потребительская. Товарная информация: в словесной, цифровой, изобразительной, символьной и штриховой форме. Средства товарной информации: маркировка, технические, нормативные и сопроводительные документы. Производственная маркировка: этикетки; кольеретки; вкладыши; ярлыки и бирки; контрольные ленты; клейма и штампы. Торговая маркировка: ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка.

Структура маркировки. Товарные знаки и знаки обслуживания. Фирменные ТЗ. Ассортиментные ТЗ. Знаки наименование места происхождения товара. Знак соответствия. Национальный знак соответствия. Транснациональные (региональные) знаки соответствия. Компонентные знаки. Размерные знаки. Экологические знаки (ЭЗ).

Товаросопроводительные документы: договор-накладная, дорожная ведомость, приложения (сертификаты, удостоверения о качестве, ветеринарное свидетельство и др.), опись отгруженного груза, коммерческий акт (в случае повреждения груза). [2]

1.2. Основные права потребителей

Основные права потребителя:

  • на качество;
  • на безопасность;
  • на информацию;
  • на возмещение ущерба;
  • на судебную защиту.

Одно из самых важных прав потребителей - право на получение товаров, работ и услуг высшего качества. Товар обязан соответствовать условиям договора, а так же ГОСТам.  

Если товар продается по образцу или описанию, то продавец обязан продать покупателю товар, который будет полностью соответствовать образцу или описанию. Так же, если покупателем были выдвинуты еще какие-то требования перед заключением сделки, то данные требования так же должны быть выполнены.

2. Право на безопасность означает, что покупатель имеет полное право на то, чтобы товар был полностью безопасен для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Требования являются обязательными и устанавливаются законом.

Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течении установленного срока службы или срока годности товара. Срок службы товара - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Срок годности товара - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.


Производитель обязан полностью возместить вред, который нанесет его товар покупателю. Так же не допускается продажа товара (даже импортного) без информации и обязательном подтверждении его соответствия с ГОСТом, законом и установленными требованиями.

3. Право на информацию значит, что потребителю своевременно должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о том, кто продает, что продается и кем это изготовлено, а так же как и когда товар можно приобрести. Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в наглядной и доступной форме.

Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» содержит перечень обязательной информации для товаров. Это сведения:

  • о наименовании технического регламента;
  • об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе;
  • о цене в рублях и условиях приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • срок гарантии;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • срок службы или срок годности товаров;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя, импортера или уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
  • информацию о правилах продажи товаров.[3]

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток или даже несколько недостатков, то потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

За нарушение права потребителя на информацию ст.12 Закона предусматривает ответственность изготовителя.

4. Право на возмещение ущерба означает, что за нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

5. Закон «О защите  прав потребителей» (ст.17) закрепляет право на защиту судом прав потребителей. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель,  - его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора;
  • если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На практике широко распространена продажа по образцам и описанию.

Образец - это изделие, эксплуатационные характеристики которого определяют требования к качеству передаваемого товара.

Описание товара - это список неких характеристик, которыми должен располагать продаваемый товар (может сопровождаться графическим изображением, фотографией и т.п.).

Особенности продажи товаров по образцам регулируются ст.497 ГК и Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918.

В соответствии с п.2 ст.7 Закона, исполнитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Под сроком годности понимается период, по истечении которого товар считается непригодным для использования.

Сроки годности устанавливаются на:

  • продукты питания,
  • парфюмерно-косметические товары,
  • медикаменты,
  • товары бытовой химии
  • и иные подобные товары.

Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. В указанный Перечень также не вошли работы, на которые исполнитель обязан устанавливать срок годности.

Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель обязан обеспечивать покупателю возможность пользования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п.1 ст.5 Закона). Изготовитель обязан устанавливать срок службы на товары длительного пользования, в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, провода и т.д.), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. К ним относятся:

  • электробытовые товары,
  • мебельные гарнитуры,
  • машины,
  • электрические приборы,
  • детские коляски и т.д.

В указанный Перечень не вошли работы, на которые исполнитель обязан устанавливать срок службы.

Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается. а так же запрещается продажа товара, на который должен был быть установлен срок годности, но изготовитель этого не сделал (п.5ст.5 Закона). Более того, п.2 ст.472 КГ предусматривает обязанность продавца передать покупателю товар, на который установлен срок годности, с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.


Специальные права потребителей

Специальные права потребителей предусмотрены во 2 и 3 главе Закона РФ. Возникают при купле - продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг. К правам потребителей относятся:

  • права купли-продажи товара ненадлежащего качества,
  • право на обмен товара при купле – продаже товара надлежащего качества.

Статья 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков».[4]

Статья предусматривает, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков (даже несущественных) вправе отказаться от исполнения договора купли – продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Ещё покупатель может заменить «брак» на товар этой же марки (модель, артикула) или на такой же товар другой марки (модель, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. На эти действия ему отведено 15 дней со дня получения им товара с недостатком.

Если же потребитель опоздал, то указанные требования подлежат удовлетворению в следующих случаях:

  • обнаружение существенного недостатка на товаре;
  • нарушение установленных Законом №2300-1 сроков устранения недостатков товара;

Невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Кроме того, новая версия статьи устанавливает право потребителя присутствовать при проведении экспертизы товара (в случае спора о причинах возникновения недостатка товара), а не только знакомиться с её результатами и оспаривать заключение.

1.3 Законодательная база по защите прав потребителей в Российской Федерации и зарубежных странах

Законодательная защита прав потребителей на современном этапе.

Каждому потребителю нужна государственная поддержка. Государство с помощью законов борется за права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию. Законодательство РФ регулирует отношения продавца и покупателя, а так же четко прописывает права потребителей и схемы их реализации. Законодательную защиту прав потребителей в нашей стране осуществляют:


Конституция РФ. Согласно ей граждане имеют право на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и т. д.

КоАП РФ определяет административную ответственность за следующие нарушения прав потребителей:

  • ст.14.6 - нарушение порядка ценообразования (завышение, занижение регулируемых государством цен);
  • ст.14.7 - обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение);
  • ст.14.8 - нарушение иных прав потребителей;
  • ст.23.49-23.52 – содержат перечень государственных органов, осуществляющих контроль за качеством товаров и защитой прав потребителей (их задачи и функции).
  • Уголовный кодекс РФ: ст.171(1) – производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции;
  • ст.238 – производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Гражданский кодекс РФ: в его первой части дается определение: юридического лица, предпринимателя, определяются формы защиты гражданских прав и т. д.

Вторая часть содержит нормы о различных видах договоров, например, ст.426 – публичный договор ст.470 - гарантия качества товара; ст.471 - исчисление гарантийного срока; ст.472 – срок годности товара и т.д.

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года с последующими изменениями и дополнениями является основным в области защиты прав потребителей. Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение потребителями надлежащей и полной информации, определяет механизм реализации прав потребителей, а также ответственность за их нарушение.[5]

ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года – регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия.

ФЗ от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001, 10 января,30 июня 2003) определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.[6]