Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (Теоретические аспекты защиты прав потребителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования законодательных актов обязательны для выполнения на территории РФ всеми изготовителями, исполнителями, экспортерами и продавцами товаров и услуг.

Помимо вышеперечисленных, отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативными актами:

ФЗ от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (с изм. и доп. от 31 декабря 2002, 10 января 2003)

ФЗ от 22 ноября 1995 №18-ФЗ ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп. от 29 декабря 2001, 24,25 июня 2002)

ФЗ от 22 июня 1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изм. и доп. от 02 января 2000, 30 декабря 2001, 10 января и 30 июня 2003)[7]

Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Утвержденное постановлением Правительства РФ 17 июня 2004 года №294.

Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г.№1222, от 02 октября 1999 г. №1104).

Правила по предоставлению различных видов услуг (ремонта и технического обслуживания автомобилей, оказания платных образовательных услуг, распространения периодических печатных изданий по почте и т.д.).

Это основные нормативные акты, применяемые в области защиты прав потребителей.

Отталкиваясь от Закона «О защите прав потребителей», а именно от определений и таких понятий, как «продавец», «потребитель», «исполнитель» отношений, мы точно понимаем, что чаще всего отношения между продавцом и покупателем регулируются с помощью гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг. В частности:

  • из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения;
  • найма жилого помещения, в т.ч. социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п.2 ст.676 ГК РФ);
  • подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан;
  • проката;
  • перевозки граждан, их багажа и грузов;
  • комиссии;
  • хранения;
  • из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя – гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов–граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
  • договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных)
  • и других договоров, направленных на удовлетворение потребностей потребителей, не связанных с извлечением прибыли.

Когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие закона «О защите прав потребителей», применяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности относится договор банковского вклада, договор страхования.[8]

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения:

  1. вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров;
  2. вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг (отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг);
  3. гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Но, регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг (водоснабжение, энергоснабжение и т.д.).
  4. отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно - распорядительные полномочия:
  5. отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия;
  6. отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий (кроме предоставления гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера);
  7. отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно - распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).

Информация об изготовителе (продавце).

Приобретая товар, покупательобязан получить следующую информацию:

  • сведения об изготовителе (продавце);
  • режим работы изготовителя (продавца);
  • реализуемые товары.

Установлен свод правил по предъявляемой информации:


  • информация обязана быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной,
  • способ доведения данной информации до потребителя - в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи на русском языке и по усмотрению изготовителя (продавца) на иных языках народов РФ.

О языках, используемых в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» в ст. 22 говорит следующее: «Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». [9]

Несоблюдение законов о предоставлении информации в необходимом объеме на русском языке, даже если она имеется на иностранном языке, следует воспринимать как непредставление такой информации.

Изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю следующую информацию:

  • фирменное наименование своей организации;
  • место ее нахождения (юридический адрес);
  • режим работы;
  • информацию о лицензии и свидетельстве о государственной аккредитации (номер, срок действия, выдавший орган), если осуществляется деятельность, подлежащая лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Информация по п.п. 1-3 располагается в конкретно указанном месте - на вывеске. В торговле вывеска является основным источником, откуда потребитель может почерпнуть о нем информацию.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития защиты прав потребителей на основе анализа основных статей Федерального Закона

2.1 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения

В современном мире у покупателя есть масса различных выборов: товары, поставщики, продавцы и изготовители. Каждый человек может выбрать товар или услугу по своему личному мнению и вкусу. Но, к сожалению, даже на таком огромном рынке спросов и предложений появляется масса проблем и споров.


Одним из самых распространенных нарушением прав потребителей является не предоставление качественной и своевременной информации о товаре, либо же о его производителе. Это приводит к конфликтам между продавцом и покупателем. Зачастую гражданин покупает товар без нужной информации о нем, что приводит к неправильному использованию или даже к вреду здоровья покупателя.

Например, ярко данную тенденцию можно проследить на мебельном рынке, на рынке пластиковых окон, автомагазинов, заведений быстрого питания, продовольственных магазинах, а так же магазинов электробытовых приборов. Рекламные вывески повествуют о качественных кухнях и окнах из Италии, гостиной мебели из Германии, машины из Америки, лапши из Японии так далее. Но в большинстве случаев даже при поверхностной проверке документов оказывается, что сырье для, например, мебели берется из ближайших производственных фирм, а собирают её в том, же магазине, где расположена вывеска.

Ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей» дает право потребителям требовать достоверной информации о предоставляемых товарах, работах и услугах, а также предусматривает ответственность за неисполнение такой обязанности, в том числе и за недостатки товаров, работ и услуг, которые возникли вследствие недостоверной информации (п. 1-4 ст. 18 и п. 1 ст. 29 ФЗ).[10]

Также наблюдаются серьезные нарушения и относительно качества товаров. В этом случае потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В результате нарушений существующих на рынке пищевых товаров причиняется большой вред здоровью потребителя.

Что касается гражданской ответственности, то гражданин, право которого, как потребителя нарушено, имеет полное право обращаться за судебной защитой и взыскивать материальный и моральный ущерб, в полном соответствии с действующим гражданским законодательством.

Также большое количество нарушений можно встретить и на рынке предоставления услуг или выполнения работ. Например, часто обращаются потребители, поручившие по договору Исполнителю изготовить окна или двери, а Исполнитель нарушает срок. В этом случае можно смело требовать выплаты законной неустойки (п. 5 ст. 28 ФЗ она составляет 3%). Кроме того, чтобы уклониться от ответственности Исполнители высылают своим клиентам уведомления о том, что фирма либо закрывается, либо вообще просто съезжают со своего юридического адреса и потребитель не знает куда обращаться. Если столкнулись с такой ситуацией, то можно обратиться в полицию.


Для повышения эффективности защиты прав потребителей, прежде всего, требуется грамотное и своевременное обучение населения навыкам защиты своих прав, а так же правильного поведения по отстаиванию своих интересов. Зачастую граждане просто на просто не знают свои права и то, что они могут их отстаивать.

Так же следует создать «здоровую» конкуренцию среди предпринимателей и бизнесменов. Когда идет чистая и качественная конкуренция среди производителей, они волей или неволей будут производить качественный товар.

Государство должно сделать доступные центры по контролю качества товаров и услуг, что бы было больше взаимоотношений между населением и государством на прямую. Такие организации есть, но их очень мало и они не всегда нацелены на своевременное и качественное оказание помощи жителям.

Так же необходимо знать каждому гражданину основные положения законодательства о защите прав потребителей, т. к. оно дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.

2.2 Деятельность организации по защите прав потребителей и Анализ нормативно-правовой базы защиты прав потребителей продовольственных/ непродовольственных товаров

Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей требует создать соответствующую информационную базу. Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в сфере защиты прав потребителей, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовке федеральных, районных, региональных программ по защите прав потребителей. До сих пор информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей при местных администрациях осуществляется нерегулярно. Ситуация в России усугубляется и удаленностью территорий, низким качеством связи. Обеспечение в России оперативного учета и немедленного реагирования на поступающие от потребителей жалобы и заявления, информацию о недоброкачественных товарах сегодня - одна из наиболее актуальных задач. Решить эти проблемы призвана Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС).

Информационная система должна обеспечить решение следующих проблем: