Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (Теоретические аспекты защиты прав потребителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодные данные опросов социологов показывают, что свыше 80 процентов российских граждан хотя бы один раз в год сталкиваются с нарушениями потребительских прав. Они причиняют ущерб здоровью - 22%, моральный вред - 53% или материальные убытки - 62% .

В последнее пару десятков лет в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей. Это происходит из-за экономического положения России, в которой происходит этап становления рыночной экономики. На данный момент в нашей стране не сформировалась адекватная цивилизованая система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей. В этот период становления экономики на «нужные позиции», потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленной защите со стороны государства и закона.

Актуальность темы. Одной из задач современной России признана нужда в применении эффективных методов защиты прав потребителей. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Данный закон определил круг прав и интересов потребителей, установил механизм реализации и защиты этих прав.

На защите прав и интересов потребителей опираются все отрасли российского законодательства: административное, конституционное, гражданское, административно и уголовное. Изучение основных закономерностей, тенденций, проблем, а так же путей их решения в прошлых веках помогает избежать множества ошибок сегодня. Скрупулёзное изучение исторического опыта позволяет решать самые сложные задачи нашего века.

Цель курсовой работы заключается в изучении и соединении теории и практики применения законодательства по защите потребителей в российском и зарубежном праве.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности.
  2. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
  3. Рассмотреть основные факторы и события, которые повлияли на создание прав потребителей.
  4. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
  5. Проанализировать актуальные проблемы защиты прав потребителей.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского рынка в России и за рубежом.


Предметом исследования является законодательство, защищающее интересы и права потребителей в России и за рубежом.

Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей

    1. История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом

Законодательство защиты прав потребителей возникло в 20ом веке, однако его истоки можно обнаружить в основах истории права в целом. За основу начала законодательства была взята проблема взаимоотношений, возникавших между продавцом и покупателем, а так же между заказчиком услуг и исполнителем этих услуг. Вопрос взаимоотношений сложный и он с давних пор волновал не только юристов и психологов, но и философов. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности.

Первые нормы, касающиеся защиты прав потребителя - это договор купли-продажи, который регулировал отношения между потребителем и продавцом. Царь Хаммурапи (царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. - 1750 до н. э.) издал закон, в котором гласилось то, что запрещается обвешивать покупателей. Например, если корчемница принимала серебро по слишком тяжелой гире, то ее могли изобличить и бросить за это в воду.

Особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римские законы детально регулировали права покупателей и обязанности продавца в случае некачественного товара. Продавец обязан был гарантировать, что у товара один хозяин - покупатель, а так же предупредить клиента о скрытых недостатках вещи, если они не могли были быть обнаружены при покупке. В те времена у римлян уже были нормы, присущие современному потребительскому законодательству.

В Германском феодальном праве так же был издан указ об установлении наказания за обман покупателей. В Земском праве в параграфе 3 статьи 13 книги второй написано, что за ошибочные меры, неверные весы и за обман покупателя - преступника подобает повесить.

Французский гражданский кодекс 1804 года гласил то, что если продавец рассказывал и показывал явные недостатки или повреждения товара покупателю, то это более не влекло ответственности продавца за некачественный товар. За скрытые недостатки проданного товара продавец обязан был дать гарантию, но если это не выполнялось, то к продавцу применялись наказания.


В начале XX века на совершенно новый уровень поднимается защита прав потребителей. Именно в это время появляется понятие «потребитель».

В западноевропейских государствах в 30-е годы формировали «лиги покупателей». Они послужили прообразом современных обществ потребителей. Цель таких организаций, как в прошлом, так и сейчас, заключаются в оказании влияния на изготовителей и продавцов, которые предоставляют не качественные товары или услуги потребителям.

Лиги покупателей составляли списки добросовестных предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем и придерживались кодекса морали. Это являлось стимулом и конкуренцией для других изготовителей, но общественного давления было недостаточно.

Во Франции в 1905 году был принят Закон о фальсификации и подлогах в области производства товаров и услуг. В 1977 году одобрен Закон об охране прав и информации о потребителях. Государство обеспечивало защиту потребителей через различные организации и службы. Из них были наиболее значительные: служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров, а так же национальный институт потребления.

В Великобритании в 1984 году была опубликована Белая книга, она была посвящена обеспечению безопасности товаров. На ее основе в 1987 году был принят закон, предусматривающий ответственность за ущерб причиненный потребителю дефектами изделия.

Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Дж.Ф. Кенеди, который заявил: "Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен".

15 марта 1962 года Дж. Кенеди представил конгрессу послание "Специальное сообщение по защите прав потребителя", в котором были прописаны такие права потребителей, как:

1. Право на безопасность. Гарантия безопасности жизни, здоровья потребителя, окружающей среды. А так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки или утилизации;

2. Право на информацию. Гарантировало потребителю полную и достоверную информации о каждом приобретаемом товаре;

3. Право быть услышанным. Гарантия каждого потребителя на свободу слова, убеждения и выражения их;

4. Право на здоровую окружающую среду. Гарантирует право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.


Этот взгляд и свод законов стали мощным толчком для создания иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких, как Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека.

В 70 годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей». В 80 годы Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран. В них вошли такие принципы как:

  • право на выбор;
  • право на безопасность;
  • право быть выслушанным;
  • право на информацию;
  • право на потребительское образование;
  • право на удовлетворение базовых потребностей;
  • право на качество;
  • право на возмещение ущерба.

В России закон о защите прав потребителей был на тот момент не сформирован. Основные нормы, хоть как-то регулирующие взаимоотношения между продавцом и покупателем были изложены в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества» и ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка «О качестве продукции и защите прав потребителей». Закон был рассмотрен, но так и не был принят из-за распада СССР. Однако, наш нормативно-правовой акт послужил главной моделью формирования такого же закона о защите прав потребителей для стран-участников СНГ.

Начало реализации прав потребителей допустил закон СССР «О защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была отдана проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей.

Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

9 января в 1992 году в России был принят Федеральный Закон «О защите прав потребителей». Это означало, что россияне могут в полной мере реализовать свои права, которые закреплены в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Данный законопроект постоянно изменялся и усовершенствовался.

Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, которые позволяли потребителю удовлетворять свои потребности и быть уверенным, что закон регулирует безопасность и качество приобретаемых товаров или услуг.


На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права. Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве продукции, ответственности за нарушение прав потребителей.

Ежегодно с 1916 года 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.[1]

Оценка и экспертиза продовольственных товаров. Основы стандартизации, метрологии и сертификации.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23).

Безопасность пищевых продуктов. Особенности оценки качества продовольственных товаров. Показатели качества. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товаров.

Оценка качества: понятие. Операции и результаты оценочной деятельности.

Градации качества товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартная, нестандартная, брак и отход. Градация качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории (группы, четки и т.п.), артикулы.

Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Несоответствия и дефекты товаров: понятия, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции.

Методы оценки уровня качества: дифференциальный, комплексный, смешанный. Подтверждение соответствия.

Основы стандартизации. Сертификация как подтверждение соответствия. Требования к упаковке и маркировке продовольственных товаров. Штриховое кодирование товаров. Методы экспертизы продовольственных товаров.

Информация о продовольственных товарах.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);