Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (Теоретические аспекты защиты прав потребителей).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
Анализ и прогнозирование ситуации в сфере защиты прав потребителей.
Подготовка государственных докладов Правительству РФ о реализации государственной политике в сфере защиты прав потребителей.
Разработка предложений Правительству РФ по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.[11]
Обмен информацией с заинтересованными организациями, в том числе зарубежными; широкое информирование населения и общественности.
Разработка рекомендаций, методических материалов для территориальных органов, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных организаций по защите прав потребителей.
Оперативное оповещение всех заинтересованных организаций, граждан о случаях нарушения прав потребителей, фактах поступления в продажу товаров, опасных для жизни и здоровья.
Практика применения закона РФ «О защите прав потребителей» выявила основные направления его совершенствования:
- уточнение ряда определений и общих положений закона;
- урегулирование отношений потребителей и предпринимателей, связанных с инфляционными процессами;
- расширение полномочий органов по защите прав потребителей при местных администрациях;
- конкретизация компетенции и полномочий органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в целях увеличения эффективности и согласованности этой деятельности.
Такой выбор был сделан на основе анализа более 25 тысяч дел по заявлениям и жалобам потребителей, рассмотренных Федеральным антимонопольным органом России и его территориальными управлениями, а также обширного опыта работы органов по защите прав потребителей при местных администрациях, судебных органов, общественных организаций потребителей. Принятие предлагаемых изменений и дополнений позволит укрепить правовые основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей должна вестись в следующих направлениях:
Потребитель на рынке сертифицированных услуг должен находится в равном положение по отношению к продавцам, изготовителям и экспертам. Закон о независимой потребительской экспертизе призван регулировать отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, продавцами и независимыми экспертами по вопросам проверки, объективной оценки и информирования заинтересованной стороны о реальном состоянии продукции, подвергшейся экспертизе.
Предлагаемые положения и нормы законопроекта упорядочили бы взаимоотношения на рынке услуг по добровольной сертификации, позволили бы персонифицировать функции по государственному регулированию этого рынка, усилить ответственность за результаты анализа продукции, подвергаемой проверке. Данный законопроект можно и нужно разрабатывать в сочетании с совершенствованием законодательства о стандартизации и сертификации.
В развитие нуждается и законодательство, обеспечивающее защиту прав потребителей от некачественных продуктов питания (особенно импортного производства), которые заполонили Россию.
В разрабатываемом под руководством Госкомсанэпиднадзора России и МВД законопроекте «О качестве и безопасности пищевых продуктов» должны содержать нормы и положения по регулированию отношений на всех этапах производства, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов между изготовителями, получателями, продавцами и потребителями. Анализ международного опыта и опыта ведущих экономических развитых стран свидетельствует, что специального законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов является основополагающим в механизме реализации прав граждан на получение безопасных для жизни и здоровья и полноценных пищевых продуктов, а также получение достоверной информации о составе, пищевой ценности и потребительских свойствах продуктов питания.
В группе пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности России, три наименования, их следует запомнить:
- Е121 СITRUS RЕD 2 (цитрусовый красный 2) - краситель;
- Е123 АMАRАNTH (амарант) - краситель;
- Е240 FОRMАLDЕHYDЕ (формальдегид) - консервант.[12]
2.3. Рассмотрим ситуацию с некачественным iPhоnе 7.
В 2017 году у меня, как у потребителя возник вопрос: «Какой телефон купить?»
Конечно же, самые важные критерии при покупки нового смартфона это:
- большая память телефона,
- пиксельное разрешение,
- мощь зарядной батареи,
- хорошее качество фотоснимков и видеоснимков,
- прочный корпус,
- яркий экран,
- громкость динамиков,
- громкость наушников,
- телефона,
- а так же надежность его защиты.
В 21 веке к таким вещам относятся серьезно, так как на данный момент развития экономики и технологий, на рынке преобладают несколько передовых компаний-лидеров. Выбор сложен, так как все аппараты, вроде как, очень разные, но и одновременно очень схожие.
Они из самых распространенных лидеров в данной системе являются такие знаменитые компании, как:
- Apple (МФА — американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения. Один из пионеров в области персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом. Штаб-квартира — в Купертино, штат Калифорния. Благодаря инновационным технологиям и эстетичному дизайну, корпорация Apple создала уникальную репутацию, сравнимую с культом, в индустрии потребительской электроники. Компания занимает первое место в мире по рыночной капитализации, размер которой по состоянию на 5 сентября 2017 года составляет $850 млрд. [13]
- Samsung Group — южнокорейская группа компаний, один из крупнейших чеболей, основанный в 1938 году. На мировом рынке известен как производитель высокотехнологичных компонентов, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видеоустройств. Главный офис компании расположен в Сувоне.
Слово «Самсунг» в корейском языке означает «три звезды». Возможна связь такого названия с тремя сыновьями основателя Samsung Ли Бён Чхоля, младший из которых Ли Гон Хи возглавил компанию в 1987 году в нарушение всех восточных традиций наследования, в согласии с которыми старший сын наследует большую часть семейной собственности. [14]
- Nokia Corporation — финская транснациональная компания телекоммуникационного оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей.
По состоянию на начало 2013 года, в компании работало немногим менее 100 тыс. сотрудников, в конце 2000-х число сотрудников доходило до 132 тыс. человек. Продукция компании продаётся более чем в 150 странах мира. С 2000-х годов по 2011 год занимала крупнейшую долю на рынке мобильных телефонов, по состоянию на 2012 год — на втором месте с долей 19 % (после Samsung с 22 %). В 2011—2012 годах Nokia начала активно сотрудничать с американским гигантом Microsoft, по сути, отказавшись от поддержки своей собственной операционной системы для мобильных устройств Symbian и развития операционной системы MeeGo, перейдя на платформу Windows Phone. Осенью 2013 года Nokia объявила о продаже своего мобильного бизнеса Microsoft за 5,44 млрд евро. В апреле 2015 года был подписан договор о намерениях с Alcatel-Lucent, согласно которому эта компания будет приобретена за 15,6 млрд долларов. В мае 2016 года Nokia объявила о сотрудничестве с вновь созданной компанией HMD Global Oy, которая будет производить телефоны и планшеты под брендом Nokia. В пресс-релизе от 1 декабря 2016 года Nokia официально подтвердила, что не является инвестором или акционером HMD. Впоследствии одним из основных направлений деятельности Nokia стала разработка следующего поколения стандартов для сетей подвижной связи 5G и их тестирование на сетях действующих операторов связи.
Штаб-квартира компании находится в Эспоо, городе-спутнике Хельсинки.[15]
Для того, чтобы выбрать качественный товар, мне было необходимо сравнить товары по внутренним и по внешним преимуществам. Поэтому некоторое время я углублялась в изучение характеристик тех или иных мобильных телефонов, дабы определить самый качественный. Но для того, чтобы это определить, мне еще приходилось учитывать и другие факторы. Например, я взяла в усмотрение такие моменты, как:
- Можно ли взять телефон в рассрочку или нет
- Какая гарантия у данного товара
- Отзывы других покупателей о продавце и товаре
- Как компания реализует права потребителей
После всех сравнений, я пришла к выводу, что самый качественный телефон я могу приобрести у лучшего продавца, кем является магазин «Re:Store», в котором продается вся техника произведенная компанией Apple. Я считаю, что это лучшая компания на рынке и они производят самые удобные, быстрые, качественные, а так же, элегантные мобильные телефоны.
К сожалению, даже у качественного продавца есть брак, что приводит к некому конфликту между сторонами. Поломка моего телефона произошла через 1,5 недели, что однозначно входило в гарантийный срок.
Так как потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Федерального Закона «О защите прав потребителя» требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, было подано заявление на обмен данного телефона на новый такой же марки.
Даже если недостаток был обнаружен за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, т.е. производственный брак и подобные недостатки.
В нашем же случае, с момента течения гарантийного срока прошло всего 8 дней, что даже при минимальном сроке гарантии в 12 месяцев позволяет потребителю требовать (п.1 ст. 18 З о ЗПП):
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Предъявление требования Потребителя должно быть обосновано и в соответствии с абз.2 п.5 ст. 18 ФЗ оЗПП «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.»
Соответственно ст. 21 ФЗ оЗПП указывает на то, что «в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования»[16]
В случае же возврата денег уплаченных за товар потребитель в соответствии со ст. 22 ФЗ о ЗПП вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований в десятидневный срок.[17]
Соответственно считаем, что за недостатки товара, обнаруженные в пределах гарантийного срока (в течении 8ми дней), отвечает продавец. Поэтому мы имеем право действовать по своему усмотрению. И требовать замену на аналогичный товар или возврат уплаченной суммы.
В случае судебного разбирательства мы будем требовать возмещение морального вреда и штрафа 50% в пользу государства.
До судебного разбирательства надо пройти ряд установленных обязательных шагов в приложении 2.[18]
В нашем случае наше заявление приняли и одобрили сразу же после написания. Данный испорченный телефон был обменян в течении двух рабочих дней, что соответствует закону о правах потребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы подчеркивает то, что опыт рыночной экономики еще не достиг своего пика, что показывает нам то, что необходимо сохранять государственный контроль и полностью полагаться и надеяться на усовершенствование всех законов.