Файл: Построение организационных структур. Понятие и сущность организационно – управленческих структур, принципы построения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектирование совершенствования производственной структуры предприятия проходит те же стадии, по которым проводится любая проектная работа. Основное внимание экономистов при этом сосредоточивается на оценке экономической эффективности предполагаемых работ.

В процессе проектирования определяется существо предполагаемых изменений в структуре предприятия, состав его цехов, участков, обслуживающих хозяйств, их масштабы, характер размещения, тщательно обсуждаются эти изменения с широким кругом специалистов и с коллективом трудящихся, используются данные отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. После одобрения вышестоящих органов управления проектный материал передается для детальной разработки в соответствующие проектные организации. Дальнейшая работа экономической службы в области совершенствования структуры предприятия заключается в контроле и анализе разработок проектных организаций, расчете экономической эффективности в этой области.

Исходным моментом при проектировании структуры предприятия является характеристика производственного процесса. Прежде всего определяют ту часть основного процесса производства и номенклатуры вспомогательных хозяйств, которая включается в рамки одного предприятия. При этом необходимо учитывать, что отделение от действующих предприятий ряда вспомогательных (инструментальное, энергетические), заготовительных производств и изготовления деталей общеотраслевого и межотраслевого применения, связанных друг с другом устойчивым кооперированием, является важнейшим направлением совершенствования структуры действующих предприятий.

Следующей стадией проектирования структуры предприятия является определение масштабов однородных производственных процессов, прежде всего в основном производстве. Одновременно на основе анализа масштабов изготовления различных видов продукции с учетом ее конструктивной и технологической однородности выявляется рациональный уровень специализации производственных подразделений. Отправными моментами при этом являются углубление специализации и обеспечение оптимального размера производства по частным производственным процессам.

Следующей стадией проектирования является увязка и корректировка специализации и масштабов производственных подразделений.

В том случае, когда масштабы производства однородной продукции невелики, приходится идти на определенную деспециализацию подразделений; когда эти масштабы больше оптимального — встает вопрос о рациональной централизации производства, т. е. возникает возможность дублирования производственных подразделений.


На этой стадии осуществляется выбор организационной структуры предприятия. Она включает: определение степени рациональной централизации производства, выбор административных структурных единиц — цехов, участков и т. д.

Следующая стадия проектирования структуры — определение форм и направлений взаимосвязи между производственными подразделениями предприятия. В основе этой работы лежит анализ и определение последовательности и масштабов производства, согласование темпов частных производственных процессов и обеспечение их пропорциональности. Важнейшим путем решения этого вопроса является использование методов рациональной организации производства. На этой стадии работы проводится корректировка уровня специализации отдельных подразделений, Кооперированные связи являются базой для окончательного выбора организационной структуры и планировки предприятия.

Среди основных путей совершенствования производственной структуры в настоящее время называют следующие:

Укрупнение предприятий и цехов (это позволит в более широких масштабах внедрять новую высокопроизводительную технику, постоянно совершенствовать технологию, улучшать организацию производства);

Поиск и реализацию более совершенного принципа построения структуры (для проектируемых предприятий) и использование резервов улучшения структуры (для действующих предприятий);

Рационализацию соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

Улучшение планировки предприятия (соответствие генерального плана предприятия выбранным основным технологическим процессам);

Развитие специализации, кооперирования и комбинирования производства;

Унификацию и стандартизацию процессов и оборудования.

Поскольку процесс перехода к новой производственной структуре более сложен, чем создание новой организационной структуры, следует определить:

принципы и методы совершенствования, в соответствии с которыми будет улучшаться производственная структура;

факторы внутренней и внешней среды, которые нужно принять во внимание (производственная структура должна изменяться в соответствии с изменениями внешней среды);

тенденции совершенствования производственной структуры.

Вопрос о выборе и улучшении производственной структуры предприятия (объединения) должен решаться как при строительстве новых предприятий, так и при реконструкции действующих.

В перспективе предприятия должны перейти к такой производственной структуре, где отсутствуют заготовительные и инструментальные цехи, где сокращено число механических и ремонтных цехов. Одной из современных тенденций совершенствования производственной структуры в настоящее время продолжает оставаться формирование гибких производственных процессов. Производственная структура предприятия, состоящая из гибких модулей, нацеленных на изменяющиеся потребности, отражает новый характер производства как клиенто-ориентированного, что соответствует новым тенденциям создания совершенной производственной структуры. На это направлены и такие способы и формы ее изменения, как реинжениринг бизнес-процессов, всеобщая система управления качеством по международным стандартам ISO 9000 (серия международных стандартов ISO, регламентирующих управление качеством на предприятиях) в ее различных модификациях.


Качество использования имеющихся возможностей, ресурсов и благоприятной рыночной обстановки связано на предприятии с механизмом планирования производства. Построение оптимального с точки зрения возможного изменения рыночной ситуации плана является залогом реализации внутренней устойчивости предприятия во внешней экономической среде. Именно поэтому следует обратить особое внимание на материал по планированию производства.

Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами и участками должно быть направлено на повышение удельного веса основных цехов по количеству занятых рабочих, стоимости основных фондов, размеру занимаемых площадей.

Рационализация планирования подразумевает совершенствование генерального плана предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации. 

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная.

Главные характерные черты структур органического типа: меньшая сложность и низкий уровень форма­лизации, тесное сотрудничество и децентрализация принятия ре­шений, развитая сеть неформальных коммуникаций.

В органических структурах управления реализуется стремление уйти от пирамидальной конструкции, которая так долго была их непременной частью.

Теоретически это связано со следующими причинами:

  1. быстрые и неожиданные изменения, к которым пирамидальная конструкция плохо приспособлена, так как ее основу составляют цепи команд, правила, стандарты, жесткая система подчинения;
  2. растущее разнообразие, характерное для деятельности сегодняшних организаций, не может быть обеспечено узкоспециализированными службами иерархической структуры;
  3. изменение управленческого поведения, отражающее стремление менеджеров уйти от командного стиля и больше полагаться в своей работе на сотрудничество и общие гуманитарно-демократические ценности;
  4. использование компьютерной технологии, требующей от всех работников повышенной гибкости.

Дирижер оркестра - руководитель организации - может в этих условиях значительно расширить масштабы контроля (управляе­мости), а потребность в инструкциях и правилах резко сокращается, так как каждый участник оркестра имеет свою партитуру (стандарты исполнения), понимание которой получено в процессе профессионального обучения. Задача руководителя - обеспечить целостность общих усилий, которые должны соответствовать плану.

Рыночная стратегия – это такая стратегия, цели которой непосредственно связаны с успехами в деятельности на рынке. Стратеги не должны подчиняться среде, воспринимать ее как данность. Они обязаны упреждать возможные перемены, влиять на происходящие внутри и вовне компании изменения. Так, при помощи творческих, активных стратегий можно воздействовать на государственную политику, потребности покупателей и технологический процесс.

Компания «Поволжье-НВ» специализируется на продаже и установке климатического оборудования, что позволяет говорить о накопленном значительном опыте оперативного решения вопросов проектирования, ремонта, монтажа, сервисного обслуживания.

Многолетняя успешная работа компании «Поволжье-НВ» на рынке климатического оборудования обусловлена стабильностью и динамичностью развития отраслей компании. Гарантированное качество и оперативное исполнения профессиональных работ — вот визитная карточка компании «Поволжье-НВ».

На сегодняшний день специалисты компании «Поволжье-НВ» успешно реализуют задачи по проектированию и установке, подбору и сервисному обслуживанию самого широкого спектра климатического оборудования, предназначенного как для использования в частных домах, так и объектах промышленного масштаба.

Для оптимизации работы предприятия предлагаем ряд мероприятий:

1. Дисконтная система - надежный инструмент стабилизации и увеличения объема климатического оборудования в ООО «Поволжье-НВ». Предоставление скидок в розничной торговле является широко распространенной практикой, направленной на удержание постоянных клиентов и привлечение новых. Как правило, объем продаж при правильной организации системы и эффективном ведении дисконтной программы увеличивается более чем на 20% в течение определенного периода.

Таким образом, снижение цен для покупателей, приобретающих крупные партии климатического оборудования, приведет к ускорению оборачиваемости и получению дополнительной прибыли в сумме 10 тыс. руб. с каждого объема продаж, реализованных со скидкой.


2. В целях повышения прибыли от продажи продукции предлагаем оказание дополнительных услуг в ООО «Поволжье-НВ» .

3. В целях повышения объема продаж и увеличения размера прибыли предлагаем проведение рекламы на радиостанциях России с целью привлечения потенциальных партнеров и повышения профессионального имиджа.

Балансовая прибыль ООО «Поволжье-НВ» при этом увеличится на 99 тыс. руб.

4. Привлечение к сотрудничеству предприятий в городах.

5. Максимальное расширение ассортимента климатического оборудования всех модификаций.

6. Улучшение работы ООО «Поволжье-НВ» по выполнению заявок на запчасти из номенклатуры в установленные сроки.

Все вышеназванные мероприятия будут способствовать увеличению объемов производства и продаж, а значит увеличению выручки, снижению издержек на продажу продукции, а значит увеличению прибыли предприятия, что в свою очередь, будет способствовать наращиванию собственного капитала предприятия, ускорению оборачиваемости капитала, увеличению доходности совокупного капитала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст].- М.: Маркетинг, 2015. - 39 с.
  2. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст].– М.: Проспект, 2015. – 273 с.
  3. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. [Текст].– М: Проспект, 2015. – 452 с.
  4. Авилов В.В. Мотивы и формы создания организационных структур управления // Экономический вестник. – 2015. – № 4. – С. 14-24
  5. Авилова В.В. Сравнительный анализ организационных структур управления // Российский экономический журнал. – 2015. -№2. – С.24-29.
  6. Анбердин, Р.З. Менеджмент организации [Текст] / Р.З. Анбердин, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин и др. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
  7. Брэддик, У. Менеджмент в организации [Текст] / У. Брэддик; перевод с англ. У.Брэддик. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 344с.
  8. Виханский О.С. Практикум по курсу менеджмент [Текст]: учебник  / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2013. – 288 с.
  9. Гречикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Гречикова - М.: Банки и биржи, 2009. –258 с.
  10. Глазырин М. Корпоративные формы организационных структур управления // Экономист. – 2015. – № 2. – С. 19-29
  11. Глухов В.В. Менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Глухов – С.Пб.: СпеЛит, 2013. – 700 с.:
  12. Драчева Е.П. Управление персоналом современной организации [Текст]: учебник / Е.П. Драчева, Л.И. Юликов  - М.: Мастерство, 2013. – 326 с.
  13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: «Новое знание», 2009. – 336 с.
  14. Казанцев А. К. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / А. К. Казанцев. В. И.Малюк, Л. С. Серова; под ред. А. К. Казанцева. – М., 2009. – 426с.
  15. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения [Текст]: учебник для вузов / Н. Л.Карданская. – М.:  ЮНИТИ, 2009. – 407с.
  16. Кислицина, В. В. Менеджмент: курс лекций для студентов и преподавателей экономических специальностей [текст]/В. В. Кислицина; Киров: ВятГГУ, 2013. – 142с.
  17. Ламбен, Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] / Жан-Жак Ламбен / перевод с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2013. – 800 с.
  18. Лебедев, О. Т. Основы менеджмента [Текст] : учеб ное пособие / О.Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. – СПб. : МиМ, 2009.- 623 с.
  19. Общий и специальный менеджмент [текст]: учебник/А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин [и др.]; М.: Изд-во РАГС, 2013. – 568с.
  20. Петренко И.Н. Методические подходы к анализу организационных структур управления // Российский экономический журнал. – 2015. - №1. – С.25-27.
  21. Радыгин А. Слияние, поглощение и реорганизационные процессы, организационных структур управления // Проблемы теории и практики управления. – 2015. - № 5. – С. 21-31
  22. Румянцева З.П. Менеджмент организации [Текст]: Учеб. пособие. / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
  23. Управление организацией [Текст]: учебник / Под ред. А. Г. Поршневой и др. - М.: ИНФРА-М, 2009.-215 с.