Файл: Построение организационных структур. Понятие и сущность организационно – управленческих структур, принципы построения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Организационная структура управления представляет собой сложную совокупность связей и отношений, соответствующих им организационных форм производственного и общественного процессов, складывающихся по мере развития производительных сил и производственных отношений.

Целью работы является разработка анализ построения и совершенствования организационно – управленческой структуры предприятия «Поволжье-НВ».

Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты построения структуры предприятия.
  2. Провести анализ организационной структуры предприятия «Поволжье-НВ».

Разработать меры по совершенствованию структуры предприятия «Поволжье-НВ» с учетом рыночной стратегии.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Поволжье-НВ»» специализируется на продаже и установке климатического оборудования, что позволяет говорить о накопленном значительном опыте оперативного решения вопросов проектирования, ремонта, монтажа, сервисного обслуживания.

Предметом исследования послужила структура предприятия ООО «Поволжье-НВ»

Теоретической базой данной работы стали научно- исследовательские методы:

а) общенаучные – экономический анализ, наблюдение, измерение, сравнение, моделирование, группировки и корреляция;

б) специфические – метод бухгалтерского учета, методы формулирования общих выводов на основе обобщения бухгалтерской и аналитической практики, статистический метод, метод построения диаграмм.

Практическая значимость работы может быть определена с точки зрения разрабатывающих рекомендаций по совершенствованию организационно – управленческой структуры управления предприятия ООО «Поволжье-НВ», а также расчета экономической выгоды предложенных мероприятий.

Информационной базой исследования выступают законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам финансов предприятия, монографии и публикации в общероссийских периодических изданиях, материалы бухгалтерской отчётности и различные методические источники: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2013 – 2015 года ООО «Поволжье-НВ».

При экономическом анализе в качестве методической литературы были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам совершенствования организационно – управленческой структуры предприятия. Здесь можно назвать таких ученых как: И.А. Бланк, В.В. Киселев, A.M. Проскурин, В.Е. Черкасов и другие, а среди зарубежных экономистов Ю. Бригхема, Л. Гапенски, Ф.А. Лиса, Л. Дж. Мауера, М. Миллера, Ф. Модильяни, М.В. Энга.


Отбор литературных источников определен 2009-2015 годами издания.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность организационно – управленческих структур, принципы построения

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации[1]

Одна из главных функций организационной структуры - обеспечение координации и контроля за деятельностью подразделений организаций.

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Горизонтальное разделение труда

Пять технологий координации работы (Г.Минцберг)[2]:

  1. обоюдное согласование;
  2. контроль напрямую;
  3. определение стандартов рабочих процессов;
  4. определение стандартов выпуска;
  5. определение стандартов знаний и навыков 

Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками. 

Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач  и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека. 

Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам[3]


1) Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда;

2) Определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы; 

3) Определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы; 

Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций. 

Основные принципы группирования[4]

  1. функциональные (функции, знания);
  2. рыночные (клиент, регион, продукт).

На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная. Рассмотрим характеристики этих структур. 

Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу (Рисунок 2)[5]

Рисунок 2- Линейная структура управления предприятием

Функциональная - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы основывается на основе общих видов деятельности. 

В зависимости от задач организации эти виды деятельности могут быть разными. Ниже представлена функциональная схема организационной структуры предприятия (Рисунок 3)[6] .

Линейно-функциональная структура в значительной степени позволяет устранить недостатки как функционального, так и линейного типов управления. При данной структуре назначение функциональных служб заключается в подготовке для линейных руководителей данных, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное управленческое решение или производственное.

Рисунок 3 - Функциональная структура управления предприятием

Ниже на рисунке 4 можно наблюдать пример организационной структуры, рассматриваемой выше[7].

Рисунок 4- Линейно-функциональная структура управления предприятием


Дивизиональная  структура управления подразумевает собой то, что критерием группирования  должностей в дивизионы (отделы) выступают виды выпускаемой предприятием продукции, группы потребителей или регионы (Рисунок 5)[8].

Рисунок 5- Дивизиональная  структура управления предприятием

Матричная структура предполагает одновременное группирование на одном уровне управления по нескольким критериям. На схеме ниже представлен матричный тип (Рисунок 6)[9].

Рисунок 6 - Матричная структура управления предприятием

Комбинированная  структура  – группирование по различным критериям (Рисунок 7)[10].

Рисунок 7 - Комбинированная  структура  управления предприятием

Организационная структура есть выражение формы кооперации и разделения труда в сфере управления. Она оказывает прямое воздействие на функционирование предприятия. При более совершенном типе управления - эффективнее воздействие на объект управления и, соответственно, выше результат работы предприятия. Поэтому, структура управления должна соответствовать определенным требованиям (Таблица 1)[11].

Таблица 1 – Требования, которым должна соответствовать структура управления

Оптимальность

Оперативность

Экономичность

Число ступней управления следует свести до минимума

Управленческие решения необходимо принимать быстро

Достигается путем оптимального разделения управленческого труда

Чем больше ступней, тем менее эффективно управление

С учетом этого требования следует распределять права и ответственность

Оргструктура частично средних, малых и сверхмалых предприятий имеет следующие характеристики[12]

  1. низкое разделение труда, что зачастую является причиной перегруженности работников из-за совмещения большого количества служебных обязанностей; 
  2. непосредственное участие руководителя в производстве; 
  3. практически отсутствует деление на отделы;
  4. имеют место прямые короткие информационные каналы между работниками;
  5. между работниками преобладают неформальные отношения;
  6. работа координируется непосредственно работниками путем прямых согласований;
  7. все вышеперечисленные характеристики предполагают высокую организационную гибкость на изменение спроса, а так же другие изменения. 

Главное правило при создании структуры управления: создавать как можно меньше уровней управления и кратчайшую цепь команд.

При этом, как показывает мировая практика управления, следует шире использовать принцип рационального делегирования полномочий.

В общем случае для реализации данного принципа необходимо всю процедуру решения какой-либо задачи разбить на несколько частей таким образом, чтобы результат каждого частного решения являлся промежуточным результатом решения общей задачи[13].

Таким образом, сделаем вывод о том что, под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации. 

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная.

Далее рассмотрим сравнительный анализ организационных структур управления.

1.2. Сравнительный анализ организационных структур управления

Проведем сравнительный анализ организационных структур управления.

Достоинство линейной структуры управления - обеспечивать быструю реакцию работников на команды управления[14].

Недостаток состоит в том, что руководитель должен обладать всем объемом знаний, необходимых для осуществления процесса управления.

В настоящее время линейные структуры используются крайне редко, причем, как правило, в рамках задач малого бизнеса.

Линейные оргструктуры рассматриваются как частные случаи более общих линейно-функциональных структур.

Достоинством линейно-штабной структуры управления является обеспечение компетентной консультации руководителя.