Файл: Построение организационных структур. Понятие и сущность организационно – управленческих структур, принципы построения.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность организационно – управленческих структур, принципы построения
1.2. Сравнительный анализ организационных структур управления
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ПОВОЛЖЬЕ-НВ»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Поволжье-НВ»
3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Поволжье-НВ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Организационная структура управления представляет собой сложную совокупность связей и отношений, соответствующих им организационных форм производственного и общественного процессов, складывающихся по мере развития производительных сил и производственных отношений.
Целью работы является разработка анализ построения и совершенствования организационно – управленческой структуры предприятия «Поволжье-НВ».
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты построения структуры предприятия.
- Провести анализ организационной структуры предприятия «Поволжье-НВ».
Разработать меры по совершенствованию структуры предприятия «Поволжье-НВ» с учетом рыночной стратегии.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Поволжье-НВ»» специализируется на продаже и установке климатического оборудования, что позволяет говорить о накопленном значительном опыте оперативного решения вопросов проектирования, ремонта, монтажа, сервисного обслуживания.
Предметом исследования послужила структура предприятия ООО «Поволжье-НВ»
Теоретической базой данной работы стали научно- исследовательские методы:
а) общенаучные – экономический анализ, наблюдение, измерение, сравнение, моделирование, группировки и корреляция;
б) специфические – метод бухгалтерского учета, методы формулирования общих выводов на основе обобщения бухгалтерской и аналитической практики, статистический метод, метод построения диаграмм.
Практическая значимость работы может быть определена с точки зрения разрабатывающих рекомендаций по совершенствованию организационно – управленческой структуры управления предприятия ООО «Поволжье-НВ», а также расчета экономической выгоды предложенных мероприятий.
Информационной базой исследования выступают законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам финансов предприятия, монографии и публикации в общероссийских периодических изданиях, материалы бухгалтерской отчётности и различные методические источники: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2013 – 2015 года ООО «Поволжье-НВ».
При экономическом анализе в качестве методической литературы были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам совершенствования организационно – управленческой структуры предприятия. Здесь можно назвать таких ученых как: И.А. Бланк, В.В. Киселев, A.M. Проскурин, В.Е. Черкасов и другие, а среди зарубежных экономистов Ю. Бригхема, Л. Гапенски, Ф.А. Лиса, Л. Дж. Мауера, М. Миллера, Ф. Модильяни, М.В. Энга.
Отбор литературных источников определен 2009-2015 годами издания.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность организационно – управленческих структур, принципы построения
Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации[1].
Одна из главных функций организационной структуры - обеспечение координации и контроля за деятельностью подразделений организаций.
Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Горизонтальное разделение труда
Пять технологий координации работы (Г.Минцберг)[2]:
- обоюдное согласование;
- контроль напрямую;
- определение стандартов рабочих процессов;
- определение стандартов выпуска;
- определение стандартов знаний и навыков
Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками.
Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека.
Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам[3]:
1) Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда;
2) Определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы;
3) Определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы;
Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций.
Основные принципы группирования[4]:
- функциональные (функции, знания);
- рыночные (клиент, регион, продукт).
На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная. Рассмотрим характеристики этих структур.
Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу (Рисунок 2)[5].
Рисунок 2- Линейная структура управления предприятием
Функциональная - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы основывается на основе общих видов деятельности.
В зависимости от задач организации эти виды деятельности могут быть разными. Ниже представлена функциональная схема организационной структуры предприятия (Рисунок 3)[6] .
Линейно-функциональная структура в значительной степени позволяет устранить недостатки как функционального, так и линейного типов управления. При данной структуре назначение функциональных служб заключается в подготовке для линейных руководителей данных, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное управленческое решение или производственное.
Рисунок 3 - Функциональная структура управления предприятием
Ниже на рисунке 4 можно наблюдать пример организационной структуры, рассматриваемой выше[7].
Рисунок 4- Линейно-функциональная структура управления предприятием
Дивизиональная структура управления подразумевает собой то, что критерием группирования должностей в дивизионы (отделы) выступают виды выпускаемой предприятием продукции, группы потребителей или регионы (Рисунок 5)[8].
Рисунок 5- Дивизиональная структура управления предприятием
Матричная структура предполагает одновременное группирование на одном уровне управления по нескольким критериям. На схеме ниже представлен матричный тип (Рисунок 6)[9].
Рисунок 6 - Матричная структура управления предприятием
Комбинированная структура – группирование по различным критериям (Рисунок 7)[10].
Рисунок 7 - Комбинированная структура управления предприятием
Организационная структура есть выражение формы кооперации и разделения труда в сфере управления. Она оказывает прямое воздействие на функционирование предприятия. При более совершенном типе управления - эффективнее воздействие на объект управления и, соответственно, выше результат работы предприятия. Поэтому, структура управления должна соответствовать определенным требованиям (Таблица 1)[11].
Таблица 1 – Требования, которым должна соответствовать структура управления
Оптимальность |
Оперативность |
Экономичность |
Число ступней управления следует свести до минимума |
Управленческие решения необходимо принимать быстро |
Достигается путем оптимального разделения управленческого труда |
Чем больше ступней, тем менее эффективно управление |
С учетом этого требования следует распределять права и ответственность |
Оргструктура частично средних, малых и сверхмалых предприятий имеет следующие характеристики[12]:
- низкое разделение труда, что зачастую является причиной перегруженности работников из-за совмещения большого количества служебных обязанностей;
- непосредственное участие руководителя в производстве;
- практически отсутствует деление на отделы;
- имеют место прямые короткие информационные каналы между работниками;
- между работниками преобладают неформальные отношения;
- работа координируется непосредственно работниками путем прямых согласований;
- все вышеперечисленные характеристики предполагают высокую организационную гибкость на изменение спроса, а так же другие изменения.
Главное правило при создании структуры управления: создавать как можно меньше уровней управления и кратчайшую цепь команд.
При этом, как показывает мировая практика управления, следует шире использовать принцип рационального делегирования полномочий.
В общем случае для реализации данного принципа необходимо всю процедуру решения какой-либо задачи разбить на несколько частей таким образом, чтобы результат каждого частного решения являлся промежуточным результатом решения общей задачи[13].
Таким образом, сделаем вывод о том что, под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации.
Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.
На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная.
Далее рассмотрим сравнительный анализ организационных структур управления.
1.2. Сравнительный анализ организационных структур управления
Проведем сравнительный анализ организационных структур управления.
Достоинство линейной структуры управления - обеспечивать быструю реакцию работников на команды управления[14].
Недостаток состоит в том, что руководитель должен обладать всем объемом знаний, необходимых для осуществления процесса управления.
В настоящее время линейные структуры используются крайне редко, причем, как правило, в рамках задач малого бизнеса.
Линейные оргструктуры рассматриваются как частные случаи более общих линейно-функциональных структур.
Достоинством линейно-штабной структуры управления является обеспечение компетентной консультации руководителя.