Файл: Эффективный лидер и его команда (Теоретические аспекты лидерства в организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты лидерства в организации
1.1. Лидерство как управленческий феномен в деятельности современной организации
1.2. Взаимодействие лидера и команды в компании
Глава 2. Исследование лидерства в организации ООО «Инвент»
2.1. Краткая характеристика ООО «Инвент»
2.2. Оценка восприятия лидерства в организации
Глава 3. Мероприятия по поддержанию имиджа авторитетного руководителя в коллективе
Таблица 1
Тематическое планирование занятий
№ |
Минут |
Тема занятия |
Цель |
Процедура проведения:* |
|
---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 день Конфликты в профессиональной деятельности |
|||||
Раздел I. Вводный блок. Азы общения |
|||||
1 |
5 минут |
Знакомство участников с тренером (ведущим тренинга) |
- снять отчуждение между группой и тренером |
На данном занятии тренинга ведущий рассказывает немного о себе (знакомится), а так же доводит до группы цель, задачи и порядок проведения тренинга. |
|
2 |
2 минуты |
Упражнение «Приветствие без слов» |
-сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания; -обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе. |
Далее участникам предлагают поприветствовать друг друга используя только средства мимики м пантомимики. Далее участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. |
|
3 |
3 минуты |
Упражнение «Фигурные построения» |
Продолжение таблицы 1
4 |
4 минуты |
Упражнение «Дюжина» |
«Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. |
Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры. |
|
---|---|---|---|---|---|
Раздел II. Основной блок. Конфликты в профессиональной деятельности |
|||||
1 |
10 минут |
Дискуссия «Нужны ли нам конфликты?» |
- сформулировать позитивные последствия конфликтов в коллективе; -определить собственный стиль выхода из конфликта. |
Знакомство участников тренинга со стратегиями выхода из конфликтной ситуации: разбирались реальные ситуации. Каждый участник определил собственный стиль выхода из конфликта, проанализировав свои сильные стороны и наметив новые пути решения некоторых старых проблем. |
|
2 |
8 минут |
Упражнение «Перетягивание газеты» |
Упражнение демонстрирует важную особенность переговоров – ориентацию на дальнейшее сотрудничество. |
Участники разбиваются на пары. Каждая пара берет одну газету. Эту газету нужно свернуть в трубочку. Участники встают так, чтобы между ними было расстояние в один метр. Встают на одну ногу другую, придерживают рукой. Во второй руке газета и по команде тренера все стремяться, перетягивая газету вывести противника из равновесия. Усилия нужно дозировать так, чтобы газета не прорвалась. |
Продолжение таблицы 1
3 |
8 минут |
Мини-лекция «Конфликты в профессиональной деятельности» |
Повысить коммуникативную компетентность руководителей и сотрудников для успешного разрешения конфликтных ситуаций |
Ведущий тренинга рассказывает теоретические возможности профилактики конфликтов, прогнозирования поведения, разрешения и управление конфликтными ситуациями и улучшения отношений. |
---|---|---|---|---|
4 |
20 минут |
Упражнение «Письмо мэру» |
Научиться формировать навык аргументированного отстваивания своей позиции |
Участникам предлагается разделиться на две группы, одна из которых временно будет исполнять функции мэра, а другая функции горожан. Группа горожан должна придумать претензии мэру в виде письма, а группа мэра должна ответить на все претензии горожан не создавая конфликта. Потом группы меняются. |
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||
2 день Конфликтные типы личностей. |
||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||
1 |
5 минут |
Игра-приветствие |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
Участники рассказывают группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. |
2 |
15 минут |
Групповая дискуссия «Каналы власти» |
Определить какие умения, навыки, качества необходимы для того, что бы руководить людьми и добиваться результатов в работе |
Участники по мере значимости утверждения должны определить какими сочетаниями каналов власти пользуются в жизни и какими бы они хотели, чтобы использовали их руководители. |
Продолжение таблицы 1
3 |
6 минут |
Групповая игра «Полет на луну» |
Игра позволяет на опыте посмотреть на качества, присущие лидеру-руководителю и обсудить их в группе. |
Группа делится на две команды. После того, как участники получили инструкцию, они разбиваются на две команды. Сначала каждый заполняет бланк ранжирования предметов самостоятельно, потом идет групповое обсуждение. После один человек от команды делает презентацию ответа группы. Желательна видеосъемка для дальнейшего анализа. Затем участники просматривают выступление на видео, заполняют оценочный бланк. Тренер и группа комментируют свои оценки выступивших лидеров. Групповое обсуждение результатов игры. |
---|---|---|---|---|
Раздел II. Конфликтные типы личностей. |
||||
1 |
4 минуты |
Мини лекция – «Конфликтные типы личностей» |
Познакомить учащихся с классификацией конфликтных типов личности Д.Скотта. Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции. |
Ведущий читает лекционный материал. Участники слушают и задают вопросы после лекции. |
Продолжение таблицы 14
2 |
15 минут |
Упражнение «Мобильник» |
Игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности |
Группа делится на 6 подгрупп. Тренер выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности ( «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверхпокладистый» «жалобщик», и «скрытый агрессор») и объясняет задание, начиная с ситуации: «В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал». Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности. |
---|
Продолжение таблицы 14
3 |
15 минут |
Упражнение «Достойный ответ» |
Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций |
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Раздел III. Заключительный блок. Обратная связь. |
||||||||
3 день – Манипуляции. |
||||||||
Раздел I. Вводный блок. |
||||||||
1 |
1 минута |
Упражнение «Собери рукопожатия» |
Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе. |
В свободном перемещении за 5 секунд надо собрать как можно больше рукопожатий. |
Продолжение таблицы 14
2 |
4 минуты |
Упражнение «Хвостоглаз» |
Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет. |
Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме замыкающего, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды находящемуся впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т. п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме пребывающего в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3–5 минут, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 |
7 минут |
Упражнение «Покажи ситуацию» |
Развитие умения передавать и понимать информацию с помощью невербальных средств. |
Сначала участники упражнения делятся на пары, каждая из которых получает карточку с кратким описанием определённой конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. После этого все пары готовят и разыгрывают описанные ситуации на показывая доставшиеся им карточки другим участникам упражнения. |
||||
Раздел II. Основной блок. Манипуляции. |
Продолжение таблицы 14
4 |
23 минуты |
Упражнение «Манипуляции» |
Актуализация психологических знаний о способах манипуляции |
Разделить участников на подгруппы, затем каждой подгруппе дать задание: придумать, подготовить и представить ролевую игру, которая будет демонстрировать способы манипуляции. Раздать карточки, на которых написаны способы манипуляции: преувеличение типичности поведения; создание спешки, ажиотажа; злоупотребление правилом взаимного обмена; навязывание обстоятельств. Каждый способ объяснить. |
||
---|---|---|---|---|---|---|
5 |
17минут |
Обобщающее упражнение «Колобок и лисица» |
Закрепление теоретического материала, отработка навыка |
Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком. |
||
Раздел III. Заключение. Обратная связь. |
||||||
6 |
10 минут |
Заключительная часть |
Подведение итогов |
Для подведения итогов тренинга, ведущий предлагает высказаться участникам о работе. Ведущий тренинга высказывает пожелание всей группе. Каждый участник прощается с группой, говорит всем теплые слова. |
В ходе тренингов отмечалась положительная динамика процессов в группе.
Руководители как участники тренингов проявляли заинтересованность, активно включились в совместную деятельность.
Был создан положительный эмоциональный настрой, участники раскрепостились и были достаточно открыты для взаимодействия, проявляли заинтересованность в тренинговых занятиях, чему способствовали разминочные упражнения на сплочение группы, проводимые на протяжении всех тренинговых занятий.
Обратная связь, проводимая в конце каждого занятия, закрепляла рабочий настрой и положительные эмоции от занятия, а также давала возможность всем участникам высказать свое мнение и получить ответы на вопросы.
В процессе обсуждений упражнений и на этапе обратной связи участники обменивались впечатлениями от выполненных упражнений, рефлексивно слушали друг друга, отрабатывали навык координировать свое поведение с намерениями других людей, действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией.
Группа руководителей в целом показала себя легко обучаемой, мобильной.
При этом участниками ощущалась сложность и многогранность тем тренинга, их необходимость в профессиональной деятельности, а также и в межличностном общении.
Руководители организации постоянно задавали вопросы по практическому применению полученных навыков, обсуждение проведенных упражнений проходило ярко и насыщенно, участники спорили, доказывали свою точку зрения, проявляли активность.
Руководители после проведенных мероприятий стали более стрессоустойчивы и менее конфликтны, менее тревожны и менее агрессивны, стали более мотивированы.
До коррекционных мероприятий руководители организации были склонны к принятию себя такими, какими они есть при общем принятии всех своих слабостей и недостатков, отличались принятием решений не сразу, тщательно взвешивая плюсы и минусы, не стремились брать всю ответственность на себя, учитывали мнение коллектива, а в принятии решения зависели от его мнения, учитывали реальную ситуацию, прогнозы на отдаленную перспективу данными руководителями не расматривались. Предпочитали ранее уже проверенные пути и способы решения проблем. Отличались достаточной замкнутостью, спокойствием, логичностью, значительной избирательностью в общении. Превалировал либеральный стиль руководства подчиненными.
После проведенной коррекционной работы руководители стали достаточно быстро реагировать на изменения среды организации, стали более деятельными и более активными. Способность к общению у них возросла, они стали легко вступать в контакт. По-прежнему предусмотрительны и не сразу принимают решения, но теперь стратегически выстраивают принятие решений, делают прогнозы на перспективу, опираются на логику. Последовательны и рациональны, независимы и оптимистичны. Стиль руководства – переход от либерального к демократическому.