Файл: Эффективный лидер и его команда (Теоретические аспекты лидерства в организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты лидерства в организации
1.1. Лидерство как управленческий феномен в деятельности современной организации
1.2. Взаимодействие лидера и команды в компании
Глава 2. Исследование лидерства в организации ООО «Инвент»
2.1. Краткая характеристика ООО «Инвент»
2.2. Оценка восприятия лидерства в организации
Глава 3. Мероприятия по поддержанию имиджа авторитетного руководителя в коллективе
1) цель группы;
2) кто будет лидером;
3) факторы, которые определяют изменения в групповом поведении.
По Б. Басу, если некоторые члены группы пытаются изменить поведение других, это – «пытающееся лидерство». Когда это удалось, это «успешное лидерство». Если другие члены группы пытаются и дальше изменить свое поведение, то это «эффективное лидерство». В этой теории выделяются поведенческие аспекты (потенциальное взаимодействие, согласие и групповая эффективность), а также феноменологические элементы (взаимооценка и групповая привлекательность), которые взаимодействуют между собой.
А. И. Вендов, обобщая ряд работ по лидерству, отмечает, что «... в приведенных определениях лидерства преобладает тенденция характеризовать лидера, как человека, имеющего большое влияние и большой авторитет по сравнению с другими в группе».
Л. И. Уманский под лидерством понимает социально - психологическое явление ведущего влияния личности на группу.
Итак, понятие лидерства тесно связано с понятием группы, уровнем ее развития, деятельностью и целеобразованием, межличностным поведением, процессом поэтапного развития группы и т. д. Принятие групповой цели совместной деятельности – сложный процесс, который возможен только на основе способности подгруппы опосредовать совместные действия внешне заданными требованиями, нормами, правилами.
1.2. Взаимодействие лидера и команды в компании
В современном мире эффективное управление возможно только при грамотно организованном руководстве. Очевидно, что для успешного руководства, помимо профессиональных и личностных качеств, руководителю нужна команда. От грамотно выстроенной работы лидера с командой зависит успех организации, реализация стратегического, тактического и оперативного управления. Для более четкого понимания слова «лидер» необходимо проследить историю его происхождения[18].
Слово «лидер» первоначально было образовано от западногерманского laithjan, которое под влиянием английского языка через некоторое время превратилось в глагол «to lead», обозначающий «вести», а около XIII в., — в существительное «a leader» – «тот, кто ведет», т.е. прокладывает путь[19].
Американский ученый Ицхак Халдерон Адизес выделяет в менеджменте четыре взаимосвязанные функции. В любой организации есть функция, которую ученый назвал «производство результатов (P)». Цель этой функции – удовлетворение потребностей клиента (потребителя) и достижение успеха в краткосрочной перспективе. Следующей функцией Адизес назвал «администрирование (А)». Она призвана обеспечить грамотное управление процессами в организации. «Функция предпринимателя (Е)» основывается на творчестве и готовности к риску.
Последняя функция– «интеграция (I)» создает атмосферу и корпоративную культуру в организации, которые будут способствовать эффективным коммуникациям. Данная концепция носит название PAEI. Концепция Адизеса отражает взгляды «отца» современного менеджмента Питера Друкера, который считал, что для решения задач топ менеджмента, требуется четыре типа менеджеров – менеджер мысли, менеджер дела, менеджер народа и менеджер переднего края[20].
Очевидно, что одному человеку, невозможно выполнять четыре разнонаправленных функции. Компании необходим лидер, который сможет собрать профессиональную команду. Особенно актуально наличие квалифицированной команды и лидера в малых инновационных компаниях, которые занимаются разработкой новых технологий на базе результатов научно-исследовательских проектов. Для данного бизнеса характерна очень высокая степень риска – любая ошибка лидера или его команды может привести к серьезному поражению[21].
При этом стоит отметить, что в инновации уже давно стали использовать для ускорения темпов роста экономики регионов и целых стран.Поэтому эффективная организация работы инновационных компаний – актуальная задача. На важное значение команды для лидера указывает модель Джеффри Тиммонса (Гарвардская школа бизнеса). Она основывается на трех базовых составляющих: команде, ресурсах и возможностях (рис.1).
Возможности зависят от креативности лидера и команды (для того, чтобы выделить новую возможность необходимо мыслить креативно, а не шаблонно).
Рисунок 1. Реализация PAEI концепции в модели Тиммонса
Эта модель указывает, что лидер организации не должен реализовывать все функции управления самостоятельно. Он должен делегировать полномочия подготовленной команде. Любая ли группа имеет право назваться командой?[22] Социальная психология исследует малые группы. Но то, что характерно для них, не подходит для оценивания команды. Ключевая разница малой группы и команды в том, что команда всегда набирается из профессионалов, имеет вектор на решение бизнес задачи, и сначала выполняет задачу, а только потом неформально общается. Поэтому акценты и лидерства, и менеджмента команды скорее переходят в деловую, чем эмоциональную сферу[23].
Командой как правило называют группу, состоящую из 5-7, иногда и 15-20 человек, которые имеют общие цели, ценности и подходы к выполнению совместной работы; имеют узкую профессиональную направленность и дополняют других членов команды; берут на себя ответственность за итоговый результат работы; выполняют внутрикомандные роли и идентифицируют себя и своих партнеров как команду профессионалов. Командные взаимоотношения, состоящие из таких понятий, как «чувство локтя» и «дух партнерства» могут появляться только в деловой сфере, не перенося данную практику на частную жизнь членов команды[24].
Команда первоначально создается для выполнения определенной задачи, поэтому задача диктует ролевой состав, список умений, которыми обладают участники команды, сроки исполнения задачи и систему контроля за командной со стороны лидера.
Таким образом, можно определить следующие, важные для команды, признаки[25]:
- «вместе решают поставленную задачу»;
- «владеют сформировавшимися процедурами взаимодействия»;
- «обдуманно позиционированы» и/или «взаимозаменяют друг друга»;
- «работают на достижение генеральной цели» и/или «имеют общее видение решения задачи».
Если отношения в команде кажутся не сбалансированным с субъективной точки зрения, в итоге мы можем получить дистресс. Среднестатистическому человеку дистресс не будет нравиться, следовательно он найдет выход в сокращении пути достижения нового баланса, а самый близкий вариант – понизить свой вклад в работу команды. Поэтому менеджмент команды рассчитывает на меры по увеличению у членов команды ощущения значимости своего участия в ней.
В команде важно делать достаточный уровень равенства вкладов и приобретений ее членов. Такой подход будет достигнут грамотным распределением ролей в команде. Из этого следует, что команда станет работать эффективно, если все ее члены довольны занимаемыми позициями, а сами они в ближайшем будущем смогут занять позиции на следующей ступени карьерной лестницы.
Следуя данным советам, руководитель сможет собрать команду профессионалов, готовых слаженно работать друг с другом.
Выводы по главе 1:
Лидерство в организации – это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, которая освобождает сознание человека, формируя и используя его знания, интеллект, творческую активность в интересах организации. Роль лидерства в управлении организацией заключается в том, что оно выступает как особая функция управления, связанная с запуском и проведением организационных изменений. Кроме того, лидерство распространяется на всю организацию и воспринимается большинством работников.
Лидер в организации – чаще всего индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества.
Понятие лидерства тесно связано с понятием группы, уровнем ее развития, деятельностью и целеобразованием, межличностным поведением, процессом поэтапного развития группы и т. д. Принятие групповой цели совместной деятельности – сложный процесс, который возможен только на основе способности подгруппы опосредовать совместные действия внешне заданными требованиями, нормами, правилами.
Лидер организации не должен реализовывать все функции управления самостоятельно. Он должен делегировать полномочия подготовленной команде.
В команде важно делать достаточный уровень равенства вкладов и приобретений ее членов. Такой подход будет достигнут грамотным распределением ролей в команде. Из этого следует, что команда станет работать эффективно, если все ее члены довольны занимаемыми позициями, а сами они в ближайшем будущем смогут занять позиции на следующей ступени карьерной лестницы.
Глава 2. Исследование лидерства в организации ООО «Инвент»
2.1. Краткая характеристика ООО «Инвент»
ООО “ИНВЕНТ” (далее компания «Redline») была основана 18 августа 2011 года в соответствие с Федеральным законом от 08 февраля 1998 года N 14-Ф3 “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Общество также руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Учредительным договором о создании общества, и собственным уставом компании.
Основной целью создания компании «Redline» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли путем предоставления услуг по разработке веб-сайтов, а также их рекламы и продвижения. Миссия компании – предоставление услуг высокого качества по разработке веб-сайтов в оперативные сроки с максимальной ориентацией на клиента. Компания позиционирует себя как веб-студию, способную решить практически любую задачу ее клиентов в сети Интернет.
Главная цель компании Redline - достичь максимального качества в области интернет технологий, предоставить нашим клиентам высокотехнологичный продукт, соответствующий современным требованиям. Сделать удобным, доступным сервис по обслуживанию и дальнейшему содержанию сайта.
Задачи, направленные на достижение цели: разработка веб-сайтов на базе современных платформ веб-программирования; разработка фирменного оригинального дизайна для каждого сайта; поддержка сайта на всех этапах его жизненного пути; оптимизация сайта для поисковых систем; проведение тематических рекламных кампаний в сети Интернет; разработка программных приложений, представляющих заказчику максимальное количество информации о посещаемости его сайтов; другие специфические работы, связанные с информационными технологиями в сети Интернет.
Руководство компании «Redline» заботится о своих сотрудниках, стараясь предоставить им условия, которые необходимы для комфортной работы, выслушивая их пожелания и предложения, позволяя принимать совместные решения. Кроме того, компания «Redline», работая с клиентами, руководствуется, в первую очередь, принципом честности, потому что, как показала практика, лучше всегда давать клиенту объективное представление о ходе дел, не искажая правды. Взаимное доверие позволяет улучшить отношение с клиентами и продуктивность работы веб-студии в целом.
На данный момент компания занимает первое место в рейтинге по Томску среди разработчиков веб-сайтов на платформе 1C-Bitrix, четвертое в Сибирском федеральном округе и 98е из 9000 в России.
Основными конкурентами ООО «ИНВЕНТ» на рынке г.Томска являются следующие веб-студии: 1. Студия 15; 2. R70; 3. USERSTORY; 4. Паравеб; 5. Avaj; 6. PrimoSoft; 7. Веб-формат; 8. Бобяков.ру; 9. Студия Артема Городецкого; 10. ZOOM;
Тем не менее, компанией ООО «ИНВЕНТ» было успешно реализовано порядка 80 зарегистрированных и сертифицированных проектов, что помогло сформировать устойчивую базу постоянных клиентов, и привлекает все больше новых.
Компания находится в статусе «Золотого партнера» компании «Bitrix», что позволяет ей получать программное обеспечение по партнерским ценам, а также проводить совместные конференции, посвященные сайтостроению и развитию системы CMS «1с-Bitrix».
Устав компании составлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и включает в себя: полное и сокращенное название предприятия на русском языке; сведения об управляющих органах Общества; права и обязанности участников ООО; размер уставного капитала Общества; права и обязанности органов управления; механизм выхода учредителей из ООО; механизм приема новых учредителей в состав общества; порядок перехода части уставного капитала к другому учредителю общества; порядок ликвидации и реорганизации общества.
Рисунок 2. Организационная структура ООО «ИНВЕНТ»
Внутренняя структура компании Redline представлена тремя отделами, находящимися под управлением генерального директора.
1) Отдел управления проектами под управлением ведущего менеджера, деятельность которого заключается в:
a. составлением и утверждением технических заданий для проектов;
b. разработкой прототипов веб-сайтов;
c. ведением и поддержкой проектов вплоть до их завершения;