Файл: Особенности деятельности службы управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый вопрос позволяет выделить негативные влияющие факторы, второй – внутренние резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов [4, с. 75].

Негативные факторы – это не зависящие от воли и желания руководителей обстоятельства, явления, события, которые могут оказать отрицательное воздействие на:

– дисциплину труда;

– уровень трудовой активности персонала;

– производительность и качество труда.

К числу таких факторов можно отнести неблагоприятные изменения конъюнктуры внешнего рынка труда и действия конкурентов, оказывающие дестабилизирующее влияние на внутренний рынок труда предприятия, в результате чего предприятие может испытывать дефицит квалифицированных и добросовестных работников и утечку кадров. Мероприятия по предотвращению действия негативных факторов требуют предварительной аналитической работы, позволяющей прогнозировать ход развития событий [4, с. 77].

К числу внутренних резервов относятся возможности организации по улучшению структуры трудовых ресурсов, обеспечению их количественного и качественного состава, необходимого для достижения целей предприятия, а так же огранизационные возможности наиболее эффективного их использования [10, с. 27].

Рисунок 3 - Функции службы управления персоналом [10, с. 29]

Для достижения целей функционирования системы управления трудовыми ресурсами соответствующие подразделения службы управления персоналом должны выполнять определенные функции, обеспечивающие выполнение поставленных задач в заданных направлениях деятельности службы (рис. 3).

Итак, функции отдельных подсистем службы управления персоналом необходимы для решения стоящих перед этой службой задач, а решение задач обеспечивает достижение в заданных направлениях поставленных целей ее функционирования. Идентифицировать направления работы службы (см. рис. 3) необходимо для того, чтобы более четко сформулировать кадровую стратегию [10, с. 31].

К сожалению, такой подход не применяется на практике, и задачи службы управления персоналом формулируются исходя из возникающих потребностей, что нарушает системный характер связи между целями, направлениями деятельности, задачами в каждом направлении и необходимыми для решения этих задач функциями подсистем:

«Цель -> Направления -> Задачи -> Функции»

В практике западного менеджмента (например, США и стран Западной Европы) к числу основных задач системы управления персоналом относят:


– обеспечение предприятия высококвалифицированными и инициативными работниками;

– совершенствование системы мотивации персонала;

– повышение уровня удовлетворенности трудом и трудовой активности;

– обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации работников;

– поддержание благоприятного морально-психологического климата;

– управление внутренними ротациями персонала, планирование карьеры и продвижение по службе;

– разработка и реализация программ повышения творческой активности персонала, участия в разработке и реализации инновационных проектов;

– совершенствование методов аттестации персонала и оценки результатов работы сотрудников.

К числу вышеперечисленных задач службы управления персоналом следует добавить управление конфликтами, неизбежность которых очевидна, а ущерб, причиняемый организации, может быть весьма значительным.

Несвоевременное разрешение конфликта, независимо от того, на каком уровне организации он возник, может привести к снижению производительности труда, саботажу со стороны «обиженных» работников, расширению конфликта за счет вовлечения других сотрудников и т.д. [11, с. 19]

Важность такого направления деятельности службы управления персоналом, как формирование корпоративной культуры, определяется необходимостью создания мотивирующей среды, обеспечивающей определенный уровень лояльности сотрудников, уровень трудовой активности и творческой инициативы персонала, скорость разрешения конфликтов и т.д.

Корпоративная культура является недискреционным механизмом регулирования социальных процессов, т.е. является институциональной составляющей организации, обеспечивающей соблюдение ее членами определенных норм и правил, не регламентированных официальными документами [8, с. 73].

Недискреционное управление подразумевает наличие встроенных автоматических регуляторов, действие которых направлено на стабилизацию социальной среды в заданном (целевом) состоянии. Целевое состояние обеспечивает нормативный уровень эффективности функционирования организации при соблюдении необходимых технико-экономических условий [11, с. 21].

Иными словами, целевым является такое состояние системы отношений в организации, при котором минимизируется «внутреннее трение», т.е. внутрисистемные потери производительности (эффективности) деятельности.

Уровень корпоративной культуры в организации можно охарактеризовать такими несложными индикаторами:


1) число конфликтов за фиксированный период времени и средняя трудоемкость их разрешения (время и число задействованных лиц);

2) количество инициатив персонала (предложений работников по усовершенствованию рабочих процессов и операций, фирменных стандартов; предложения по новым информационным источникам за пределами организации и т.д.);

3) средняя скорость обнаружения и устранения неполадок, нарушений, отклонений и т.д. Как правило, низкий уровень корпоративной культуры проявляется, в первую очередь, в попытках скрыть от руководства подобные факты по причине страха перед наказанием, а солидарность работников в сокрытии таких случаев вызвана безразличием работников к последствиям данного события для организации и «круговой порукой». Этот индикатор характеризует степень негативной солидарности и низкой лояльности персонала [5, с. 95].

Таким образом, служба управления персоналом, решающая перечисленный круг задач, представляет собой совокупность функционально специализированных структурных подразделений предприятия с высокопрофессиональным составом сотрудников. Специализация на функциях управления трудовыми ресурсами обеспечивает повышение эффективности деятельности линейного персонала за счет освобождения менеджеров от соответствующих функций, и одновременно обеспечивает более высокий уровень исполнения этих функций за счет специализации [5, с. 95].

2. Анализ кадровой стратегии ООО «Major Auto»

2.1. Общая характеристика ООО «Major Auto»

Компания Major является лидером автомобильного бизнеса России. Компания начала свою работу в 1998 году в качестве официального дилера марок Chrysler и Jeep. Сегодня холдинг Major это разветвленная структура из дилерских центров самых известных марок. Спектр марок, продажей и обслуживанием которых компания занимается, постоянно расширяется, компания строит новые центры и улучшает инфраструктуру существующих.

На сегодняшний день компания Major является официальным дилером 40 автомобильных марок (включая партнеров компании). В Московском регионе наша компания представлена 77 филиалами, также открыто 7 филиалов в Санкт-Петербурге.

Основной вид деятельности компании – продажа новых автомобилей всего модельного ряда, оригинальных запчастей и аксессуаров, а также сервис и техническое обслуживание автомобилей представленных автомобильных брендов.


Кроме того, дилерские центры автомобильного холдинга ООО «Major Auto» предоставляют весь спектр услуг по продаже автомобилей с пробегом, обмену подержанных на новые (trade-in), выкупу автомобилей с пробегом и постановке их на комиссию.

Миссия

- Мы профессионалы. Мы служим для ваших рекомендаций.

- Мы меняем ваш мир.

- Мы не такие как все. Мы лидеры.

Ценности компании

- Эффективность

- Клиентоориентированность

- Профессионализм

- Практичность

- Открытость

- Дисциплина

- Команда

Организационная структура управления представлена на рис. 4.

Генеральный директор

Управление

Продажи (начальник отдела продаж)

Сервис

Планово-экономический отдел

Бухгалтерия (главный бухгалтер)

Отдел кадров (начальник отдела кадров)

Отдел маркетинга (начальник отдела маркетинга)

Отдел продаж

Отдел кредитования

Отдел дополнительного оборудования

Мастера

Менеджеры по гарантии

Отдел запчастей

Рисунок 4 - Организационная структура управления ООО «Major Auto»

Структура компании четко разделена на 4 блока: управление – обеспечения деятельности предприятия (кадры, финансы, маркетинг, бухгалтерия); продажи – обеспечение торгового процесса (непосредственно процесс продажи и страхование купленных автомобилей); сервис – обеспечение послепродажного обслуживания покупателей; логистика – закупка и доставка автомобилей и запчастей.

Такая организационная структура позволяет компании полноценно развивать оба направления своей деятельности – продажи и сервисное обслуживание.

По результатам работы за 2015–2017 гг. предприятие имело следующие значения показателей, таблица 3.

Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели ООО «Major Auto» за 2015-2017 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста (%)

2016 г.

к

2015 г.

2017 г.

к

2016 г.

2016 г.

к

2015 г.

2017 г.

к

2016 г.

Выручка от продажи продукции, работ или услуг, тыс. руб.

243475

262359

277383

18884

15024

107,76

105,73

Себестоимость, тыс. руб.

193870

210292

223272

16422

12980

108,47

106,17

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

16487

18785

19241

2298

456

113,94

102,43

Прибыль от продаж

10862

8387

11088

-2475

2701

77,21

132,20

Прибыль до налогообложения

5333

3900

7266

-1433

3366

73,13

186,31

Чистая прибыль

3828

2905

6203

-923

3298

75,89

213,53

Рентабельность продаж

4,46

3,20

4,00

-1,26

0,80

71,66

125,04

Дебиторская задол-женность, тыс.руб.

4478

4671

9312

193

4641

104,31

199,36

Кредиторская задол-женность, тыс.руб.

11272

11081

13261

-191

2180

98,31

119,67

ФОТ

39685

42586

43987

2901

1401

107,31

103,29

Производительность

1067,87

1140,69

1200,79

72,82

60

106,82

105,27

Фондоотдача, руб.

14,77

13,97

14,42

-0,80

0,45

94,57

103,22

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.

31530

34870

38707

3340

3837

110,59

111,00


Данные таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что выручка растёт на всём периоде исследования, так к 2016 г она выросла на 18884 тыс. руб., а в 2017 г. на 15024 тыс. руб. Поскольку увеличиваются объёмы деятельности увеличивается себестоимость, в 2016 г. выросла на 16422 тыс. руб. и в 2017 г. на 12980 тыс. руб. Следует отметить, что темп её роста выше темпов роста выручки, что является отрицательным в деятельности организации. В связи с тем, что увеличиваются объёмы деятельности в 2016-2017 гг. увеличивается среднесписочная численность на 2 чел., и 1 чел. Соответственно.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличивается на всём периоде исследования (в 2016 г. на 2298 тыс. руб., в 2017 г. на 456 тыс. руб.).

Прибыль от продаж в 2016 г. снизилась на 2475 тыс. руб., прибыль до налогообложения и чистая прибыль так же снизились на 1433 тыс. руб. и на 923 тыс. руб. соответственно. Прибыль от продаж в 2017 г. увеличилась на 2701 тыс. руб. Положительный финансовый результат по прочим видам деятельности стал причиной того, что прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в 2017 г. на 3366 тыс. руб. и на 3298 тыс. руб. соответственно.

В 2016 г. рентабельность продаж снижается на 1,26 п.п., однако в 2017 г. она увеличилась на 0,80 п.п. и составила 4 %. Дебиторская задолженность увеличилась на всём периоде исследования. В 2016 г. на 193 тыс. руб. и в 2017 г. на 4641 тыс. руб. что ведёт к прямому отвлечению средств из оборота. Кредиторская задолженность в 2016 г. снизилась на 191 тыс. руб. Рост дебиторской задолженности в 2017 г. привёл к росту взаимных неплатежей, в связи с чем, кредиторская задолженность в 2017 г. увеличилась на 2180 тыс. руб. Фонд оплаты труда увеличивается на всём периоде исследования. Так же следует отметить увеличение средней заработной платы, в 2016 г. она увеличилась на 0,92 тыс. руб. и в 2017 г. на 0,44 тыс. руб. Положительным моментом в 2016-2017 гг. является то, что темпы роста средней заработной платы меньше темпов роста выручки, т. е. увеличение заработной было целесообразным, своевременным и выполняла стимулирующую функцию.

Производительность увеличилась в 2016 г. на 72,82 тыс. руб. и в 2017 г. на 60 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась в 2016 г. на 10,59. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивей его финансовое состояние. Проведем анализ показателей рентабельности предприятия.