Файл: Эффективный лидер и его команда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОЛЬ ЛИДЕРА В ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1. Формальное и неформальное лидерство

По степени формализации различают два вида лидерства: формальное и неформальное.

Формальное лидерство реализуется руководством как представителем властной структуры и основано на правовых отношениях сотрудника и руководителя. Неформальное лидерство –процесс, который осуществляется не с позиции определенных должностных обязанностей, а с помощью специфических качеств того или иного члена группы[17].

Неформальным лидером может быть только лишь руководитель, способный стать референтной личностью практически для всех членов коллектива, при этом он должен точно понимать и выражать желания той группы, чье влияние будет доминировать. Такой лидер формирует референтные группы сотрудников, которые полностью разделяют его идеи, то есть формирует группу своих последователей[18]. Неформальный лидер формирует социальную общность своих последователей по мере того, как они осознают общий интерес в конкретной ситуации и начинают считать его целью той или иной деятельности.

Формальный лидер сможет стать эффективным руководителем только в том случае, если одновременно он является и неформальным лидером[19].

Как правило, у начинающего руководителя уже имеется большой опыт работы в роли рядового исполнителя, а это означает, что он успешно умеет решать самостоятельно те задачи, которые перед ним ставили. Типичной ошибкой, свойственной каждому второму начинающему руководителю, является неправильное осознание своего нового положения – теперь все задачи, стоящие перед подразделением, для него требуют постоянного личного участия. Это естественно – человеку хочется оправдать доверие, поэтому он стремится взять все под свой контроль и самостоятельно сделать все, чтобы быть уверенным в качестве исполнения[20].

В этом и есть личная эффективность работника, менеджера, – как можно быстрее понять, что руководитель – это не тот, кто способен выполнить больше всех заданий, а тот, кто умеет так распорядиться людскими ресурсами и так мотивировать своих подчиненных, чтобы эти задания были выполнены в минимальные сроки с максимальным качеством. Решая, с чего начать, руководитель первым делом должен «связать» себе руки, и невозможность выполнять работу подразделения лично, компенсировать, используя для этого своих сотрудников. Основная роль руководителя – «мозг» коллектива, его задача – выполнять поручаемую работу руками своих подчиненных, даже если сам он с ней справится быстрее и лучше[21].


То, насколько успешна будет деятельность руководителя, во многом зависит от, того сумеет ли он правильно выбрать стиль управления персоналом. В теории управления выделяют несколько таких стилей: авторитарный, аналитический, творческий и социальный. Выбор того или иного стиля зависит от специфики производства[22]. Для давно сложившихся производственных структур с четкой иерархической системой управления, где качество продукции напрямую зависит от строгого и неукоснительного соблюдения технологии, самым подходящим является авторитарный стиль управления. Руководство в этом случае осуществляется через систему инструкций, регламентов и приказов, обязательных для исполнения без обсуждения и вариантов.

В компаниях, занимающихся конструкторскими разработками, инженерными расчетами, научными исследованиями и анализом финансовых рынков, целесообразно использовать аналитический стиль руководства. Решения, которые принимаются руководителем в этом случае, основываются на анализе поступающей информации и точных расчетах, учитывающих и влияние случайных факторов. Поэтому эти решения не подлежат обсуждению и должны выполняться с максимальным качеством.

В компаниях или подразделениях, где востребованы креативные решения, например, IT-область, реклама, связи с общественностью, целесообразно использовать творческий стиль управления коллективом. Руководителю в этом случае, как и его подчиненным, потребуется нестандартное мышление, умение мыслить парадоксально[23].

Управленческие решения рождаются и принимаются совместными усилиями, полученный результат важнее формальностей. Задачей руководителя является проанализировать и обработать свободный поток идей, высказываемых сотрудниками, и выбрать из них одну или несколько, в наибольшей степени отвечающих поставленной цели[24].

В большинстве компаний будет востребован социальный стиль руководства, который сам по себе является одним из важнейших факторов мотивации[25]. В этом случае руководитель демонстрирует ответственность за вверенный ему коллектив, обеспечивая профессиональные, социальные и естественные потребности подчиненных. Это является важным условием и для обеспечения основной стратегической цели компании – повышения производительности труда и рентабельности предприятия. Коллектив в этом случае принимает участие в формировании управленческих решений. Это увеличивает лояльность персонала, его вовлеченность в процесс управления, ответственность, как за принятие решений, так и за их выполнение. При таком стиле руководства учитываются личные проблемы сотрудников, ищутся разумные компромиссы, это, в свою очередь, вызывает ответное чувство благодарности и персонал старается отдать работе больше сил и энергии, чем это требуют должностные обязанности[26].


В идеале, руководитель может комбинировать эти стили управления в зависимости от стоящих в данный момент задач.

2.2. Лидерские качества эффективного менеджера

Чтобы оптимальным образом произвести расстановку сотрудников и максимально использовать потенциал каждого из них, нужно не только провести оценку профессиональных и личных компетенций персонала, но и получить представление о характерах и психологических свойствах людей, работающих в подчинении. Основы психологии не будут лишними в том комплексе знаний, которым должен обладать руководитель. Начало его деятельности – это не только изучение технических и материальных аспектов работы подразделения, но и изучение психотипов сотрудников. Это поможет не только правильно компоновать рабочие группы, но и определит самые действенные способы стимулирования каждого из членов вверенного коллектива[27].

Чтобы исключить недопонимание и четко разграничить ответственность, необходимо проверить и скорректировать должностные инструкции. Распоряжения сотрудникам необходимо выдавать в соответствии с должностными обязанностями и с учетом потенциала сотрудника, стимулируя профессиональный рост, если человек демонстрирует потребность к развитию и обучению. Ставить задачу нужно четко, с указанием сроков исполнения и ожидаемого результата. Сотрудники должны знать, что у них есть право на ошибку, главное – чтобы она была обнаружена и вовремя исправлена. Но систематические ошибки – повод избавиться от «слабого звена», которое в любой момент может подвести.

От руководителя в первую очередь зависит, насколько дружным и сплоченным будет коллектив. Поэтому следует относиться ко всем сотрудникам ровно, не выделяя фаворитов, демонстрировать уважительное отношение к каждому вне зависимости от должности. Никогда не следует допускать панибратства, даже если руководитель ранее был рядовым членом коллектива[28].

Кадровый холдинг Ancor выяснил, какими качествами должен обладать идеальный менеджер. Для этой цели сотрудники компании опросили руководителей российских организаций. Как выяснилось, главное для эффективного менеджера - способность зарабатывать деньги для своей фирмы. Однако с этим мнением не согласны опрошенные «РБК daily» управленцы.


Ancor опросил собственников бизнеса и топ-менеджеров из Москвы и 17 других крупных российских городов. Респонденты считают, что главный атрибут успешного менеджера - хорошие финансовые достижения. Умение развивать потенциал подчиненных и опыт не так важны для карьеры[29].

Скромную роль отводят руководители дополнительному бизнес-образованию. Половина респондентов считает, что получать профильное образование российскому менеджеру необязательно. Также непринципиален, хотя и полезен, опыт работы за рубежом.

Опрошенные «РБК daily» участники кадрового рынка считают важным для менеджера умение зарабатывать деньги, но не ставят его на первое место. В большинстве компаний заявляют, что особенно важной является способность управленцев ладить с партнерами и подчиненными. Среди других необходимых идеальному топ-менеджеру качеств респонденты назвали способность принимать эффективные решения, лидерские качества, экономические знания, целеустремленность, энтузиазм, умение развивать свою команду.

Новое поколение специалистов 21 века выставляет жесткие требования к современному руководителю. Большинство молодых и прогрессивных работников не желают слепо доверять стереотипному мышлению своего босса и бездумно выполнять все его распоряжения. Специалисты в возрасте от 20 до 30 лет, которые носят имя «поколение Y», значительно ужесточают требования, предъявляемые к современному руководителю. Эти люди получают достойное образование в университете, а после ведут достаточно сбалансированный образ жизни, при котором есть возможность получать удовольствие от того, что ты делаешь. Для представителей этого поколения зарплата не является главным мотивирующим фактором. Именно поэтому, чтобы эффективно управлять такими работниками, человек должен иметь соответствующие качества современного руководителя.

Недавно компанией Robert Half International был проведен социологический опрос, результаты которого в полной мере подтвердили мнение, бытовавшее среди экспертов. На просьбу составить  портрет современного руководителя, с которым хотелось бы вместе работать, около 75% из 6 000 офисных работников, участвующих в исследовании, заявили, что хотят иметь наставника в лице босса. По мнению людей, руководитель должен помогать своим подопечным и содействовать их карьерному росту[30].

Интересно, что в Германии 88% специалистов заявили, что босс должен играть роль тренера и наставника. Опрошенные считают, что руководитель обязан давать объективную оценку проделанной подчиненным работе и проводить ее совместный подробный анализ. При этом консультанты по развитию персонала не могут согласиться с таким мнением[31].


Гудрун Хаппих, являясь экспертом в сфере подготовки и подбора руководителей, говорит, что управленцу не помешает быть наставником, однако далеко не каждый рожден быть учителем. Она уже пятнадцать лет тренирует менеджеров по специально разработанной методике. Ею был основан Институт Галилео, расположенный в Кельне. Гудрун Хаппих полагает, что даже в вузах вопросу подготовки будущих руководителей уделяется слишком мало внимания. Эксперт считает, что современный руководитель должен быть способен мотивировать персонал и направлять его работу на успешное достижение целей. При этом консультант заявляет, что роль наставника не столь важна для эффективного менеджера.

Женатый трудоголик без вредных привычек – таков портрет типичного российского топ-менеджера, по мнению Ассоциации менеджеров России и издательского дома «Коммерсантъ»[32].

28 сентября 2017 г. был опубликован ежегодный «Топ-1000 российских менеджеров». Подобный рейтинг публикуется регулярно на протяжении 18 лет. В него включают самых профессиональных, по мнению самих представителей отрасли, отечественных управленцев.

Средний возраст участников рейтинга – около сорока лет. Большинство из них имеют высшее образование и даже ученую степень. Менеджеры ведут здоровый образ жизни (если не считать бешеной рабочей нагрузки): всего 15% курят, 6,5% употребляют алкоголь. 75% женаты, но у каждого третьего брак бездетный.

40-50% управленцев назвали секретом успеха упорную работу. Каждый третий топ-менеджер доволен своей жизнью. 40% не планируют менять сферу деятельности, и лишь 20% задумываются о создании собственного бизнеса.

Мышление современного менеджера, прежде всего, должно отличаться системностью. Одну и ту же управленческую задачу можно решить как минимум двумя разными способами: системным или бессистемным. Выбор решения зависит от того, как руководитель видит эту задачу. Как самостоятельную задачу, решение которой зависит только от правильного подбора алгоритма действий. Или как зависимую задачу, которую невозможно решить, если не заняться другими задачами в бизнес-системе.

На первый взгляд, преимущества системного подхода очевидны. У любого человека системность связана с порядком, бессистемность с хаосом. Но на поверку, многим будет сложно назвать конкретные плюсы применения термина «системный подход». Давайте, разберемся в чем, на самом деле, преимущества системного взгляда на вещи. Какие выгоды получает руководитель с системным мышлением?